3. Гиляровский и барские имения Вологодчины

Село Троицкое. Разнатовские.

     Алексей Иванович Гиляровский в январе 1865 года вступает в брак с дочерью статского советника Марией Ильиничной Разнатовской. Причины скоропалительной женитьбы, спустя всего два месяца после смерти Надежды Петровны, непонятны. Разве что дальнейшая карьера полицейского пристава и предстоящий перевод на более высокую должность требовали семейного обустройства.

     Володю Гиляровского на лето теперь вывозят уже в другое имение: «…в небольшую усадьбу моей новой бабушки Марфы Яковлевны Разнатовской», как он пишет в «деревеньку», название которой не сохранилось в его памяти.
     Разобраться с «деревенькой» Гиляровского - усадьбой Разнатовских оказалось совсем не просто. Несмотря на то, что Сергей Рогов, будучи родом из тех мест, обнаружил прямые доказательства проживания Разнатовских в приходе Троицкой церкви.
     Сергей, работая в архиве по своей родословной, наткнулся в метрической книге Троицкой церкви на запись о смерти в 1870 году четырёхлетней Марии Алексеевны Гиляровской*, а на самом кладбище обнаружил могильную плиту с высеченным именем - «Марфа Яковлевна Разнатовская».
     Доказательства проживания Разнатовских в приходе Троицкой церкви более, чем убедительные. Однако установить точное расположения их дворянской усадьбы не представляется возможным. Время не пощадило дворянское гнездо.
О нем не упоминается в библиографическом указателе 2015 года отдела библиографии и краеведения областной библиотеки им. И.В. Бабушкина «Усадьбы вологодского края и их владельцы: прошлое и настоящее».
Более того, обстоятельный исторический очерк Алексея Сергеевича Непеина 1914 года, посвященный церкви Святой Животворительной Троицы**, в перечне дворянских имений прихода не упоминает наряду с другими усадьбу Разнатовских.

    Между тем, очерк Непеина открывает вологжанам такую богатую историю домшинского края, что ей позавидует любая другая территория вологодчины.
Самой богатой усадьбой прихода церкви было имение графа, фельдмаршала Петра Румянцева Задунайского. Представляется, что в наших краях более знатного помещика невозможно найти. В каких только губерниях не было имений у этого прославленного полководца Семилетней войны и войны с турками.***
    В Троицком приходе граф Румянцев владел землями и крестьянами и даже открыл железоделательный завод.
В очерке Непеина приводится ещё один знаменательный исторический факт. «В 1801 году наследник Петра Александровича — младший его сын граф Сергей Петрович в царствование еще Императора Александра I-го по личному желанию и с Высочайшего разрешения отпустил на волю крестьян». (Не всех, только часть, но большую.) Несколько крестьянских деревень Вологодчины получили вольную за 60 лет до официальной отмены крепостного права. Как пишет Непеин, Румянцев заложил «основы вольного землепашества» в России.

     Но, вот,что интересно для нашего исследования. Оставшимися в крепости двумя деревнями управляла Наталья Яковлевна Румянцева. Прямая подсказка о родственной связи с Марфой Яковлевной Разнатовской, бабушкой Гиляровского.
И далее у Непеина. «Другое, довольно известное поместье в конце X V III века было генеральши Агриппины Павловны Буланиной-Назимовой. Оно называлось село Троицкое».
А Разнатовские, где же их имение?
Выстраивается очень интересная родственная дворянская цепочка: Наталья Яковлевна Румянцева – сестра Марфы Яковлевны Разнатовской, Агриппина Павловна Буланина Назимова – родственница Назимовой Наталии Александровны владелицы имения в Светёлках, а Наталия Александровна опять же родственница Разнатовских.

    Выходит, что Разнатовские не имели своего загородного имения, а в летние месяцы могли проживать в доме Натальи Румянцевой, имевшей большое село под Рыбинском, где то там и похороненной, или у Буланиной-Назимовой в Троицком, тоже не проживавшей на Согоже.

     На современных картах нет села Троицкое. В очерке Алексея Непеина находим, что церковь Святой Живоначальной Троицы на реке Согож находилась в 55 верстах от Вологды и в 3 верстах от южной границы Ярославской губернии.
Известно, что церковь разрушена в 30-е годы, а село Троицкое жители покинули в 60-х годах (как не хочется писать) прошлого века. Сейчас на месте церкви установлен Поклонный Крест. Когда были разрушены дворянские усадьбы, в каком месте они располагалась точно пока не установлено. Сам Владимир Алексеевич не оставил привязки к конкретной местности, даже название имения не называет.

    Новая бабушка Марфа Яковлевна запомнилась Володе Гиляровскому «добродушнейшей полной старушкой, совсем непохожей на важную помещицу-барыню. Она любила хорошо поесть…, варила варенья, соленья и разные вкусные заготовки на зиму. Воза банок отправлялись в Вологду».
Здесь на Согоже уже не было рядом с ним ни деда, ни дядьки Китаева. О летних охотничьих забавах и многих других развлечениях пришлось забыть. Вскоре отец с Марией Ильиничной «уехали года на два в город Никольск на новую службу по судебному ведомству, а я переселился в семью Разнатовских» из дома купца Крылова на Калашной в дом Разнатовских на престижную Кирилловскую улицу.

    В новой семье, по существу с малознакомыми людьми, людьми иного круга и воспитания, Владимир был одинок. Перевоспитание его «от дикости первобытных привычек» было далеко не гуманным. Он вспоминает: «…муштровала меня аристократическая родня мачехи, ее сестры, да какая-то баронесса Матильда Ивановна…».
Протесты подростка пресекались решительно. Однажды после очередного конфликта «тетеньки затеяли экзекуцию и присутствовали при порке…». Пороли Володю не один раз, что было для него охотника и «ушкуйника» унизительно и памятно на всю жизнь. Но французский язык он осилил и усвоил отчасти и светскую манеру поведения.

    Стал бы Володя Гиляровский без воспитания тётенек Владимиром Алексеевичем Гиляровским - «королём московских репортёров» - вопрос, конечно, риторический.

   Понимали и сочувствовали Володе только мужчины. «Защитником моим был Николай Разнатовский, иногда наезжавший из имения, да живший вместе с нами его брат, Семён Ильич…». Николай Разнатовский «... меня обучал верховой езде и возил в имение своей жены, помнится, Несвойское, где были прекрасные конюшни и много собак».

    Следующий материал о Владимире Гиляровском в Несвойском.
* Мария Алексеевна Гиляровская дочь Алексея Ивановича Гиляровского от второго брака. Родилась, видимо, во время проживания четы Гиляровских в Никольске.
** Непеин А.С. «Церковь Живоначальной Троицы, что н а Сoгоже , Вологод ского уезда Вологодской enapxии». Кpаткий историчесий очерк. Вологда. Типография губернского правления. 1914 год.
Алексей Непеин потомок древнего рода Осипа Непеи, первого российского посланника в Англию (1556–1557гг.)
***Румянцев, нанеся поражение туркам, впервые в истории Русской армии перенёс военные действия за Дунай. После чего в знак признания заслуг стал именоваться Задунайским.


Рецензии