Урываев Алексей Семёнович 1896-1937 гг

     В славной когорте первых руководителей гидротехнического и ирригационного строительства в Кыргызстане в 1928-1937 годах был один из видных и талантливых руководящих работников Водного хозяйства СССР Алексей Семёнович Урываев.
     Он родился в 1896 году в г. Москва. Здесь же получил высшее образование. Его трудовая деятельность, как руководителя, много вложившего труда и знаний, особенно наглядно проявилась на сельскохозяйственных и ирригационных объектах.
     В 1926 году он поступил на работу в специально-созданное Главное управление новых лубяных культур Народного комиссариата земледелия СССР, возглавляемое Краснощёковым А.М., где принимал участие в выведении новых высокоурожайных "южных" сортов волокнистых культур и в разработке полной схемы механизации всех работ – от посева этих культур до упаковки волокна.
     Первый пятилетний план развития народного хозяйства (1928-1932 гг.) молодой Киргизской Республики основными задачами с учётом природно-климатических условий ставил создание в Чуйской долине свекловичной базы сахарной промышленности; выращивание новых лубяных культур – сырья, имеющего волокнистую ткань для текстильного и пенько-джутового производства и организации хозяйств по их разведению и переработке; реконструкцию животноводства и увеличение площадей под зерновые культуры. Для решения этих задач по расчётам и обоснованиям специалистов, а также по просьбе правительства Кыргызстана,  по всему ходу естественно-исторического развития региона предопределилась необходимость и возможность начала более масштабных ирригационных и сельскохозяйственных работ, в том числе по созданию Атбашынской и Георгиевской  оросительных систем и Чумышского гидроузла.
     Для решения этих задач в Кыргызстан из Москвы был направлен ряд специалистов водного хозяйства, в том числе Урываева Алексея Семёновича, который с 1928 года  начал проведение первых опытных работ по организации хозяйства по выращиванию новолубяных культур (итальянской конопли и кендыря) в Кыргызстане. Местом их культивации (разведения, возделывания, выращивания) была выбрана Чуйская долина. При этом, предполагалось кендырь выращивать  в пойме реки Чуй (система Атбашынского канала) и в Токмокской пойме, а индийскую коноплю , кенаф и другие волокнистые культуры предполагалось выращивать в северо-западной части Чуйской долины и в северной части Калининского, Беловодского и Аламединского районов [3].  Наряду с этими работами А.С.Урываев принимал участие в работе акционерного общества «Кенаф», которое занималось возделываем в этой же зоне выращиванием кенафа и канатника и первичной обработкой этих культур.   
     Учитывая важность этих работ и благоприятные условия для их выращивания в сентябре 1930 года в Чуйской долине был организован специальный комбинат (Чулуб), входящий в систему союзного Новолубтреста Наркомзема СССР, по разведению, первичной обработке, котонизации (переработке лубяных волокон: льна, кендыря, конопли и т.п. в хлопкообразную массу для упрощения прядения) и по промышленному использованию новых южных текстильных растений.  В функции Чулуба также входило проведение работ по проектированию и строительству ирригационных сетей.
Однако многие специалисты считали нецелесообразным сосредоточие в одной хозяйственной узковедомственной организации работ двух разных направлений и выступили с инициативой создания Чуйского агро-индустриального энергетического и промышленного комбината. В связи с этим в Госплане СССР в 1930 году было проведено совещание, на котором было решено для проведения работ по проектированию и ирригационному строительству и максимального форсирования сооружения Атбашынской оросительной сети, в том числе Чумышского гидроузла с целью получения новых площадей орошения кендыря (волокнисто-лубяной культуры) создать специальную строительную организацию. В связи с этим предложением приказом Наркома Земледелия СССР Я.А.Яковлева от 6 января 1931 года в целях объединения всех работ по проектированию и ирригационному строительству в Чуйской долине и максимального форсирования сооружения плотины и оросительной сети для получения новых площадей орошения кендыря, предлагалось сосредоточить производство этих работ в Новолубресте с организацией в его составе специального строительного управления – Чуйстроя. Первым директором этого комбината был назначен Урываев Алексей Семёнович, бывший в то время членом Правления Новолубтреста СССР.
     23 января 1931 года на основании этого приказа стройконтора (Кирконтора) Новолубтреста была реорганизована в самостоятельную строительную организацию по орошению Чуйской долины - Управление ирригационного, промышленного, гражданского и дорожного строительства (Чуйстрой), начальником которого по совместительству был назначен Урываев Алексей Семёнович.  По положению Чуйстрой находился в ведении Главного Управления новых лубяных культур (Новолубтреста). В основные первоочередные задачи нового подразделения входило продолжение строительства Атбашынской оросительной системы и Чумышского ирригационного гидроузла – довольно сложного инженерно-технического сооружения, проектно-изыскательские работы по сооружению которого были выполнены ещё в 1914 году проектно-изыскательской партией инж. В.А.Васильева  [1,3,5].
     Проводившиеся в начальный период работниками Чуйстроя организационно-подготовительные работы по развёртывания строительства Чумышского гидроузла были завершены в течение февраля 1931 года и уже в марте развернулись основные работы. С целью снижения крайне напряжённой обстановки в это период А.С.Урываев   в конце каждого месяца проводил расширенные планёрки с начальниками участков и прорабами для оперативного решения всех возникающих проблем.
     23 мая 1931года А.С.Урываев участвовал на встрече с представителями ЦКК ВКП(б) и НК РКИ СССР, на которой выступил с докладом о положении дел на строительстве Чумышского гидроузла. В этот период выяснилось, что в конструкции Чумышской плотины был недостаточно проработан вопрос о борьбе с донными и взвешенными наносами, которые несёт главный источник воды в Чуйской долине  - река Чуй. Учитывая мировой опыт борьбы с такими наносами и уже разработанную конструкцию новых головных типов регуляторов немецкого инженера Эльсдена, А.С.Урываев и члены НТС Главводхоза СССР согласились с целесообразностью применения именно таких типов регуляторов и 21 марта 1932 года по предложению бюро института Гидротехника и Управления строительства окончательно был принят Эльсденовский тип.
     Конструктивно такой тип головного регулятора представлял собой гидротехническое сооружение, забирающее воду из источников орошения в главный (магистральный) канал в потребных для орошения количествах и в нужные сроки, в соответствии с планом водопользования. Обычно на равнинных и реже на предгорных участках рек при прямолинейных подводящих руслах применяют двухъярусный фронтальный  водозаборный гидроузел с криволинейными водоотводящими лотками и донными промывными галереями.
     Под фронтальными понимают гидроузлы, в которых поступление воды в водозаборное сооружение происходит фронтально, то есть в направлении, совпадающем с направлением движения основного потока реки. Особенность фронтального водозабора - поверхностный водоотбор из верхних очищенных от донных и придонных наносов слоев речного потока и донный промыв наносов транзитом по реке. Для борьбы с донными наносами широко используют особенности гидравлической структуры потока. По условиям гидравлического промыва наносов эти водозаборные гидроузлы бывают с фронтальным и боковым промывом.
     Принцип работы этих гидроузлов основан на вертикальном расслоении потока воды горизонтальной плитой. При этом слои не перемешиваются между собой и нижние из них, насыщенные донными и придонными наносами, сбрасываются через промывные отверстия в НБ, а верхние, насыщенные преимущественно взвешенными наносами, поступают в канал по криволинейным лоткам (рис. 4). Благоприятным считается гидравлический режим, при котором скорости потока на вертикали примерно одинаковы, что достигается соответствующим подбором сечений промывных и водозаборных отверстий. Гидравлический режим в промывниках может быть напорным и безнапорным, причем предпочтительнее безнапорный, как обеспечивающий более благоприятные условия для промыва. Для регулирования расходов воды во входной части водозабора устанавливают двухъярусные затворы. В конце промывников, со стороны нижнего бьефа, были предусмотрены шандорные пазы на случай отключения труб промывника для осмотра и ремонта.
     После внесения поправок в технический проект по строительству Чумышской плотины руководители Чуйстроя А.С.Урываев и С.В.Семёнов обратились с письмом в проектное бюро Гипровода о разработке новой комплексной схемы ирригационно-энергетического освоения Чуйской долины с более точной площадью орошения.
В мае 1932 года А.С.Урываев был избран членом коллегии Наркомата легкой промышленности Киргизской АССР.
      С 12 сентября по 27 октября 1932 года на строительстве Чумышского гидроузла побывал инженер и писатель А.П.Платонов, который занимался уточнением вопросов технической документации по строительству Чумышской плотины и Атбашынской оросительной системы и неоднократно встречался с Урываевым и описал эти встречи в опубликованных им «Записных книжках» [4].
     Отправляя инженера Андрея Платонова в далекую Среднюю Азию, специалисты и руководство Госплана СССР подчеркивали, что «таких рек, как Чуй, в России много, но те проблемы, которые с нею связаны, делают эту речку исключительной... «Волховстрой», «Днепрострой» - это одна совершенно конкретная задача, и даже их нельзя сравнивать с «Чуйстроем», где и сахар, и кендырь, скотоводство, цветная металлургия, промышленность, гидроэнергетика - все, что хотите. Это сложнее и труднее. И мы добьемся такого положения, когда Чуйская долина будет собой представлять цветущий край».
     Надо сказать, что в это время строительство Чумышского гидроузла было самой крупной стройкой в Кыргызстане и на всех работах в Чуйстрое было занято до 6 тыс. человек, поэтому руководить таким коллективом строителей было непростой задачей [3].
В последний день 1932 года на заседании НТС Главводхоза вновь рассматривался вопрос о составлении схемы ирригационно-энергетического освоения Чуйской долины. Руководителем этой работы был назначен инж. С.П.Петров, который, отмечая сделанное за прошедший период Чуйстроем  под руководством А.С.Урываева, сказал: «Я ещё раз должен здесь совершенно отчётливо отметить, что нам нужно брать пример в части энтузиазма и настойчивости с той организации, которая бессменно возглавляется т. Урываемым. Все эти достижения, несомненно и определённо нужно подчеркнуть».
     Эти же соображения спустя месяц С.П.Петров доложил на совещании в ЦИУПРе республики [3].
     Ударные темпы строительства наиболее ответственного и важного объекта строящегося Чумышского гироузла – плотины близились к завершению, о чём в начале февраля 1933 года было доложено руководству республики. В связи с этим событием 10 февраля 1933 года, по докладу начальника Чуйстроя А.С.Урываева, было принято постановление Президиума ЦКК ВКП (б) и коллегии НК РКИ СССР, в котором указывалось, что в течение двухлетней работы управления строительства, ими достигнуты определённые положительные результаты и в связи с обязательствами коллектива рабочих, служащих и специалистов основные работы были завершены к 16 годовщине Великого Октября - 7 ноября   1933 года. В связи с этим событием на строительстве Чумышского гидроузла был проведён торжественный митинг, на котором выступил А.С.Урываев. Выступая перед строителями и приглашёнными, он сказал:
«Дорогие товарищи. Чуйский комбинат и Чуйстрой закончили строительство основного сооружения гидроузла – Чумышскую плотину. Эта плотина по своему типу является новейшей в СССР, разрешающей основной вопрос, поставленный перед поливными хозяйствами, - борьбу с заилением ирригационной сети. Плотина предназначена для регулирования водозабора двух большой мощности магистральных каналов – Атбашынского и Георгиевского, с поливными землями до 80 тыс. га».
При этом он подчеркнул, что окончание сооружения плотины и сдача её правительственной комиссии совпадает с пятилетием (1928-1933 гг.) работ по организации, разведению и переработке новолубяных культур Чуйского комбината (Чулуба).
     К чести большого трудового коллектива Чустроя и её руководителя А.С.Урываева следует отметить, что это была одна из лучших строек страны, в основном успешно справляющаяся с весьма напряжёнными планами в экономически трудный период.
3 мая 1934 года с участием А.С.Урываева были проведены официальные испытания Чумышской плотины под действием проектных   напоров и она была передана во временную эксплуатацию.
     По своему функциональному назначению Чумышский гидроузел являлся уникальным межгосударственным гидротехническим сооружением, а по ажурности, изяществу и архитектурной своеобразности и отделки   конструкции, а также по оригинальности и целесообразности решений проблем борьбы с наносами представлял собой совершенно новый и уникальный тип подобного объекта.  Плотина этого гидроузла как инженерно-строительного сооружения представляла собой двухъярусную железобетонную конструкцию с фронтальным двухсторонним водозабором и русловыми заборниками, предназначенную для орошения земель на площади 41,0 тыс. га. Плотина состояла из двух речных пролётов, шириной по14 метров каждый, перекрытых сегментными щитами; 8 донных промывных галерей, левобережного и правобережного регуляторов, с четырьмя отверстиями, каждое с размерами по 4,5 метра.  В Советском Союзе такой тип плотины (Эльсдена) был построен впервые [3].  А заслуга А.С.Урываева состояла в том, что он активно поддержал идею ведущих специалистов Чуйстроя о необходимости применения именно такого типа плотины с более совершенными головным регуляторами и с особыми конструкциями отстойников для задержания донных и взвешенных наносов.
     В апреле 1935 года А.С.Урываев участвовал в работе комиссии, созданной Совнаркомом Киргизской АССР по оценке состояния других строящихся объектов Атбашынской оросительной системы.
     В марте 1936 года в Москве проходило специальное совещание с передовиками сельского хозяйства по вопросам выращивания льна и конопли, на котором присутствовали руководители партии и правительства СССР, в том числе И.В.Сталин. На этом совещании А.С.Урываев представил образцы итальянской конопли и выступал с докладом, а затем отвечал на вопросы И.В.Сталина о работе Чуйского комбината по разведению и переработке лубяных культур и об урожайности итальянской конопли и кендыря. Несмотря на то, что А.С.Урываев в скором времени обещал привезти первые тонны волокна кендыря, И.В.Сталин был недоволен малым объёмом его  производства и тем, что испытывая определённые трудности в выращивании новой для Чуйской долины культуры и не получая надлежащей помощи от Наркомзема СССР, Урываев не обратился с этими проблемами напрямую в ЦК партии.
      Вернувшись после этого совещания на прежнее место работы А.С.Урываев активно включился в работы по завершению строительства Чумышского гидроузла и подготовке его в постоянную эксплуатацию.
     Значительные коррективы были внесены и в план развития увеличения объёма производства ново-лубяных культур, с преобладанием кендырно-кенафного типа хозяйств и доведения производства кендыя, как ведущей культуры, до 61 %.
     Однако, прокатившиеся по всей стране репрессии, помешали этим планам. В конце 1936 года А.С.Урываев был освобождён от всех занимаемых им должностей и на этом закончилась его карьера и жизнь. Никакие заслуги не помогли ему избежать участи миллионов людей, попавших под необоснованные репрессии. 23 октября 1936 года он был арестован. 29 июля 1937 года Военная Коллегия Верховного Совета  СССР (ВКВС) вынесла ему обвинительное заключение в участии в антисоветской троцкистской террористической  организации.   В этот же день на основании этого заключения А.С.Урываев  был расстрелян и захоронен на Московском Донском кладбище.
     2 ноября 1957 года определением ВКВС СССР  А.С.Урываев был   реабилитирован с восстановлением в правах, восстановлением утраченного доброго имени, с отменой необоснованного обвинения из-за «отсутствия состава преступления».
Вклад Урываева в освоение земель Чуйской долины был значителен и продуктивен. Что из себя тогда представляла эта долина. Заболоченную полупустыню, иссечённую оврагами, лощинами и руслами иссыхающих рек. И вот здесь были построены плотины и ирригационные каналы, тысячи гектаров земель получили воду, выросли посёлки и города.  И всё это стало возможным после введения в строй Чумышского гидроузла и Чуйской оросительной системы.               

                ЛИТЕРАТУРА
1. Алымкулов К.А., Беляков Ю.П. Энциклопедия энергетики Кыргызстана. Бишкек: Главная редакция «Кыргыз энциклопедиясы». 2015, - 524 с.
2. Беляков Ю.П., Ибраев Т.Ж. История развития малых ГЭС. Становление ОАО «Чакан ГЭС.»: Бишкек: ОАО «Чакан ГЭС». 2017. – 256 с. с илл.
3. Билик О.А. Ирригация Киргизии в проектах и объектах. От прошлого к настоящему. В 3-х томах. Т. 1. Становление. Ф.: Кыргызстан. 1990. – 456 с. с фото.
4. В.Г.Петров. Фрунзе советский. Б.: Литературный Кыргызстан. 2008. – 98 с.
5. Беляков Ю.П. Чумышский гидроузел на реке Чуй в Кыргызстане. – «Гидротехника. XXI век». М., июль, 2018.


Рецензии