О прорыве

     Осень. Я иду по парку. Медленно - гуляю, наслаждаясь любимым состоянием природы.
     Много опавших мягких листьев под ногами; тёмное насыщенное тяжёлое небо, тяжёлое, но не давящее; почти голые деревья; свежесть и прохлада воздуха; некоторый подъем, лёгкая встревоженность атмосферы, всего окружающего, и в то же время ничего не происходит - невероятное сочетание, сочетание особое и редкое, действующее своей размеренностью и неизменностью. Несильный ветер гоняет и кружит листву, не нарушая уюта - вот этот кусочек большого парка в слепой бесконечности бешено движущейся хаотичной материи, с застывшими и вечными белыми каменными беседками, скамейками и иногда одинокими изящными фигурами. Кусочек спокойствия и неизменности.
     Иногда в просвете массы ветвей видна тёмная река и осенний лес другого берега.
     Я вспомнил воду. Идеально прозрачная, холодная, на дне много красной листвы. Осенью всегда хочется опустить руку в воду - почувствовать мягкую холодность.
     Зелёного уже нигде нет. Где находится солнце, также определить можно с трудом через плотную завесу тёмно-серых облаков. Яркого нет. Все осенне. Даже ветер не всегда поднимает листья.
     Больше ничего нет. Ни огромного мира, ни людей – только этот парк и ты.
     Нет ни жизни, ни смерти. Это всё равно, что плыть в лодке по течению медленной реки, вокруг которой - дикий северный лес, сверху – холодное синее небо с белыми облаками, неспешно гонимыми ветром в сторону застывшего негреющего солнца.
     Лодка медленно плывет по течению. Ты свесил руку в холодную воду и чувствуешь качание лодки.
     Нет ни жизни, ни смерти. Не думаешь о том, что это может закончиться - ты лежишь и плывешь и смотришь вверх, иногда медленно поворачиваешь голову, чтобы видеть движущийся мимо лес…
     Впереди на каменной скамейке сидит человек в тёмных пальто и шляпе. Сидит, прислонившись к спинке скамейки, положив ногу на ногу. Видно, тоже наслаждается отсутствием жизни, движения резкого и суетливого.
     Мне захотелось с ним поговорить. Видно было, что он, как и я, принадлежит этому состоянию.
     ...
     - Мир в крови, в разрываемой плоти; везде мясо, кровь, гниющая плоть, рыжие пятна на разорванной одежде и земле. Мир жесток, жесток и слеп. И неотвратим, как механический пресс. И эта механическая жестокость неразрывна с таким же слепым инстинктом размножения, слепым, потому что он далеко не всегда приводит к новой жизни, зачастую порождает, продолжает линию разложения и дегенерации.
     - Плюс к тому всемирный хаос материи, стихийное нарастание энтропии - локальное ее уменьшение - жизнь как бы не в счёт...
     - Да, плюс к тому.
     - Согласитесь, вон та обнажённая девушка - камень легче самой невесомости, а совершенство линий; какое живое, милое выражение лица. И грусть. Осенняя грусть. Можно любоваться вечно, трудно оторвать взгляд...
     - Да, согласен.
     - И это сотворено руками человека, руками, с которых периодически остригаются ногти металлическими ножницами, руками, которые иногда бывают в порезах или ушибах, руками, глаза хозяина которых - обычные человеческие глаза, полные обычными человеческими чувствами, многие из которых многие назвали бы некрасивыми и животными...
     - И что?
     - Искусства не может не быть, но оно ничего не меняет. Оно одно что вон тот камень - его не может не быть, но его наличие столь же ценно, сколь и если б его не было.
     - Вы слышали разговоры или читали что-нибудь о прорыве?
     - Нет, что за прорыв?
     - Когда человек достигает единства себя и мира, когда он и мир становятся единым, когда искусство есть поступок, активно меняющий реальность - это прорыв - к способности изменения, это отбрасывание ограничений, наложенных материей на вечное в нас, это свобода, преодоление скованности перед лицом бога...
     - Не понимаю. Нет, все понятно, но... здесь нет прорыва.
     - Вы поверите мне, если я сейчас скажу вам, что при моем желании вот эта совершенная девушка, сотворенная в камне, с лицом, не омраченным грязью человеческого общества, обретёт плоть, начнёт дышать вот этим осенним воздухом и взглянет на мир, и первый её взгляд будет обращён на вас и это будет взгляд, в котором будет только одно - любовь к вам? Вы поверите мне?..
     Вы улыбаетесь. Понимаю. Но тем не менее - поверите?
     - Не понимаю, зачем вы это говорите.
     - Я вижу, вы умный человек, настолько даже, что у вас сейчас в голове мысль, допускающая возможность...
     - К чему вы всё это говорите?
     - Взгляните на девушку.
     Но я почему-то посмотрел на его руки. Под ногтями грязь, трясущиеся.
     ...
     - Знаете, когда я заканчиваю произведение, кому в первую очередь его даю прочесть?
     - Вы похвалу можете получить от многих, но вам нужна похвала только некоторых.
     - Да... Вы правы. Всё-таки... Всё-таки невозможно... невозможен...
     - Вы оцениваете не тем. Мир есть то, что он есть, и все есть то, что оно есть.
     - Да, вы правы... конечно.
     - Вы не озябли? Я живу неподалеку, мы могли бы выпить чаю. Моя супруга будет очень рада


Рецензии