Боря

Мне хочется рассказать вам о моём братишке, светлая ему память. Скоро ноябрь. в последних числах которого он родился в 1941 году. Война шла по стране. вовсю пылали города и сёла на западе. гибли люди, а он родился.
Я точно не знаю в июле или августе отец ушёл на войну и мы, мама. старшая сестра, средняя сестра и я остались один на один с пугающей неизвестностью. А в конце ноября. мама родила двойню: девочку и мальчика. Девочка родилась мёртвой, да и про мальчика совхозные бабы говорили -Не жилец!
Девочке дали имя Ольга, а мальчишке Боря.Помню мама и её сестра тетя Ира обмывали маленькое, красное тельце девочки и плакали, Мы, вся детвора сёстры я и новорождённый тоже плакали, ну мы то понятно, раз мама плачет, плачем и мы, за компанию, а вот чего орал Боря? Может чувствовал атмосферу и  беспокоился?. Я вообще не очень отчётливо помню момент погребения девочки, но могилку её помню до сих пор. Маленький холмик, на склоне горы и на нём большой камень серого цвета.
Боря был очень болезненным мальчиком, худой, измождённый. личико, как у старичка, я подолгу смотрел на него и мне было очень жаль братишку. Аппетит у него отсутствовал и как он прожил пол года остаётся загадкой. Всё изменилось весной, когда крупный и мелкий рогатый скот начал давать приплод и на столах у людей появилось молоко. Фельдшер Борис Александрович Полевой, посоветовал маме попоить братика козьим молоком. Мама договорилась с владелицей козы в отношении поставок молока и братишку. через месяц было не узнать. Некогда узенькое. сморщенное личико, стало округляться, распрямляться. на косточках рук и ног обтянутых  кожей, начало нарастать мясо и он стал быстро набирать вес.

Время шло, Боря подрастал  я проводил с ним очень много времени и он привязался ко мне, как больше ни к кому из членов нашей семьи. Он всюду следовал за мной и долго не мог находиться без меня. Эта привязанность осталась на всю жизнь, а жизнь его прервалась на семьдесят первом году (несчастный случай).
Я человек советской формации. воспитан в духе материализма, но события, связанные. тем или иным образом с моим братом, подсказывали мне, что не всё так просто в этом мире, что есть что то неведомое. неподвластное нашему пониманию устройства мироздания. Годам к трём у братишки прорезался дар предсказателя, бабы приходили к нему с вопросом:  -Как там мой?

Твоего уже нету - отвечал Боря одной, и оказался прав, вскоре эта женщина получила похоронку.
-А як там мий Шишко? -спрашивала другая.
-Твой придёт, когда солнце будет вон там - указал он пальцем на закат.
И вот осенью, когда до Победы оставалось немногим более полугода, сидели бабы рядком, лузгали семечки и судачили о том о сём. И вот на дороге, в лучах заходящего солнца, появился человек в военной форме. Бабы стали всматриваться в фигуру военного, солнце мешало, но одна из них вдруг закричала:
-Це ж мий Шишко и с воплями повисла на шее у мужика.

Была у моего братишки и ещё одна особенность, которая сохранилась до конца его дней: Боря всегда знал точно, где нахожусь я. Расстояние, на котором эта способность проявлялась мне неизвестно, но что оно не меньше трёх-четырёх км. это точно.

Помню, один из тёплых весенних дней, у нас, в хозяйстве появилась корова Зорька и её отпрыск тёлочка Красулька и я пас, вместе с другими пацанами, своё стадо в одном из ущелий. Для нас, пацанов, это было самое счастливое время. целый день в горах, вдали от вредных взрослых. вечно чем то недовольных, игры и свобода.
Однажды мы пасли коров в одном из ущелий, время было за полдень. Коровы мирно рвали травку, а мы играли. И вдруг, на гребне горы, появился совершенно голый человечек, он радостно размахивал руками и орал во всё горло:
-Виталий, я здесь! Я пришёл!
Это был мой трёхлетний братишка. Почему голый? Всё очень просто: в яслях детей переодевали в ясельную одежду, в целях профилактики педикулёза, ну это по научному. а по нашему от вшивости. Ибо в те времена вошь и чесоточный клещ были. пожалуй, самыми распространёнными насекомыми в Ср. Азии. Выходить за пределы яслей в ясельной форме, так же строго возбранялось. Поэтому, братишка, недолго думая, снял ясельские трусики с маечкой и спрятал их под камнями на территории яслей во время тихого часа и отправился на поиски старшего брата. На мой вопрос,
-Как же ты нашёл меня,- он ответил просто:
-Я всегда знаю, где ты.
Как я уже упоминал,  эту способность он не утратил до конца своих дней, а вот способность предсказывать ушла, сразу же, как мы победили.
Стой поры. как Боря появился на горе в чём мама родила, прошло много лет. Я уже жил в Майкопе, работал на шпагатно-верёвочной и канатной фабрике старшим инженером конструктором. имел семью, но любовь к горам осталась со мной навсегда и я. при каждом . удобном случае, совершал вылазки в окрестные горы.
Через Майкоп.протекает бурная. горная река Белая-приток Кубани. И хотя в Майкопе её нрав несколько усмиряется, но в теснинах гузерипльского ущелья, она во всю показывает свой бешеный норов.  На самом выходе из ущелья расположен городишко Хаджог. До него доходит железнодорожная ветка, по которой ходит местная электричка Майкоп-Хаджог. Вот на этой электричке, мы добирались до Хаджога, забрасывали рюкзаки за плечи, переходили по мосту на другую сторону реки и по горной лесной тропинке поднимались выше и выше в горы. Там. произрастал лес из съедобных каштанов и. обычно в конце сентября, начале октября, мы организованно отправлялись за этим лакомством. Я не был любителем этих орехов, но, ради  гор, я с удовольствием, всегда, брался за организацию похода.
Однажды, как раз во время очередного похода за каштанами, ко мне в гости приехал братишка. А жил он и работал в Караганде, на шахте, горы обожал не меньше меня и этот поход оказался для него настоящим подарком. Группа благополучно прибыла в каштанник. немного успели даже пособирать до вечера орехов. Потом костёр до часу ночи. песни под гитару и ни капли алкоголя. Утром рано побудка, завтрак и сбор плодов до полудня. Час на сборы (свернуть и упаковать спальные мешки и палатки) и спуск в долину Белой. Дисциплина строгая. идти только гуськом, никаких отклонений в сторону. Впереди идёт мой товарищ хорошо знающий тропу, а последним иду я, чтобы быть всегда сзади отстающих. Горы есть горы и соблюдать правила похода обычная необходимость. Вскоре отряд растянулся, самые жадные, еле еле тащили свои набитые каштанами рюкзаки и стали быстро отставать. Братишка. был слишком прыткий, чтобы тащиться со мной рядом, тем более отстающие делали привалы всё чаще и темп нашего движения очень замедлился. Брат, он же был без груза, начал совершать челночные рейсы. Вперёд, там были девочки, которые строили ему глазки, лишь бы он хоть немного пронёс за них тяжёлую поклажу, потом возвращался ко мне. Место сбора было назначено на мосту через Белую.
Когда я, наконец, со своими жмотами достиг точки сбора, вся группа была на месте. Бори не было.

Стало ясно, что когда разрыв между передовым отрядом и отстающими сильно увеличился, Боря, в очередной челночный рейс сошёл с тропы и заблудился. Закон гласит, что  нужно идти на поиски члена группы, независимо от хотелок. а скоро последняя электричка и не успеешь к ней, ночевать на вокзале, а утром, как пить дать опоздаешь на работу. Начался ропот. одни были за немедленные поиски. другие. за «давай ещё подождём». Тогда я сказал ребятам. чтобы шли на вокзал, а я один останусь ожидать брата.
-Ты что один пойдёшь искать его?
-Нет, я буду его ждать здесь и он найдёт меня.

Почти все ушли, но несколько человек остались ещё на некоторое время со мной. Прошло с пол часа и, вдруг, над обрывом, прямо напротив моста из зарослей ежевики, показался мой братишка, он что то кричал, но из-за шума реки слов было не разобрать. Я знаками показал ему направление. где можно было спуститься и вскоре он получал строгий выговор без занесения от старшего брата. Потом он рассказал, что когда сбился с дороги, то чувствовал направление, по которому следует меня искать, но наша тропа была извилистой и это сбивало его с толку. Когда же я остановился на мосту, он рванул по направлению ко мне, через густой кустарник, заросли ежевики. поваленные деревья, напролом и вышел точно к месту, где я ждал его.


Рецензии