Диалог взаимопонимание у окна возможностей

Спектакль «У нас появился брат».
Режиссер: Дарья Витан, Василиса Гапоненко.
Авторы: Дарья Витан, Василиса Гапоненко.
В ролях: Дарья Витан, Василиса Гапоненко.
Сценография: Василиса Гапоненко.
Звукорежиссер: Варвара Гапоненко.
Арт чердак  «Мамин театр» https://locoz.ru/maminteatr/  Москва 2019.
Сценический проект Дарьи Витан и Василисы Гапоненко «У нас появился брат»  приглашает широкую аудитории зрителей всех возрастов поговорить на трудные взрослые темы и найти ответы на вопросы, которые дети часто задают своим родителям. Большинство родителей часто сталкиваются с этими бесконечными детскими «Почему?» и поиск ответа на них у многих из нас создаёт трудную дилемму под названием: «Как рассказать об этом детям?». В спектакле «У нас появился брат» этот парадокс реалий нашей жизни находит своё решение через сложный тандем различных театральных форм и приемов.
В сценическом воплощении этой истории Витан и Гапоненко формируют плоскость её раскрытия с помощью сложного синтеза театральных форм и приёмов при этом система - образующим элементом-стержнем этого синтеза выступает сторителлинг формат представления истории. Сложное сплетение различных элементов вокруг сторителлинг технологии предоставляет возможность для активного вовлечения зрительской аудитории в сценическое действо и здесь этот выбор оптимал Дэнчен при создании спектаклей для детской  или семейной аудитории. В рамках этой технологии, Витан и Гапоненко создают управляемый диалог с аудиторией, который позволяет им превратить простую историю в иммерсивный спектакль с активным участием зрителей различных возрастных категорий.
В спектакле «У нас появился брат» Витан и Гапоненко разворачивают историю с элементом модерации, при котором зритель не пассивный наблюдатель сценического действа, а активный участник создания спектакля. В сценическом воплощении этой истории иммерсивный элемент создаётся постепенно, в её первых сценических картинах этой истории это осуществляется с помощью образного ряда спектакля, который воплощен по принципу узнаваемости персонажей. В спектакле - это девочки-сестрёнки, которые общаются с аудиторией в сторителлинг формате, в них зрители легко узнают лики знакомых и друзей и это создаёт элемент эмпатической вовлеченности аудитории в сюжет истории.
Эта форма вовлеченности находит своё расширение в первых картинах спектакля, когда сценические персонажи в диалоговом режиме постепенно создают сюжетную прорисовку истории и это постепенно формирует атмосферу для для воплощения истории в сценическом пространства, также это позволяет зрителю абстрагироваться от реалий жизни за пределами сценического спектакля. Условия, созданные с помощью этого приёма, способствуют участию зрителя в истории на эмоциональном уровне с помощью нивелирования границ между миром детей и взрослых. Отсутствие этой границы создаёт виртуальное окно возможностей в сценическом пространстве спектакля, которое имеет двунаправленный характер видения реалий жизни. В нём в одном направления взгляда родители получают возможность увидеть реалии взрослого мира через призму детского взгляда.
Вторая проекция этого окна заключается в предоставлении возможности взрослым  доверительного диалога с детьми и здесь сюжетная линия спектакля в сценическом пространстве позволяет взрослым в игровой форме найти ответы на многочисленные детские «Почему?». Эта возможность здесь создаётся с помощью присутствия образовательного компонента, с помощью которого детям рассказывают о разных аспектах жизни взрослых доступным для их возрастной категории языком. В этом формате в сценическом действа присутствует диалоговый элемент, созданный эммерсивной составляющей на основе тематически-направленного общения. Благодаря отсутствию возрастных и тематических ограничений здесь создаётся плоскость, в которой персонажи спектакля формируют двусторонний контакт с детской зрительской аудиторией.
В этом сценическом проекте Витан и Гапоненко раскрывают сюжетную линию с помощью метода моделирования ситуаций, в котором в качестве сюжетной ситуации используется случай из реальной жизни, воплощенный в сторителлиг формате. Эта простая и история, заимствованная из реалий нашей жизни в спектакле  рассматривается с различных точек зрений. Этот разностороннее сценическое изучение ситуации создаётся в тандеме со зрителями, при этом персонажи спектакля задают аудитории исходные данные истории и таким образом они задают отправную точку для сюжетного моделирования. В результате этого направления взгляда на историю первоначальная ситуация приобретает различные линии развития и в финале мы видим несколько разнообразных историй, которые создают многомерную картину реалий взрослой жизни рассказанную детям в приемлемой для детского восприятия и понимания форме.
Персонажи спектакля «У нас появился брат» создают различные сценарии развития этой ситуации, которые моделируются в диалоге с детской аудиторией и это позволяет создавать различные сюжетные ходы. В спектакле этот сюжетный диалог очень пластичен, он позволяет варьировать контентом образовательной составляющей сюжета и это расширяет диапазон импровизации в рамках заданной темы для аудитории зрителей различных возрастных категорий. Это гибкое и вариативное развитие сюжета находит своё воплощение в динамичной трансформации сценического пространства, которое создаётся с помощью пластичных сценических решений, позволяющие визуализировать разнообразные сюжетные ситуации и ходы.
Витан и Гапоненко в  сценическом  воплощении истории под названием «У нас появился брат» создают пространство познания, которое одинаково интересно детям и родителям и здесь все они открывают для себя новые жизненноважные пути взаимопонимания, которое необходимо всем поколениям во всем времена.    


Рецензии