О гарантиях законности в современной России

      Определяя гарантии законности в условиях демократического правового социального государства, когда сам народ абсолютным большинством своих голосов определяет свои законы социально-экономических взаимоотношений, можно выделить общие и специальные гарантии, или неюридические и юридически защищённые права граждан, которые можно отстаивать в суде. То есть к юридическим или специальным относятся установленные законом условия и факторы определяющие социальные гарантии оказывающие непосредственное воздействие на процесс установления конкретных социальных гарантий и упрочения функционирования режима правовой законности и правопорядка для реального установления и формирования определённых прав и свобод граждан.

      А к неюридическим или общим гарантиям, которые юридически не закреплены законом, относятся те объективно сложившиеся в обществе морально-нравственные и психологические,  интеллектуально-духовные и политические, социально-экономические и идеологические, правовые и организационные правоотношения, а также прочие  условия, отношения и факторы, которые оказывают лишь опосредованно формальное декларирование с необязательным исполнением всех процессов при формировании установок для реализации прав и свобод граждан.  Тем более, если нет конкретных количественных, временнЫх и прочих характеристик необходимых для реализации гарантий законности.

      Но классифицируя гарантии законности в зависимости от степени влияния на процесс установления и реализации правовой законности в стране можно формировать и реально защищённые законом права граждан, например на  конкретные социально-экономические гарантии по количеству и квалификации труда от общей мессы производимых в обществе средств для жизни, организационные нормы политических и идеологических правоотношений, и даже нормы психологических и морально-нравственные взаимоотношений граждан в обществе.

      Возможно целесообразно использовать и деление гарантий законности на организационно-регулирующие и правоохранительные. К организационно-регулирующим гарантиям относятся все правоотношения в обществе и государстве оказывающие формальное, посредственное влияние на становление режима законности на социальные, экономические и политические взаимоотношения. К правоохранительным гарантиям законности принадлежит вся деятельность граждан, общественных объединений и государственных органов направленных на точное исполнение и соблюдение закона в государстве с конкретными процессуально-юридическими нормами и статьями для применения соответствующих правоотношений  к нарушителям закона.

       Все гарантии законности реализуются в определенных формах правовой деятельности, направленной на обеспечение законности в правовом государстве и к ним могут относиться:
1. Деятельность Конституционного Суда по обеспечению конституционной законности.
2. Обеспечение правосудия независимым судом и подчинение его букве закона избранному абсолютным большинством населения страны.
3. Действие других правоохранительных органов по обеспечению неотвратимости ответственности и соблюдение презумпции невиновности, обеспечение справедливости и законности наказания.
4. Деятельность государственных органов и общественных объединений по обеспечению законности в сфере своей деятельности.
5. Деятельность граждан по защите своих прав законными средствами и выполнение своих юридических обязанностей во исполнение принятого народом закона.

      К юридическим средствам обеспечения регулятивного действия законности могут относится все действия осуществляемые на основании и во исполнение принятых народом законов, нормотворческая деятельность населения и средства индивидуально-правового регулирования (законодательной инициативы от депутатских запроса, от внесения протестов, жалоб и пр.) Социальноправовой контроль должен выражаться в первую очередь в использовании системы разделения властей и обусловливающий ее принцип сдержек, противовесов и защиты от незаконных действий кого бы то ни было.


      В центре внимания правоведения может быть и разработка системы юридических гарантий законности для закрепления социальной справедливости, к числу которых относятся:
а) закрепление основ общественного и государственного строя, важнейших прав и обязанностей граждан, принципов правовой системы в конституции страны;
б) соответствие текущего законодательства нормам конституции, верховенство законов по отношению ко всем иным актам государственных органов;
в) высокая юридическая техника правотворчества, кодификации и инкорпорации законодательства, ясность и доступность нормативно-правовых материалов;
г) централизованный прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны;
д) независимость суда и подчинение его только букве закона, правосудие как высшая юридическая гарантия прав граждан и подзаконности административной деятельности;
е) безусловное право граждан на жалобу, возможность обращения за защитой в суд при нарушении конституционных гражданских прав и публичность судопроизводства;
ж) прогрессивная система образования для развития правосознание населения, правовой культуры0 работы государственного аппарата, учреждений и организаций, для юридической информированности граждан.

      Однако вопрос о понятии и составе гарантий законности, обеспечивающих нормальное функционирование всего механизма законности для формирования общества социальной справедливости, пока не получил однозначного решения в юридической науке современной России.


Рецензии