Наше всё. Лагерные хроники

                (Из записей Марка Неснова)

Жаловаться на собственную жизнь – последнее дело.

Во - первых это не имеет смысла, потому что никто всё  равно тебе не поможет.

А во-вторых – это просто неприлично для уважающего себя человека, потому что за свою жизнь отвечаешь только ты один.

Даже, если тебе на голову свалился кирпич.

Не стой под грузом!
В широком смысле этого понятия.

Ну, а жаловаться на жизнь человеку, оставшемуся живым и здоровым после 12-ти  лет лагерей, вообще форменное бесстыдство и хамство.

Поэтому человеком я себя считаю счастливым, если вообще уместно смысл человеческой жизни определять такими категориями, как счастье и несчастье.

Кто знает, что, в итоге, определяющее?

Старик, поймавший золотую рыбку чуть не погиб.

А неудачная рыбалка другого старика сделала его героем великого рассказа Хемингуэя.

Да! Так вот!

…Наверное, я чувствовал себя самым  несчастным человеком на Свете в тот вечер, когда, вышел на зону, отсидев 10 суток в карцере и услышал  восторженные восклицания о том, что в прошедшее воскресенье показывали фильм «Белое солнце пустыни», о котором тогда говорила вся приходящая с воли молодёжь.

И, конечно,  особым ударом под дых был для меня тот факт, что перед началом фильма, вместо скучного журнала, показывали убойный музыкальный мультфильм «Бременские музыканты».

Вся зона, и бывшие комсомольцы и профессиональные урки с упоением распевали:
-Ваше благородие, госпожа удача…
Или:
-Эх! Рано встаёт охрана!

И даже неулыбчивые, суконнорылые надзиратели, обыскивая меня на разводе, мурлыкали себе под нос эти песни, совсем не догадываясь о том, что на этом празднике  музыкального безумия я был чужим и  отторгнутым.

Да! Впервые в  арестантско - босяцкой среде я был инородным телом, и поделать с этим уже ничего было нельзя.

Оставалось только уповать на чудо, которое, по словам учёных людей, бывает только в сказках.

Но это с ними чуда не бывает, а с зэками приключаются такие чудеса, какие нормальному человеку и  присниться не могут.

И такое чудо произошло.

Через пару недель объявили, что фильм, побывав на всех командировках управления, идёт по второму кругу, и все  находились в радостном ожидании.
Я же так просто места себе не находил от нетерпения.

Но, как говорит лагерная мудрость:
«Человек предполагает, а «хозяин» располагает».

За пару часов до начала фильма я снова попал в изолятор.

И хотя на этот раз сидел я всего трое суток, этого было достаточно, чтобы я снова пропустил и «Белое солнце пустыни» и «Бременских музыкантов».

Никаких сил злиться у меня уже не было, потому что и последнему фраеру было понятно, что это божественное провидение, с которым и спорить бессмысленно и бороться бесполезно.

Оставалось только печалиться и сетовать на свою судьбу, которая в такие минуты особенно осязаема и ощутима.

Прошло, наверное, около полугода, когда посреди ночи меня разбудил дневальный из школы Гена Бушуев.
Гену я когда-то отмазал от наехавших на него отморозков, и он считал себя моим должником.

В школе Гена был ещё и сторожем и киномехаником.
Он вообще там жил.

Так вот, позвал он меня, чтобы прокрутить мне одному на своём допотопном  киноаппарате фильм «Белое солнце пустыни», который он выпросил для меня в батальоне охраны.

Фильм я уже знал почти наизусть.

Но одно дело знать, а другое прочувствовать.
Похоже на разницу между вкусной едой и чтением книги «О вкусной и здоровой пище».

Наверное, и более талантливый человек не смог бы передать состояние моей души.
А мне так и надеяться не приходиться.

Скажу только, что это был невообразимый восторг.

Мало того, что я получил неслыханное удовольствие, так я ещё  приобщился к остальному советскому народу, которого этот  простой и бесхитростный фильм объединил гораздо больше, чем вся кинематографическая и печатная пропаганда советского периода.

Я, образно говоря, приобщился к советскому народу в его лучших проявлениях.

Для полного же и окончательного счастья, мне теперь недоставало только увидеть популярнейший в те годы мультфильм «Ну погоди!».

После этого я мог уже смело  считать, что жизнь моя удалась.

Но и эта надежда ускользала от меня с такой же регулярностью, с какой зайцу удавалось издеваться над несчастным волком.

Прошло  много лет, прежде чем моя жена впервые повезла меня в Ленинград, где я сразу  заявил ей, что не уеду домой, пока не посмотрю все серии «Ну погоди!», даже если за это придётся заплатить благополучием и счастьем семейной жизни.

Жена у меня человек с понятием, поэтому без лишних слов пошла мне навстречу.

Заснул я где-то на 4-й серии, но всё равно остался довольным и счастливым, потому что теперь, вместе со всей страной, мог с трепетным нетерпением ожидать Нового Года, чтобы посмотреть очередную серию «Ну погоди!».

Теперь я оказался полноправным гражданином Великой страны,
потому что до этого меня мало что с ней объединяло.

Фильм «Белое солнце пустыни» я смотрю не реже, чем наши космонавты, которым он стал талисманом, сопровождающим каждый новый полёт.

Остальные же граждане России считают, что пока показывают  «Белое солнце пустыни» Земля вертится в правильном направлении и никакие беды и происки злобных врагов нам не страшны.

Оказалось, что для счастья и уверенности в завтрашнем дне нужно совсем немного.

Талантливое, доброе кино и вера в хороших людей.

Вот так!


Рецензии