Мифологии Древнего мира

Мифологии Древнего мира

Утром, за завтраком всё прошло тихо и спокойно, на радость медперсоналу. После завтрака все, как всегда, пошли принимать лечебные процедуры и постепенно стали собираться в большой беседке. Когда все расселись по своим местам, то увидели, как Колька бежит со всех ног, чуть не падая спотыкаясь.

Запыхавшись, Колька вбежал в беседку и с ходу начал размахивать руками, выкрикивая: «…Вы слыхали, что там у них творится на воле? Там врачиха, фамилия такая маленькая, такое себе недвижимое имущество отгрохала за границей и всё на наши российские бюджетные деньги вроде…!».

Наталья, посмотрев на Кольку и, повертев пальцем у виска, спокойно отреагировала: «…Малышева её фамилия…, и что…? Нормальная баба…, и такая вся из себя, не вам чета…! И не на бюджетные -  а, как она говорит -,  на свои, заработанные на Шоу-программах…!».

Колька продолжал возмущаться: «…Вот куда власть смотрит, там бюджет разворовывают, а руководство и в ус себе не дует, чтобы расследовать и прекратить этот произвол…!».

Вофчик, отмахнулся от разошедшего Кольки: «…Ой, да кому это нужно, там каждый сам за себя, у всех рыльце в пушку, будет что-то расследовать и его прихватят на месте, так как у всех  есть какой-то  грешок за душой…!».

Федька, повернулся и посмотрел в сторону Кольки: «… А что руководство…? У них своя стратегия…! Вот, например, Путин молодец, просто он не вмешивается в их разборки. Он сам себе так думает: «Пусть одни (например, Навальный) пишут, разузнают, исследуют, а другие – пусть  отчитываются, отбрёхиваются, объясняют   откуда и как они добыли эти богатства и приобрели такие недвижимости там за границей…! А мы потом и притянем к ответу…, и заставим, всё награбленное и добытое их «честным путём» постепенно…,  внести в казну, то бишь в бюджет, обратно…, но уже всем скопом и сразу…!».

Колька ни как не мог остановиться в своих высказываниях: «…Но пока это произойдёт, у людей - же всё сейчас отняли…, и люди обнищали из-за этих хапуг…! Что, сразу нельзя пресечь…, чего ждать-то…, пока всё не разворуют и у людей кончится терпение и что тогда…? Опять революция…? Опять переворот…? Ну, сколько можно так жить…, одни нервы…, отсюда и психушка…! У людей мозги клинят от такой несправедливости, вот они сюда к нам и попадают…!».

Наталья только и смогла выдавить из себя: «…Да-а-а-а…, дела…!».

Колька, оглядевшись вокруг, тихо произнёс: «…А что, может и наши врачи и весь медперсонал на нас зарабатывают…, а-а-а…,? Ведь деньги тоже из бюджета им поступают…! А если не получают, то зачем тогда им с нами мучиться…? Ведь мы здесь такие непредсказуемые…, хотя тогда, помните, повариха орала, что ей мало платят…! Наверное, знает, кто, сколько получает, а ей столько не дают…, да-а-а-а…, кругом несправедливость…!».

Федька, сидя на скамейке и, из-за маленького своего роста, болтал ногами. Нагнувшись к ним  поближе, смеясь, сказал: «…Ой, не смешите мои тапочки…,  гляньте, вон, даже они лопнули со смеха…», - показывая на свои дырявые тапки, откуда выглядывали пальцы, на которых были давно не стриганные длинные острые ногти, как зубы -  «…Да всегда была и есть несправедливость…! Вот даже в древние времена были постоянно войны…, где, естественно, были и убитые и раненные…, помните, нам Вован рассказывал про целительную древнюю мифологию…?».

Наталья, заинтересованно спросила: «…Что за мифология такая…? С чём её едят…?».

Федька, удивлённо посмотрев на Наталью, ответил: «…Да её не едят…, это про Богов, которые жили и правили в древние времена…, вот и тогда они враждовали между собой за первенство…, кто из них старше и главней…! А вы говорите про наших людей, которые, многие из себя ничего не представляют, а выпендриваются как будто он чирь на ровном месте, а сам даже в прыщи не годится…, потому, что и не видать его ни на каком месте….!».

Наталья, развернулась так, что чуть не скинула своего Вофчика с места, уточнила: «…Ну, а кто нибудь знает или помнит, о чём тогда Вован рассказывал…, может, кто нибудь расскажет нам о ней что знает…! Особенно про известных врачей древности…,  если уж пошёл разговор про медицину…!».

Как всегда, все повернулись к своим «академикам» Василию и Серёге, чтобы те рассказали о древних врачах.

Переглянувшись, Василий начал свой монотонный рассказ: «…До наших дней дошла информация о древней медицине. Наиболее старинной считается древнегреческая медицина. Вклад древнегреческих учёных-медиков в развитие этой науки – огромен. Трудами некоторых из них пользуются по сегодняшний день. Наиболее известным древнегреческим врачом является Гиппократ. Его значимый труд назван «Гиппократовым сборником». В нём подробно описаны известные на то время болезни, способы их лечения и распознавания. Наибольшее внимание Гиппократ уделял изучению вирусных заболеваний. Платон являлся учеником Гиппократа и так же стал известным древнегреческим врачом. Он считается основоположником реакционной медицины. Другим древнегреческим врачом Аристотелем были поставлены такие вопросы медицины, ответить на которые смогли врачи и наука только следующих поколений. Знания этих врачей-учёных до сегодняшнего дня используются современными врачами, их учения в своё время продолжили И. Сеченов, Н. Павлов, А. Ухтомский.
В Древнем Риме первыми хирургами были греческие врачи, позже, появились свои, «римские» врачи. Выдающимся учёными-медиками своего времени являлись Гален и Цельс. Они плодотворно проводили хирургические операции. Труд  Цельса «О медицине» вошёл в золотой фонд медицины мира. В этом труде врач древности описывап взгляды своих предшественников относительно медицины, а именно – писал о Гиппократе, Герофиле, Асклепиаде и Эразистрате…!».

Молчавший до сих пор Пётр, задумчиво сказал: «…А я вот знаю, что ещё лечат змеиным ядом…, наверное, это тоже оттуда пошло, так как химикатов тогда не было и все лекарственные отвары были натуральными из трав, а мази делали из ядов всяких тварей…, разве не так…?

Василий, согласно кивнул головой: «…В Греции сохранились развалины Эпидора, где существовал таинственный древний культ змей, обладавших волшебной целительной силой. Его основал в 300-х годах до нашей эры полубог по имени Асклепий. Символом Асклепия была змея. Есть легенда о змее, которая принесла траву жизни. Считается, что этот символ – змея, свернувшаяся кольцами – появился благодаря той истории. Говорят, змеиное зелье Асклепия могло оживлять мертвых. 2300 лет это расценивали как миф. Культ Асклепия в Древней Греции имел большую значимость. К нему съезжались люди со всей Европы, чтобы получить его мудрость и исцелиться благодаря его диагностическим способностям.  С тех пор основоположником  римской медицины считается Асклепиад. Именно он привил уважение к медицине, так как его лечение всегда доставляло удовольствие пациентам…!  С падением Греции и медицинские науки пришли в упадок. Вполне подходящим местом для наук и искусств оказалась Александрия…!».

Колька, поёжившись и передёрнув плечами, как от озноба, прошептал: «…Тогда, какое же удовольствие было от таких жгучих мазей…? Яд, он и есть яд…, отрава, да и только…! Тут, одна слюна от Натальи или Марь Ванны, лучше всякого яда вылечит…, никаких змей не надо будет…, и никаких мифологий не потребуется. Тоже мне…, напридумали чёрте что…, лишь бы болтать…, а то, что они не лечат никого, а только о своём благополучии заботятся, никого это не волнует…!».

Наталья, вздохнув всей грудью и, прижавшись к Вофчику, сказала: «…Вот, кто бы смог нас вылечить…, да ещё и удовольствие доставить…! Не то, что теперь…, каждый только о своём благополучии заботится. Накупят себе дворцов, обвешают картинами свои залы и спальни…, а сами, наверняка, даже не знают, что за картины повесили…, лишь бы себе удовольствие доставить. А что за мифология на них отображена, понятия не имеют, наверное…!».

Федька, вспомнив, что его прозвали  философом, посмотрев на них, скептически усмехнулся: «…Во всём должна быть Гармония  и Древняя медицина являлась врачебным искусством в полном смысле этого слова.  И потом, много вы знаете о мифологиях…, она же разная, и не только медицинская…! Но,  сейчас мало кто ею интересуется…, и поэтому мало что о ней знает….!».

Вофчик, от долгого сидения в неудобной позе, решил размять затекшие места  и,  приняв объятия Натальи, сладострастно потянувшись, с придыханием  произнёс: «…Ну, вот ты и расскажи нам, что ты знаешь о мифологиях…, ты же постоянно бегаешь в библиотеку и смотришь телек…, наверное, там много есть чего интересного…!».

Федька, дёрнул плечами, ответил: «…Есть конечно…, ну, например, греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов, таких как Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников. Вы, хотя бы знаете, кто это такие…?».

Все, пожав плечами,  вновь посмотрели на своих «академиков» Василия и Серёгу, которые только они и могли рассказать об этих Богах.

Василий, переглянулся и кивнул, чтобы сейчас  первым  рассказывать начал Серёга, который в ответ согласно кивнул головой: «…Ладно, что с вами поделаешь, слушайте: Был такой Гомер , который прославился двумя эпическими поэмами: «Илиадой» и «Одиссеей». «Илиада», по всеобщему признанию, является старейшим произведением западной литературы. Даже сами греки признают влиятельность Гомера и не считают достаточно образованными тех своих соотечественников, кто не читал его произведений. При этом до сих пор ведутся споры относительно того, является ли Гомер реальной исторической фигурой. О нем и его жизни неизвестно абсолютно ничего. Произведения «Илиада», и «Одиссея» внесли огромный вклад в литературу. Фактически даже Шекспир написал одну из своих пьес на основе «Илиады». Софокл был трагиком и написал за всю свою жизнь 123 пьесы. Из рукописей уцелели лишь семь, но они стали настоящей классикой. Речь идет о таких произведениях, как «Антигона», «Царь Эдип» и «Электра». Он развивал театральное искусство путем добавления массовки, сокращения важности хора и введения сценографии. Софокл также упразднил традицию ставить трагедии в форме трилогии. Он сделал так, чтобы каждая постановка была самостоятельной, что увеличивало их драматизм. Еврипид - еще один греческий автор трагедий. Он написал порядка 95 пьес, 18 из которых дошли до наших дней в полном объеме, а большинство уцелело лишь фрагментарно. Его самые известные произведения - «Алкеста», «Медея» и «Вакханки». Его пьесы для своего времени казались слишком современными, персонажи в них изображались очень реалистично, и среди них можно было увидеть сильных женщин и мудрых рабов, что для того времени было несвойственно и считалось отступлением от традиций. Еврипид - греческий трагик, оказавший огромное влияние на европейскую трагедию в целом. Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп…!».

Колька, от непонимания, о чём рассказывает Серёга, скучал и ёрзал по скамейки так, что скамейка под ним скрипела и мешала шумом. Не выдержав, он всё же спросил: «…Ну и что нам здесь это даёт…? Какое удовольствие, например, мне будет от того, что я буду это знать…? Что я сытым буду от того, что что-то узнаю из вашей мифологии…?».

Серёга, внимательно посмотрев на Кольку, ответил: «…Не единым хлебом сыт человек…, многие люди желают знать и о других интересных фактах, которые были когда-то в древности. Например, по мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом)- Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.
Геродот признан отцом истории Западной культуры. Он приблизил историю к науке, систематически собирая и упорядочивая материалы, а также проверяя их соответствие действительности. Кстати, Геродот также был талантливым рассказчиком. Сама по себе история слова истоками уходит к книге Геродота «История» (а «история» в переводе с греческого языка означает «расспрашивание»). Эта книга также признана первым историческим произведением в Западной культуре…!».

Колька, недоверчиво махнув рукой, произнёс: «…Да ну, сказки какие-то рассказываешь…, кому сейчас это интересно…, ведь,  когда это всё было…?».

Наталья, оторвавшись от любезностей с Вофчиком, зашипела на Кольку: «…Слушай, ты, «недоумок», если тебе, или ещё кому-то неинтересно, то встал и почесал к себе в палату, или ещё, куда нибудь подальше, чтобы мы тебя здесь не видели и не слышали твой писклявый голос…! Смотри на него, то пристаёт, как банный лист к попе, со своими расспросами…, а то, прямо ему не интересно…, всё только о жратве думает…! Ты о духовном подумай…! О красоте, чтобы на душе радостней стало…, понятно…! И не мешай другим слушать интересные темы…!». И, повернувшись к Серёге, сказала: «…Ты, Серёга, не обращай на этого придурка внимания, давай рассказывай дальше свои сказки, другим же интересно…!».

Колька, косо посмотрев на Наталью, прошептал: «…Вот она, змея вылезла…, сейчас ядом брызгаться начнёт на всех и все сразу же вылечатся…, подставляйте больные места…!».

Серёга, оглядевшись вокруг и, увидев, что почти все его слушают с интересом, не обращая внимания на шёпот Кольки, продолжил своё повествование: «…Ну, если интересно, то  слушайте дальше:  Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира. Всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней…, и могучая сила, оживляющая всё - Любовь - Эрос. Здесь уже как-то рассказывали про подземный мир…, так вот, глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море. После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей, восточный - Эвр, южный Нот и западный, ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождём тучи…!».

Наталья, слушая с интересом рассказ Серёги, всё же перебила в своей манере:  «…Слушай, Серёга, вот ты говоришь, что они Боги…, а, послушаешь тебя, то  получается, что они  тоже, как люди. Женились, рожали детей…, значит, они всё же не сильно и отличались от нас…? Или мы от них…?».

Серёга, согласно кивнув головой, стал объяснять: «…В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Вот слушай, каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:
Зевс (Диас) - властитель неба, отец богов и людей.
Гера (Ира) - супруга Зевса, покровительница семьи.
Посейдон - владыка морей.
Гестия (Эстия) - защитница семейного очага.
Деметра (Димитра) - богиня земледелия.
Аполлон - бог света и музыки.
Афина - богиня мудрости.
Гермес (Эрмис) - бог торговли и вестник богов.
Гефест (Ифестос) - бог огня.
Афродита - богиня красоты.
Арес (Арис) - бог войны.
Артемида - богиня охоты…!».

Колька, который всё же не решился уйти, криво усмехнулся: «…И что, эти боги как-то помогали людям…?».

Серёга, утвердительно кивнул головой: «…Да, есть такая версия, что люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений. Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы. Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо. Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...! По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

Федька, долго молчавший, но услыхав о смерти, решил, всё же, уколоть  рассказчика: «…А я вот читал, что есть ещё одна фраза, которая родом из Древнего Рима – эта фраза «Пусть земля тебе будет пухом»…! Она имеет довольно древние корни, уходящие ещё в те времена, когда на земле главенствовало язычество. По мнению большинства историков, оно пришло к нам из Древнего Рима, где эти слова звучали по-латыни так: «Sit tibi terra levis». Пожелание «земли из пуха» использовали в своих произведениях некоторые римские поэты и философы. Так, в стихах некоего Марка Валерия Марциала есть такие строки: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». Иначе говоря – «Пусть земля тебе будет пухом, и мягко покрывает тебя песок, так чтобы собаки смогли вырыть твои кости». Что же означала эта фраза для римлян – пожелание добра или, напротив, она служила проклятием…? Если ты такой умный, то ответь, что это означает -  пожелание добра или зла…?».

Серёга, посмотрел на Федьку и, улыбнувшись, ответил: «…Несомненно, с точки зрения современного человека, продолжение расхожего выражения «Sit tibi terra levis» у Марциала звучит как пожелание зла и мучений даже после смерти. Тем не менее, не стоит забывать, что речь идёт всё-таки о языческом периоде, следовательно, трактовать слова поэта в ключе сегодняшней культуры, цивилизации или религии не стоит. Аббревиатуру пожелания «Sit tibi terra levis» – S.T.T.L. - археологи обнаруживают на многих могильных камнях тех времён. Существовали, кстати, различные трактовки этой фразы: T.L.S. – «Terra levis sit» («Да будет земля пухом») или S.E.T.L. – «Sit ei terra levis» («Пусть сему земля будет пухом»). Дело в том, что зачастую язычники верили в то, что душа после кончины человека никуда из тела не исчезает, а потому при желании покойник может повернуться, сесть, встать или даже уйти куда-либо. Вот именно для того, чтобы усопшему было удобно лежать в могиле или в случае чего выбраться из неё наружу, ему и желали «земли пухом».

Марь Ванна тоже решила спросить: «…Но, а как на это смотрит религия…, что они трактуют…?».

Серёга, подумав, ответил: «…Ну, если смотреть отношение к фразе с религиозной точки зрения, то некоторые люди ошибочно считают, что выражение «Пусть земля тебе будет пухом» абсолютно идентично пожеланию «Царствия Небесного». Однако православные священники утверждают, что это далеко не так. По их мнению, «Sit tibi terra levis» – фраза языческая, и к христианству она не имеет никакого отношения. Ведь, согласно христианскому учению, душа в мёртвом теле не остаётся, а покидает его, устремляясь на суд Божий. А значит, эту фразу не стоит произносить верующему человеку...!».

Марь Ванна, покачала головой и, подумав, произнесла: «…Да-а-а-а…, век живи – век учись, а всё равно дураком помрёшь…, и тебе будут говорить все эти слова-пожелания…, а  ты и не сможешь ничего возразить…, будешь только лежать и слушать…, вот такая наша жизнь…! И все эти знания никому не будут нужны…, они нужны только живым и то для интереса, а не для пользы в настоящем мире…!».

Федька, решил поставить точку на этой теме, развёл руками, констатируя: «…Конечно же, всё это нужно живым для знания, для интереса…, вот, если бы не обсуждали эту тему, то так и не узнали ничего о Мифологиях Древнего Мира и о врачах, которые и нас здесь лечат…, только вот вопрос – от чего лечат…?».


Рецензии