Прочерк

Мы остались вдвоём. Первые пару минут меня обеспокоил вопрос: что же придумать? Чем занять чужого семилетнего ребёнка, если его доверили под мою ответственность…
Прервав эти мысли, в дверном проёме комнаты скромно появилась сама Полинка.
- Хочешь… Я что-нибудь нарисую? – вдруг предложила она, взволнованно сжимая в руках зелёную тетрадку. – Часы?
- Конечно! Давай. – с улыбкой отвечаю я, и мы садимся рисовать, постепенно привыкая друг к другу.
Она шустро берёт карандаш левой рукой и начинает нетерпеливо чертить кривой круг, на котором вскоре так же быстро появляются цифры от одного до десяти, но… все они густо вмещаются в правую половинку круга. Заметив какую-то не сразу понятную неправильность в рисунке, девочка растерянно и нерешительно дописывает 11 и 12 на том месте, где должна быть 6.
Я умилённо рассматриваю её детское озадаченное личико с карими глазками и вздёрнутым носиком.
- Ой, что-то не так… - смутилась Полинка и неосознанно взъерошила на лбу редкую чёлку.
У неё были тёмно-русые, коротко подстриженные выше плеч волосы. Сквозь них заметно выступали ушки – девочка немножко напоминала милого озорного эльфа.
- Хочешь, теперь я нарисую? – ласково предлагаю я.
В детских глазах  тут же загорелся огонёк большого любопытства, отчего она сразу передала мне тетрадь и карандаш.
Мой круг родился медленнее, но ровнее. А цифры появлялись так: 12, 6, 3, 9 – в соответствующих местах, а между ними – все остальные.
- Можно, я так попробую? – картаво произнося звук «р», попросила полная энтузиазма девочка. – Только круг начерти.
Мы рисовали больше часа… Полинка научилась ловко расставлять цифры в круге на правильных местах даже вразброс! Сначала мы изобразили обычные часы, затем электронные. Потом вместе старались разобраться во времени: Полинка училась понимать, а я – объяснять на доступном для детей языке, поскольку впервые столкнулась с такой задачей.
- Помнишь, когда Золушка убегала с бала, и её карета превратилась в тыкву? Это была полночь: на обычных часах обе стрелочки показывали на 12, а на электронных было бы «00:00». После этого начался новый день…
Способная девчонка вскоре сама научилась «переводить» на обычные часы показанное на электронных время и наоборот. Мы рисовали солнце – как оно поднимается и заходит, с чего начинается день, сколько в нем часов и минут… Для наглядности складывали спички-минуты, смотрели, с какой скоростью движутся стрелки наручных часов, включали секундомер и наблюдали, как быстро убегают секунды…
Потом Полинка дорисовала на часах глаза и улыбку. Засмеялась. И тетрадка наполнилась самыми разными смайликами – её и моими. Мы рисовали лица: весёлые, грустные, сердитые и удивлённые. Полинка узнала, что смайлик – от английского «улыбка». Потом девочка дорисовала каждой из мордашек свою причёску… Меня удивляло, с каким смелым нажимом и быстротой она проводила чёткие, хоть и неровные линии.
Короткая стрижка, разрисованная фломастерами футболка и домашние шортики придавали Полинке отчасти мальчуковые черты. И всё же, она абсолютно не казалась мне маленькой «пацанкой». Столько нежности и доброты было в ней! Столько оптимистического задора и света, который будто мощным лучом сиял из сердца и глаз Полинки!.. Она была просто Ребёнком – во всей полноте и в самом  прекрасном смысле этого слова…
- Кто же так старательно разукрасил футболку? – с шутливым намёком интересуюсь я.
Девочка пару секунд смотрит на меня наивно-удивлёнными глазками. Затем быстро смущается и стыдливо рассматривает испачканную одежду:
- Я…
- Зачем?
- Чтоб было понятно… что домашняя. – улыбается Полина.
Я не могу сдержать смех и понимаю, что этот чудесный ребёнок нравится мне всё больше.
- Ой! Который час?! – вдруг встрепенулась девчонка, опять вспомнив про время.
В ожидании любимого фильма она то и дело бегала в соседнюю комнату, чтобы посмотреть на большие бабушкины часы с боем, которые та бережно хранила с 70-х годов! Вернувшись, Полинка падала на коленки возле дивана и, жадно схватив тетрадку, быстро чертила круг и – уже автоматически – цифры в нём.
- Смотри! А сейчас большая стрелочка вот здесь!.. – показывала она мне свой рисунок с таким воодушевлением, будто это самое важное в жизни! Будто я этого совсем не знаю. Но быстрее, как можно быстрее должна узнать! Хотя, ещё до того, как Полинка бежала в другую комнату, я незаметно поглядывала на экран мобильного телефона...
- Классно! Молодец! – подбадривала я с такой же воодушевляющей улыбкой. – Сколько  осталось до твоего фильма?
- Э… Десять? Десять минут! – с восторгом отзывалась такая с виду хрупкая, но переполненная невероятной жизненной энергией малышка. – Ещё десять минут! – радовалась она подобно Колумбу, достигшему цели.
А я смотрела на неё и удивлялась, что в наше время модных виртуальных игрушек этот ребёнок так искренне интересуется простыми жизненными вещами… Что не компьютер, а сорокалетние бабушкины часы – для Полины лучшая игра! 
- А сто минут – это сколько? – вдруг снова с большим любопытством взглянула на меня девчонка.
- Давай узнаем? – предлагаю я.
Хотя сама ещё не представляю, с чего начать решение подобной задачи – чтоб было понятно первокласснику.
- Один час – это сколько минут? Помнишь?
- М-м, шестьдесят!
- Умница! Теперь надо посчитать, сколько будет сто минут минус шестьдесят?
- Ого! А как? Мы такие примеры ещё не решали…
- Ну, это просто. Давай напишем числа в столбик и закроем нолики. – мы закрыли их пальцами. – Теперь скажи, сколько будет десять минус шесть?
- Четыре! – плохо выговаривая «р», с радостью выкрикнула Полинка.
- Теперь допишем нолик – получилось…
- Сорок!
- Отлично. Значит, сто минут – это..?
- Один час и сорок минут?
- Именно так.
- Ух ты-ы-ы! А сколько будет десять… тысяч! Минус две тысячи? – вдруг спросила девочка, называя огромные для неё числа с некоторым детским испугом в глазах.
- Таким же способом. – пишу числа в столбик и закрываю нолики.
- Восемь! Восемь тысяч получится! – радуется Полинка так, будто неожиданно открыла для себя совершенно новый мир! – А если… Двадцать тысяч?!! Плюс…
В какой-то момент меня посетили сомнения: зачем создавать путаницу, если потом в своё время научится в школе?.. Но путаницы не было! И если интересно, понятно… И получается! То, почему нет?!
Так мы незаметно дошли до сотен тысяч, и юная отличница решила пример: 100 000 – 78 000!
- Огооо! – раскрыв рот, сидела Полинка и смотрела в тетрадку.
- Видишь, какие большие числа ты складываешь и вычитаешь! – восхищаюсь я.
- Ты же мне помогаешь. – улыбнулась девчонка и ласково прижалась ко мне.

Она улыбалась и казалась мне милее всех на свете! Игривые карие глазки часто убегали в сторону от смущения. А потрясающе гибкие пальчики продолжали бессознательно крутить в руках карандаш.
Полинка забыла про фильм. Она загорелась желанием артистично почитать мне выученные стихи. Затем мы увлеклись сочинением разных по настроению историй в виде сценок с игрушками…
- А какую теперь хочешь услышать? – Полинка забавно перелезла через диван и разложила на нём пушистых «актёров».
- Ну, весёлая уже была. Давай грустную?
Девчонка немного задумалась. Затем её нежные детские черты на худеньком личике приобрели самое печальное выражение, голосок стал тоненьким и жалостным… А «на сцене» появился мохнатый коричневый котик.
- Однажды… Жил себе маленький бедный котёночек. – начала Полинка соответствующей плачущей интонацией. – Он потерял маму, и ему было совсем нечего кушать… Он забился в уголок, потому что на улице шёл сильный дождь. И начал тихо плакать: «Мяу, мяу…»
Внимательно слушая историю, я вдруг почувствовала, что по спине пробежал холодок. Мой мозг не поделили между собой удивление и невероятное переживание грусти, жалости к бедному котёнку! Удивила скорость сочинения сюжета.
- Всё-всё, хватит! А то сейчас заплачу.
- Тебе правда грустно стало??? – внимательно смотрит на меня мастер драматизма.
- Конечно! – чуть ли ни со слезами убеждаю я. –  Ты молодец! Правда, круто!

Довольная актриса в восторге. Рассмеявшись, Полинка спрыгнула на пол и полезла за кресло.
- А знаешь, куда я сейчас залезу? – из-под объёмного кресла кричит она.
- Не знаю. Куда? – начинаю на ходу сочинять я. – В пещеру?
- …Точно! – немного подумав, звонко отвечает фантазёрка.
- Ты что? Там же летучие мыши!
- А я их не боюсь! Они улетели.
- И что ты видишь?.. Старинную-старинную дверь?
- Да!
- А у тебя есть ключ?
- Я в щелку пролезу. – задорно выкрикнула Полинка и вылезла из-под кресла уже с другой стороны. – Я – ловкая мышка!
После этого уже я рассмеялась. Но не хотела сдерживать яркий фонтан воображения:
- А что же за дверью? Сказочный мир?
- Ага! – соглашается девочка, таинственно приоткрыв дверь высокого шкафа.
- А мне можно с тобой туда? – с искренней заинтересованностью прошу я.
- Конечно!
- Ух ты, класс! И что мы видим теперь?
- Дорожку в дремучем лесу.
- Она ведёт… К лесному озеру! Видишь? – эмоционально сочиняю я. – Красивая голубая вода, а над озером летают блестящие стрекозы – у них изумрудные крылышки.
- Вау! Да… И ещё там маленькие феи… - Полинка подбежала ко мне со светящимся радостным взглядом и легко упёрлась руками в мои коленки. – Давай ещё!

Так мы подружились. Крепко! И время, которое мы с необыкновенным старанием изучали – улетало и таяло совершенно незаметно, когда мы с Полинкой были вместе.
Хотя, сдруживаться было не обязательно: эта семилетняя девочка – просто правнучка моей хозяйки, у которой я временно снимаю комнату.
Но нам было неописуемо интересно вместе. Меня потрясло удивительное взаимопонимание, которое сложилось у нас с Полиной. Сколько приходилось видеть в жизни детей! И строить с ними дружеские отношения… Полинка была единственной в своём роде – она понимала с полуслова, с полувзгляда! Её трогательная скромность, богатейший творческий потенциал и поразительное отсутствие детского эгоизма – всё это не могло не произвести впечатление. На меня точно! Её светлый и нежный образ буквально впечатался в моё сердце. И когда Полинка две недели не приезжала к бабушке… Я вдруг почувствовала, что время тянется дольше. И я скучаю по ней.
Однажды она сильно заболела. Ангиной.
Когда я вернулась с работы – Полина уже спала рядом с встревоженной бабушкой, и затруднённо дышала от повышенной температуры… Я тихо оставила на кухонном столе пакет фруктов с яркой запиской: «Витамины для Полины».
Рано утром опять пришлось убежать на работу. Зато вечером меня ждал драгоценный неровно отрезанный тетрадный листочек – письмо от Полинки!
Кривыми печатными буквами:

«СПАСИБО ЗА ФРУКТЫ! СПАСИБО ЗА ЯБЛОКИ,
СПАСИБО ЗА АПЕЛЬСИНЫ И СПАСИБО ЗА ЛИМОН!»

Посреди листа – как потом объяснила автор – мой портрет. Впоследствии моих портретов она нарисовала несколько – и все с зелёными глазами. До сих пор не знаю, почему Полинка всегда превращала мои карие глаза буквально в изумрудные! Похоже, это была ещё одна  загадка чудного ребёнка, которая нереально трогала, радовала моё сердце. Как и её разрисованные фломастерами игрушки, забавные детские рисунки всё в той же зелёной тетрадке в клетку, забытые на стульях надкусанные печеньки и вафельки…

Я помню её неподражаемое чувство юмора – как однажды она заставила меня смеяться до боли в животе! То изображала важную модную даму… в смешной бабушкиной шляпе. То додумалась подбрасывать под потолок мягкие игрушки и ловко отбивать головой – как профессиональный футболист. Последнее даже удостоилось памятной записи на смартфон.
Помню, с какой необычайной артистичностью она рассказывала стихотворение о весне «Вот уж снег последний в поле тает». На конечной строчке «Все кругом и любят, и поют» Полинка мечтательно закружилась между висящим посреди тесной комнаты постиранным бельём, будто бабочка на цветущем лугу.

Она не раз призналась, что в мечтах представляет себя с длинными голубыми волосами…





«Добро пожаловать, Малыш!
Тебе так много предстоит пройти,
Ты будешь жить и победишь!
Ведь нам с тобою… по пути!»


Однажды меня тронули эти прекрасные воодушевляющие слова, которые превратились в песню – один человек посвятил её своему долгожданному сыну. Хотя, текст родился задолго до рождения ребёнка. Отец терпеливо ждал, мечтал, молился и с любовью приглашал будущего человека в свою семью. Но песня родилась, а детей не было. И тогда у этой семьи появилось горячее желание усыновить чужого ребёнка. Инвалида! Подарить ему бесценное родительское тепло. И сколько радости искрилось на лице счастливого отца, когда он всем готов был рассказывать о появлении долгожданного маленького чуда! Песня адресовалась именно ему – маленькому слабенькому Павлику…
Что может быть ценнее знания, что тебя любят и ждут?!

Полинка – девочка с воображаемыми голубыми волосами… Её никто не ждал. Позже я узнала её непростую историю.
Родственники, огорчённые «неудачным стечением обстоятельств», настаивали на аборте. Мать сопротивлялась, доказывая, что хочет родить для любимого… Который в день выписки из роддома лежал в очередном тяжёлом запое.
Полинку забрали в государственных пелёнках. Это было всё, с чем встретили нового человека родители. Ни о каких кроватках, колясках, распашонках и игрушках не могло быть и речи! Денег хватало только на пиво и сигареты. Детское питание потом понемногу обеспечивали сжалившиеся родственники.
Малышка привыкла засыпать одна. И когда позже бабушка пыталась укачать ребёнка на ночь – Полинка отталкивала её, желая заснуть на взрослой постели самостоятельно. Она не знала ласки материнских рук. Привыкла не плакать, потому что никто не бежал успокаивать её… В один из таких печальных моментов в дом к молодой семье пришла свекровь. Увидев нетрезвых родителей равнодушно курящими на грязной кухне, под плач собственной дочки, женщина схватила полотенце и в гневе отхлестала сына и пьяную невестку… На которую впоследствии так же поднимал руку гражданский муж. И не только руку.
Однажды, не вытерпев побои, мать сбежала с ребёнком к родным. Несмотря на их содействие, она регулярно угрожала, что готова сдать ребёнка в приют, потому что маленькая, часто болеющая девочка её «замучила»... Шантажируя близких таким образом, мать выпрашивала и выманивала всеми способами деньги для личной «свободной» жизни.

«Мне надоело торчать с тобой в больнице!», «Я сдам тебя в интернат!» и многое другое говорилось девочке прямо в лицо – в печальные карие глазки со смиренно опущенными ресничками…
После нескольких лет стремительно разрушающейся семейной жизни горе-отец решил с такой жизнью покончить… Эта мрачная история с жуткими подробностями вынуждала родственников прикрываться автомобильной аварией. Случившееся заставило горе-супругу забыть мимолетные новые романы и убедить саму себя в вечной любви к бывшему. А ещё посеяло в сердце пожизненные обиды на родственников, которые якобы поспособствовали суициду. Обида пустила такие страшные корни, которые привели к краху во всех сферах жизни бедовой матери. Полинка стала единственным «мостиком» - причиной, из-за чего близкие проявляли долготерпение и порой всё же переступали через семейную скупость, давали деньги.

- Как тебя зовут?
- Полина! Киреенко Полина Денисовна! – всегда с гордостью отвечает девочка.

Отчество – единственное, что досталось ей от отца.
Но в свидетельстве о рождении Полинки даже нет его инициалов! Поскольку молодые родители спонтанно сошлись в гражданском браке, не расписавшись, – в документе в строке «отец» вместо имени стоит прочерк. Просто небрежный прочерк! В свидетельстве, в душе и в жизни…
Полина не знает, кто такой Папа. Не знает, какой он может быть. Какой должен быть.
Она ни разу не нарисовала его, не рассказывала о нём: каким ей представляется папа в её детском воображении, какого цвета у него глаза...
Зато девочка знает особенное острое чувство, когда ей говорят: «Твоя мать дура, бреховка и выдра паршивая». Полине известны переживания, когда мать выгоняют из дома, выбрасывают за порог вещи и осыпают вслед проклятиями. Когда, бывает, что в эти моменты приходится быстро обуваться и выбегать за ней, стараясь при этом не попасть ни под чью горячую руку… Девочка знает, что такое слоняться по родственникам, не зная «где я буду завтра». Ей знакомо, что такое быть средством шантажа – когда все отказываются принять ребенка с целью повлиять на родственницу, которая давно не возвращает одолженные деньги.
Слышать гневный ор и оскорбления, видеть запои и драки, прятаться от страха под стол и безуспешно удерживать закрытые двери, которые затем с грохотом распахиваются силой ненависти… Полинка хорошо знает, что это такое.
И рисует розовых лошадок, яркие радуги и принцесс в красивых платьях. В своей тонкой простой зелёной тетрадке в клетку… Потом прибегает ко мне, показывает и очень просит поставить оценку за рисунок. Я сразу ставлю 100 баллов с плюсом и одобрительно глажу художницу по голове – её короткие волосы. Помню, мне так понравились её смешные жёлтые динозаврики!.. Полюбовавшись оценкой, счастливая девочка с гордостью закрывает тетрадку и бережно прячет в шкаф – до следующих шедевров…
Но однажды она забыла её спрятать.
Порисовав вечером в кухне, Полина оставила тетрадку на столе и пошла спать. Я вернулась после работы. И увидела, что на «альбом для рисования» разлили дешёвый «кофе 3 в 1»… Неописуемая досада сжала моё сердце! Вскоре в кухню пришла мать Полины. Увидела меня и, смущённая разведённым беспорядком, быстро выбросила мокрую тетрадку в мусорное ведро. Поспешно вытерла стол, убрала в раковину грязную посуду и, прихватив с собой сигареты, вышла с подругой на лестничную площадку…

На следующий день мама Полинки жестоко поссорилась с выпившей бабушкой. После активного поливания друг друга самой мерзкой грязью, женщины начали с ненавистью орать друг на друга, хватаясь за любые подручные предметы… Всё началось как-то неожиданно и развивалось с потрясающей скоростью! Девочка отчаянно влезла в разборки, заступаясь за виноватую маму, из-за чего её вышвырнули из кухни за волосы. Невольно расплакавшись от боли, Полинка всё же не отступилась! Поэтому в конфликт пришлось ввязаться и мне – стало страшно за ребёнка, да и вообще за них всех!
Разъяренные родственники не смогли окончательно сцепиться – я была между ними. Когда, после мощной волны самых ужасных эмоций, всё отчасти стихло, бабушка в гневе настояла, чтоб внучки «выметались вон». Мать Полинки нервно отправилась собирать вещи. Мы с малышкой остались в кухне вдвоём…
- Я наверно уйду от них. – тихо и грустно призналась девочка. – Убегу из дома.
- Ты что?! – испугалась я, бессознательно взглянув на пасмурный пейзаж из окна пятого этажа. – Даже не вздумай! Куда ты пойдёшь?!
- Не знаю. - с прежним опущенным взглядом и безысходностью в лице ответила Полина. – На детскую площадку играть…
Я подошла к ней. Она внимательно посмотрела на меня:
- Мне так спокойно, когда ты рядом! – с непередаваемой искренностью сказала Полинка и, нежно обхватив за талию, снова прижалась ко мне.
Как же мне не хотелось отпускать её! Туда – в этот грубый озлобленный мир… Хотелось закрыть от всех, согреть и исцелить искалеченное детское сердце.

Они уехали.
Я собирала игрушки, оставленные в моей комнате… И вспоминала день, когда Полинку на выходные забирала тётя. Девочка резво выскочила из подъезда и остановилась в ожидании родственницы. Случайно заметив, что я наблюдаю за ней в окно, она начала прыгать и весело размахивать поднятыми руками – так, будто пыталась достать до пятого этажа! Она была такая маленькая, но её особенное детское обаяние действительно могло достать до самого верхнего этажа взрослой суровости. И заставить улыбнуться. Помню её забавную детскую шапку в виде совёнка…


Они вернулись только после вынужденного напряжённого примирения.
Вечером я забираюсь на разложенный диван и, прислонившись к стенке, читаю «Веру» Чарльза Колсона...
Робко приоткрыв дверь, девочка заглядывает ко мне, с трудом сдерживая радость.
- Заходи. – с улыбкой предлагаю я.
Она стоит в дверном проёме, на ходу стаскивает с себя миниатюрную детскую курточку, хочет зайти, но боится бабушки, которая строго запрещает ей «мешать» мне.
- Я на минутку! – вдруг крикнула она, предупреждая бабушку о своем приходе в мою комнату, и войдя, сразу закрывает дверь. – Как у тебя дела? – скромно спрашивает меня Полина.
- Хорошо. А у тебя? – отвечаю, убирая книгу.
- Я соскучилась по тебе! – тихим, но радостным шёпотом признаётся девочка.
Подбегает ко мне, залазит на диван, обнимает… И начинает целовать-целовать – лицо, шею, плечи – с такой неожиданной взрослой страстью! И одновременно с неподдельной детской искренностью…
По мне пробежал тревожный холод, в сердце ёкнуло от шока: так страстно могут целовать только взрослые женщины взрослых мужчин! Возникла мысль: малышка подражает. Тут же придя в себя от неожиданности, я стараюсь защекотать её, чтобы она вынужденно прекратила…
Полинка засмеялась, а я сделала вид, что ничего не произошло.
Она начала рассказывать:
- Я сегодня выступала!
- Где?
- В школе. Мне пришлось читать такой длинный стих!
- Но ты справилась?
- Ага. – улыбнулась девчонка. – А ещё там всех снимали на камеру!
- Круто!
Я порадовалась за неё. Потом всё-таки решилась спросить:
- Скажи… А… У твоей мамы сейчас есть друг? Любимый человек?
- Жених? – смущённо улыбается девчонка.
- Ну, да.
- Есть! К ней Олег часто приходит. Я видела, как они вместе на диване лежат, телевизор смотрят. И целуются – мама его очень любит! – будто с гордостью рассказывает Полинка.
- Понятно. – растерянно реагирую я, мягко говоря, от удивления…
- Полина, а-ну выходи оттуда! – вдруг слышится грозный крик бабушки из соседней комнаты. – Хватит надоедать людям!!!
Девочка пугается и быстро собирает куртку с шапкой, чтобы уйти.
- Эх, чем теперь заниматься?.. – грустно задает она вопрос сама себе, выходя и понимая, что теперь придётся сидеть с нервной бабушкой и смотреть новости.
- Так порисуй... – автоматически предлагаю я.
У Полинки на секунду искрятся глазки, но внезапно интерес сменяется растерянностью:
- А где моя тетрадка?
Этот наивный вопрос глубоко кольнул моё сердце. Если не пронзил насквозь…
Девочка убежала из комнаты на повторный рассерженный зов бабушки. А я осталась.
«Нет твоей тетрадки. Нет больше твоих лошадок и динозавриков, Полиночка, прости!!!...»

Её волосы были короткими и редкими, потому что больше года назад девочка переболела неизвестной болезнью: врачи подозревали рак крови, но диагноз впоследствии не подтвердился. Она просто потихоньку таяла на глазах и теряла волосы… Родственники перепугались и провели кучу анализов. А Полинка продолжала играть.
Она просто играла и выздоровела! Никто до сих пор не знает точно, что с ней произошло.
Наверно, хрупкая детская душа чувствовала непробиваемую взрослую чёрствость, сеющую ужасные раздоры вокруг себя… Тогда девочка неосознанно принесла в жертву самое дорогое – свои волосы, – чтобы родственники хоть на время перестали ссориться и объединили силы в борьбе за здоровье Полинки! И ей это удалось. Не навсегда. Потом её дразнили в садике… Но несколько бесценных дней мира она отвоевала у безжалостной войны! И позднее повторит этот сценарий…

Полина с мамой вынуждено задержались. Потому что после свадьбы любимого внука бабушка не смогла вовремя остановиться, и начался запой. Несмотря на все обиды и проклятия, гордая внучка не решилась бросить бабушку в таком состоянии и осталась ещё на несколько дней.
Часы остановились… В трезвом состоянии хозяйка регулярно заводила их специальным ключом. А когда начинала пить – просто «немного за компанию», просто «чтобы расслабиться и отдохнуть» - вскоре это превращалось в нечто ужасное, жалкое, отвратительное, чего нельзя желать ни одной семье! Часы замирали и сбивали с толку. Когда они замолкали – женщина совсем терялась во времени, не отличая утро от вечера, не зная, какой день в календаре…
Узнав, что в единственной спальне девочку собираются положить на кресле, чтобы не рядом с пьяной бабушкой, я… Придя в себя от всех этих кошмарных обстоятельств… Конечно же, настояла на том, чтобы девочка спала на диване рядом со мной.
Малышку это страшно смутило – она нехотя призналась, что неспокойно спит и крутится по ночам. До глубины души тронуло её смущение. Я пообещала, что всё вытерплю, и не буду возмущаться. Тогда она робко залезла под одеяло, подвинувшись к стене, и как-то быстро заснула.
Я сидела рядом за столом и читала книгу. За окном начинался дождь. Время от времени из соседней комнаты слышался пьяный бред пожилой женщины: недовольства, крики и отборная ругань на внучку и все, кто "испортил жизнь»…  Отложив книгу, я выключила свет и легла под одеяло. Капли по карнизу застучали сильнее. В темноте я смотрела на мрачное окно, редко и резко вспыхивающее от молний, слушала тревожные звуки проливного дождя… и думала о Полинке.
Снова это ужасное чувство беспомощности! «Кто я здесь и зачем я здесь?.. А зачем ОНА здесь?!! Почему она здесь??? Боже, это поистине невыносимо!..» Опять это горячее желание забрать и спрятать её от всех… От всего этого хаоса под названием «жестокий мир»!..
Спящая Полинка вдруг слегка повернулась в мою сторону, и я почувствовала прикосновение её тёплой беленькой пижамки. Мои пальцы нежно сжали детскую хрупкую руку – девочка не ощутила этого. Она спала. А мне тяжело было заснуть от разных мыслей… Наконец, сон победил переживания, но, закрыв глаза, я будто заставляю себя до последнего не отпускать родную маленькую ручку Полины…
Потому что вскоре ливень уходит, и ночь тает, превращаясь в ясный день: окно и стены исчезают – исчезает всё! Полинка не спит – она крепко и тепло держит меня за руку, потому что перед нами открывается прекрасный вид на удивительный сказочный замок… Ярко сияет приветливое солнце – кажется, его так много! Мы идём по мягкой траве под цветущими ветвями экзотических деревьев, слышим мелодичное щебетание маленьких проворных разноцветных птичек. Весёлая девочка с восторгом наблюдает за огромными бабочками, я рассматриваю необычные цветы вокруг. И мы вместе направляемся к восхитительному замку…

Утром мне пришлось проснуться на самом краю дивана, почти без одеяла. И подвинуться не было возможности – вплотную возле меня лежала Полинка: раскинув руки, подобно Вэнди в мечтательном полёте с Питэром Пэном, девочка сладко спала… Незаметно поднявшись, я не упустила возможность сфотографировать забавную малышку. Как же потом её рассмешила эта фотография!..

Но вообще, нам тогда было не до смеха.
В очередной раз, поздно вернувшись после работы, я впервые увидела Полину с таким взрослым выражением лица… Она сидела в моей комнате на большом бардовом кресле у двери. И задумчиво смотрела перед собой в одну точку.
Бабушка не прекращала пить. Положение ухудшалось: женщина устраивала жуткие скандалы, теряла рассудок, человеческий облик, достоинство, память и совесть.
Глубоко задумавшись о чём-то, но увидев меня, семилетняя девочка тихо и решительно сказала:
- Тебе наверно придётся переехать… - эта фраза прозвучала в некоторой степени как вопрос, и снова больно задела мою душу: ведь на самом деле, Полинка больше всего на свете не хотела, чтобы я уезжала!
Заглянув в лицо Полины, я не верила… Не верила, что она смогла сказать это! Переступить через собственные желания и… Понять. Что мне плохо. Посмотреть на ситуацию со стороны – взрослым объективным взглядом. И вынести приговор самой себе…
Я смотрела в её грустные карие глаза – девочка потрясающе сдерживала свои переживания. И хоть мне удалось почувствовать волнение её маленького сердца… Внешне Полина оставалась спокойно-серьезной, задумчивой, молчаливой и, всё-таки, напряжённой.
Я ничего не ответила – она поняла меня без слов.
Мне не хотелось уезжать… из-за неё! До последнего я не могла решиться на этот шаг. Даже после того, как  меня попытались обвинить во лжи и в воровстве. Как в состоянии полного опьянения досаждали ненужными разговорами и глупыми разбирательствами… Мне было жаль – до глубины души жаль этих людей! Маленькую беззащитную Полинку. Её неразумную, по глупости настрадавшуюся мать. Их одинокую, побитую жизнью и никому ненужную прабабушку с «истрёпанными нервами» - как она сама выражалась. Сколько обид и боли они причинили друг другу! И в то же время… как сильно друг в друге нуждались!!!

Я всерьёз задумалась о намерении уехать. Проанализировала разные варианты, подсчитала оставшиеся оплаченные дни, чтобы точнее предположить время отъезда. Осталось шесть дней. Понемногу собирая вещи, я продолжала работать.
Вернувшись на следующий день после работы, я легла отдохнуть. В квартире кроме меня, хозяйки, Полинки и её матери оказалась ещё их знакомая. Лежа на диване и невольно прислушавшись к женскому разговору за закрытой дверью, я вдруг поняла, что у Полины заболел живот…
- А вот так больно? – спрашивала мама, вероятно, надавливая на детский животик.
В ответ доносились «ай-ки» и стоны семилетней девочки.
Я очень удивилась услышанному, поскольку утром перед моим уходом Полинка весело играла с куклами. Ничто не предвещало беды…
- А вдруг что-то серьёзное? – встревожила всех пришедшая подруга.
- Та нет, ты что! У неё просто живот болит… - постаралась успокоить себя мать.
Не вставая с дивана, через смартфон быстро захожу в интернет в поисках симптомов аппендицита. Прочитав найденную статью, решительно выхожу из комнаты.
В спальне все сгустились возле лежащей на краю большой кровати Полинки.
- А что случилось? – спросила я, будто ничего не услышав, что у них происходило.
- Та у Полины живот болит… - растерянно и с некоторым напряжением ответила мамаша. – Правда сильно болит? – переключилась она на ребёнка и снова нажала на живот. – А так?
- Да! – запищала Полинка, но не плакала (чем наверно и вызывала сомнения).
- Та не трогай ты её! – нервно возмутилась протрезвевшая от испуга бабушка. – Вдруг ещё хуже сделаешь!
Я ласково попросила девочку сделать то, что было описано в статье: когда искусственный кашель отразился болью в правой стороне живота – девочка тут же согнула правую ногу в коленке. По ещё некоторым признакам я всё-таки пришла к выводу… что нужно быстро вызывать скорую.
Мать не верила и не решалась на звонок, признавшись, что вчера уже вызывала врачей – пока меня не было – потому что у Полинки внезапно поднялась температура. Но поскольку девочка кашляла – это списали на простуду.
- Так тем более! – настаивала я. – Кашель ни при чём. Температура, потому что начался серьёзный воспалительный процесс – быстро звони!
Честно признаться, меня раньше пугала вероятность подобных ситуаций – эти моменты неуверенности: действительно ли стоит вызывать скорую помощь?.. Но в этот раз как будто кто-то стоял рядом и вселял в меня полную уверенность в своих действиях.
Когда прибыли врачи, Полинка сильно разволновалась.
- Ну, что у нас тут случилось, котик? – с грубоватой лаской заговорила с ней полная женщина в белом халате, достала всё необходимое, послушала сердце, измерила температуру и давление.
- У меня уже ничего не болит. - наивно изображая выздоровление от испуга, малышка перестала жаловаться на боль и  даже смогла улыбнуться.
- А ну-ка, повернись на бочок? - не поверив ей, попросила врач, продолжая диагностику…
Когда Полинка резко вскрикнула от боли – женщина сказала медсестре быстро собрать все их принадлежности.
- В больницу, срочно! – решительно подытожила врач.
В одиннадцать часов ночи родственники забегали по квартире в поисках необходимых в больницу вещей. Я не уходила из комнаты и не прекращала разговаривать с девочкой весёлой оптимистической интонацией – с настроем, что она молодец и всё будет отлично! Полинка немного повеселела, мужественно преодолевая страх. Она так и не расплакалась.
Мы все полночи нервничали, потому что врачи всё никак не начинали операцию: до тех пор, пока не исследовали все анализы и не установили точно, что у семилетней девочки аппендицит. Время тянулось мучительно долго…
На следующее утро малышка проснулась после операции, в зеленке и с аккуратным швом на маленьком животике.
После того тревожного вечера пьющая хозяйка, пережив большой страх за правнучку, вспомнила, что… она – бабушка! Пришла в себя, сходила в магазин, накупила на последние деньги продуктов, наготовила домашних угощений и отвезла в больницу внучкам. Мать долго не отпускала от себя родную Полинку. И была с ней всё необходимое, по словам врачей, время.
Девчонка быстро со всеми перезнакомилась, играла, общалась и быстро выздоравливала. Как она обнимала пришедшую к ней бабушку! Так, будто полжизни не видела! Обнимала, целовала и не отпускала! Ту бабушку, которая месяц назад вышвырнула её из кухни за волосы… Полинка забыла. Она быстро забывает плохое. И всегда верит в лучшее! Что есть в жизни, в людях…
В тот день я подарила ей набор резиночек, из которых она так любила плести браслеты. И научила меня! Я призналась, что очень её люблю, мою маленькую фею.

Полинка снова пожертвовала собой, помирив родственников. Пусть ненадолго. Но у неё это получилось! И хоть бабушка впоследствии не перестала пить… Семилетняя внучка «встряхнула» её и предоставила выбор. Такой важный в жизни каждого из нас!
Я вдруг поняла, как мало времени мы были с Полинкой вместе… И казалось, чем ближе она ко мне – тем быстрее улетают бесценные минуты нашей жизни! Почему часто приходится расставаться с теми, кто совсем недавно стал так дорог!..

- Что вам? – привычно спрашивает продавщица.
- Альбом для рисования. С наибольшим количеством листов. Карандаши поярче, хорошие краски и пару кисточек. – перечисляю я, доставая деньги. – И всё в пакет, пожалуйста.
- Альбом для мальчика или для девочки?
- Для девочки.
«Для очаровательной девочки» - мысленно отвечаю я себе. Расплачиваюсь и забираю пакет.

Стоит ли писать письма детям?
Как часто подобные идеи приходят взрослым?
Какое письмо можно написать ребёнку-первокласснику, который только научился читать?..
«Я верю в тебя! И люблю тебя! Ты – замечательный человек! И я знаю, что ты сможешь стать мастером в любом деле, если только посвятишь себя этому. Рисуй, дорогая Полинка, чем хочешь, всё, что хочешь, рисуй как можно больше! У тебя чудесные рисунки. Верь в лучшее и никогда не сдавайся! Пусть Господь – твой Небесный любящий Папа – всегда будет рядом и помогает тебе во всём! Спасибо, что ты есть! Ещё встретимся… ;»
Эти слова в непредсказуемом порыве вдохновения были записаны на обложке нового альбома… Который в одном пакете вместе с красками, карандашами и кисточками был аккуратно спрятан в шкафу – на полке с одеждой девочки.
Сделав это, я собрала последние вещи, оставила имевшиеся продукты протрезвевшей хозяйке, созвонилась с водителем…
Я не увиделась с Полинкой перед отъездом. То тайное послание в альбоме стало моим невысказанным ей лично последним прощанием. Мне пришлось уехать. Далеко из их жизни… С грустью. И надеждой, что когда-нибудь я ещё встречусь со своей маленькой феей. Увижу её прекрасные рисунки. Загляну в светящиеся карие глазки. Узнаю, который час… и снова представлю её с длинными голубыми волосами!

Когда мы приходим в этот мир: каждый из нас будто получает невидимое духовное свидетельство о рождении. И если мы не ищем знакомства с нашим Небесным Отцом – в свидетельстве остаётся «прочерк». До тех пор… пока не вырвешься из суеты и не отзовёшься на этот нежный отеческий зов.
Мы можем достигать невероятных высот, осуществлять заветные мечты, быть добрыми, самоотверженными людьми. Можем отказаться от плохих привычек, всесторонне развиваться и вести честный образ жизни…
Но без Всемогущего любящего Отца – мы потеряны.            


Рецензии