Запись девяносто девятая. Сюита для души

13.09.05 На вечере в «Автографе» Владимира Пшеничного говорили о богатстве русского языка в контексте рифмования, почему, мол, на Западе к верлибру всё повернулось. Владимир полагает, что, что русский очень богат для легкости рифмования, а в западных языках, более бедных, настолько уже истрепаны все рифмы, что новое может прозвучать только в нерифмованной, но образной форме.  Так и разъяснил нам, и тут наш «всезнайка» В.Б. Вайнштейн задаёт гостю: «А вы Вийона читали? Почитайте, тогда говорите!» 

Ставлю руку на отсечение, что Вайнштейн не знает французского, тем более, чтобы на нем читать стихи. А если и читал, то опять же в русском переводе, опять же с возможностями русского языка. Ну, как можно с таким апломбом?! Пока Владимир улыбается на дерзость, я обращаюсь к В.Б. с этим вопросом, мол, на каком языке он читал Вийона. И ответ совершенно поразительный по несуразности: «Я сам не читал, но мне об этом говорил человек, которому я очень доверяю».
 
Доверяй! Но ты же собственное убеждение высказываешь, да еще призываешь к нему присоединиться другому человеку. СОБСТВЕННОЕ! А на чем основанное – на мнении человека, аудитории неизвестного: кто он? Просто читатель, переводчик, поэт? Почему мы должны доверять мнению этого другого?
 
И вот Вайнштейн часто так – произносит фразы, вроде это его выстраданное, а на поверку – очередное цитирование, но под своей «подписью». Удивительная мимикрия! Я от него отмахиваюсь, когда он начинает говорить. Ну, как спорить с кем-то, кто произвел на Виктора Борисовича впечатление? Да еще не называется имя истинного автора. Прямо, как в анекдоте: «Карузо? А! Ничего особенного. Мне Вано напел – тьфу!» Вот стихи у него хорошие, а философия – молчал бы в тряпочку!
 
И вот по поводу дилетантства. Полагаю, что профессиональное образование человека со способностями и даже талантливого в какой-то сфере – обязательное условие для претензий этого человека участвовать в обсуждение вопросов своего направления. Для гения – профессиональное образование ничего не прибавит, кроме – кругозора и повышения общего уровня культуры, что тоже очень нелишне.
 
Я говорю о литераторах, поскольку в других сферах – не знаю, как там. Если дилетант берется судить или действовать в той сфере, где он считает себя способным, но не образован, то он рискует говорить банальности, прописные истины, короче, быть смешным и неинтересным в плане развития знаний о предмете со стороны аудитории.
 
Если сама по себе личность дилетанта - яркая, то именно эта яркость и может привлекать, но никак не суждения в той области, в которой берется действовать по-дилетантски. Поэтому я, «приседая и робея», берусь высказывать свое мнение на ту или иную тему в деле литературы: я боюсь - а вдруг гораздо более меня внимательные, талантливые и, главное, образованные в этом направлении, уже давно ушли вперед от подобного взгляда, а я их своей глупостью буду тянуть за полу обратно.

Уважение к аудитории «продвинутых» меня сдерживает. И очень не люблю слушать прописные истины или откровенные глупости от других, таких же, как я – «знатоков», но не ценящих время аудитории.

***
Ах, эта рыбья чешуя,
Что покрывает мое тело,
Она хранит,  хранит меня
От самого простого дела.
 
Я возвращаюсь в полумрак,
Где лампа, книжка и тетрадка,
Жена, работа, лай собак…
Где все, по-прежнему, в порядке.
 
Где в кабинете тишина,
В пенале спят карандаши,
И лишь едва-едва слышна
Сюита с диска «Для души».

2010 г.


Рецензии