Мир после пандемии

 
 Сейчас много говорят о тоV, что  мир после пандемии будет другим, но каким он будет? Это будет зависеть от нас, от каждого.
В каждой  стране  после пандемии конечно проанализируют, как складывалась ситуация после появления первых заражённых, что удалось сделать для сдерживания  распространения  инфекции, всё  ли было сделано для сохранения жизни людей, что не смогли сделать вовремя и что, помешало быстро наладить работу  медицинских учреждений в новых условиях?
 Надо изучить опыт Китая, Японии, они смогли вовремя  отреагировать на сложившуюся  ситуацию в стране. В Китае если появляются новые самые небольшие очаги заболевания, сразу вводится строгий карантин для целого города или провинции и все с пониманием к этому относятся и выполняют  все правила.  Вот у них нам надо учиться дисциплине.
 У нас, в России,  конечно, тоже проведут анализ сложившейся ситуации с короновирусом. Это будет сделано после окончания эпидемии. Оценку дадут: президент, правительство, губернаторы, эпидемиологи, Роспотребнадзор, ведущие врачи  больниц. Это благодаря принятым ими мерам  удалось в короткое время сделать очень много для  организации работы всего звена медицинских учреждений и будет сделано всё, чтоб медицина максимально была  готова к работе при появлении  чрезвычайных ситуаций.
 Ну, а мы, каждый из нас  должен понять, что мы живём в социуме, мы контактируем с родственниками, друзьями , соседями, с коллегами на работе, с пассажирами в транспорте и от нашего здоровья может зависеть здоровье окружающих. Взять за правило, заболел -сиди дома. Взять больничный или отгул реши сам, но нельзя   заражать  других.
Пока не будет найдены вакцина и лекарство от короновируса , пока врачи не убедятся, что не будет второй волны болезни, нам надо строго придерживаться рекомендаций по поведению и учить детей, что правила надо обязательно соблюдать. Некоторые правила должны навсегда войти в нашу жизнь, как, например, здороваться кивком головы, при любом карантине носить маски,  тщательно мыть руки, соблюдать дистанцию, праздники проводить в семейном кругу. Давайте соблюдать строго все правила и учить этому детей.  Давайте беречь друг друга и помогать в беде  нуждающимся.
 С таким  отношением в природе, какое у нас сейчас, вирусы будут появляться . Загрязнение воздуха, воды, почвы- факторы  способствующие появлению вирусов.
 Ещё в 60-70 годы, когда в Белоруссии стали повсеместно применять химические удобрения и пестициды, пожилые мудрые люди, которые всю жизнь проработали на земле, любили землю понимали правильно  заботу о земле кормилице, говорили, что сейчас землица плачет, а потом будут плакать люди.
 В 2019 году в нескольких регионах гибли пчёлы. Оказалось, что это бесконтрольное применение пестицидов фермерами. Погибнут пчёлы ,и люди не досчитаются  большой части урожая, особенно таких культур как рапс, подсолнечник. Значит, меньше будет продуктов животноводства.
 Сейчас  многие фермеры арендуют  землю, это неправильно. Земля должна быть в собственности, должна передаваться по наследству. Только хозяин земли  способен по настоящему заботиться  о своей земле.
 С давних времён  люди понимали, что земля кормилица   Люди считали  землю, растения , животных, водоёмы живыми и понимали место человека  среди этого живого мира. Отсюда и правильное взаимодействие человека с природой, стремление понять законы природы.
 Все помыслы крестьянина  были направлены на то, чтоб вырастить  и сохранить урожай, а поле уборки урожая человек благодарил землю-матушку за урожай.  Ещё постоянной заботой крестьянина  была необходимость передать свой опыт работы на земле своим детям. Детей уже с 12-13 лет брали в роле, учили работать на земле.
Моя  бабушка рассказывала, что  когда жатва заканчивалась, жница последний сноп перевязывала лентой и  торжественно несла его домой. Ещё жница благодарила землю за урожай, закапывала в землю кусочек хлеба со словами:  «Спасибо земля –матушка, что ты дала мне и я даю тебе».Это была символическая благодарность земле. Многое  нас связывают с прошлым, многое изменилось, но заботу о земле мы должны перенять от наших  предков.
 Всё, что человеку нужно для жизни   растёт на земле, уже не везде  можно собирать грибы и ягоды, они могут быть ядовитыми.  Дары природы впитали в себе вредные вещества из почвы и воздуха. Уже идут кислотные дожди, после которых на листьях овощей остаются белые пятна. Отсюда   овощи , фрукты тоже могут быть небезопасными.
 Дикие животные и птицы, мелкие грызуны   питаются тем, что находят в полях, лесах, близ городов и посёлков и могут стать разносчиками инфекций. Летучие мыши и змеи, которые считаются основными виновниками появления короновируса, тоже ведь живут  в той же среде  и кто знает, где взялся вирус у них, который они потом передали человеку.
 Сколько уже говорится о проблеме свалок, раздельном сборе мусора, строительстве мусороперерабатывающих  заводов, рекультивации свалок, но пока это  продвигается  медленно, а эту проблему  надо решать. От нас всех требуется  соблюдать правила раздельного сбора мусора и учить этому детей.
 Уже сей час человечество  испытывает  нехватку питьевой воды. Прибрежные страны используют опреснённую   морскую воду, но этого мало, особенно в жарких странах. Кроме того мы употребляем в пищу морепродукты, а они тоже могут быть небезопасны. Моря и океаны загрязняются , от этого страдает морская фауна
 В России огромное количество  пресной воды. Озеро Байкал  природная кладовая пресной насыщенной кислородом воды. В Байкале 90% запасов пресной воды нашей страны,20% процентов мировых запасов. Байкал- наше богатство , уникальный природный клад и его надо беречь. Когда смотришь по интернету  фильм о  Байкале  и видишь горы мусора, оставленные туристами, возникает мысль, что люди в 21 веке превратились в дикарей.  Почему вредим себе и что оставим после себя будущим поколениям?
 Даже 3-летние дети знают , что деревья дают нам чистый воздух.. Леса-лёгкие планеты. У нас   огромные лесные массивы, но они хищнически вырубаются, а потом леса поджигают, чтоб скрыть следы преступлений. Леса горят от пожаров по вине человека. Надо бросить все силы на охрану лесов, во время пожаров горят дома, города и посёлки задыхаются от дыма и гари. Как может быть , что жажда наживы  выше здоровья человека? Это уже не дикари, это варвары. Леса надо сажать вокруг городов, сажать деревья в городах и посёлках, ведь многие города задыхаются от смога. Пословица нам говорит: « Много леса- не губи, мало леса- береги, нету леса- посади»
 22  апреля считается  днём ЗЕМЛИ. Ни разу не прочитала .ни в одной газете, детском журнале об этой дате. По телевизору  в этот день вспомнили день рождения В.И.Ленина, а о дне Земли ни слов. В этот день полезно было бы сказать сколько мы навредили нашей планете , какие могут быть последствия, что нам надо сделать каждому, чтоб помочь нашей земле. Надо хоть символически попросить прощения у нашей ЗЕМЛИ –КОРМИЛИЦЫ  за наши плохие деяния.  Новое время ставит новые задачи. Нашей задачей в новом не простом времени должна стать -задача воспитание здорового, образованного, духовно –нравственного  человека будущего, понимающего задачи времени  и готового  решать эти задачи. А для этого важно поднять на должный уровень медицину, образование и культуру.
 В области  здравоохранения  сделано много, это показала пандемия. На уровне президента, правительства  принимаются решения, но как часто всё-таки на местах они или не выполняются или выполняются  медленно. Когда-нибудь будет наведён порядок в районных поликлиниках, где  записи на приём надо ждать неделю, а то и больше? Особо надо обратить внимание на здоровье детей, подростков. У многих школьников есть серьёзные заболевания, детей с первой группой здоровья  совсем мало. Надо сделать всё возможное для оздоровления детей в летнее время, возможность лечения детей с родителями в санаториях по льготным путёвкам.
 Хочу остановиться больше на проблемах образования, так  как мне эта тема близка. Воспитание ребёнка начинается с рождения, важен возраст от рождения до года, когда закладываются основы зрительных, слуховых и осязательных ощущений. Весь дошкольный  период  очень важен в жизни ребёнка, как писал чешский педагог Я.А.Каменский в своей книге «Материнская школа»: «Воспитание и обучение ребёнка надо начинать в дошкольном возрасте, запаздывать с этим нельзя , ибо в этом возрасте закладываются основы личности, основы будущих успехов ребёнка.
 Большинство детей с 3 лет посещают детские сады, часть детей даже с 1,5и 2 лет. Что показал карантин, когда дети остались дома?. Для многих родителей он стал испытанием. Оказалось, что родители не знают своего ребёнка, особенности  развития данного возраста, образовательные и воспитательные задачи возраста, чем ребёнок занимается в детском саду, чем  можно занять  время  с пользой для ребёнка, какие книги почитать, в какие игры поиграть.
 Немецкий педагог Ф.Фрёбель, основатель первого детского сада , писал, что детский сад не должен подменять семейного воспитания. Задача воспитателей детского сада знакомить родителей с работой в группе, знакомить с особенностями  развития каждого возраста.  Родители должны знать, чем занят день ребёнка в детском саду, его успехи и трудности. Воспитатели  должны индивидуально работать не только с каждым ребёнком, но и с его родителями, давать рекомендации, чем заниматься с ребёнком в выходные дни, как в отпуске использовать время  для пополнения знаний ребёнка об окружающем мире.  Только совместная работа детского сада и семьи  поможет  в полноценном  воспитании и развитии ребёнка.
 Пройдя несколько раз школьный путь со своими детьми, участвуя максимально в жизни  внуков( одному 32 года, другой заканчивает 9 класс), я могу сказать, что мы многое потеряли в школьном образовании и многое  надо обязательно возвращать. Прежде всего, это трудовое  обучение. Мои сыновья работали в полноценных мастерских, где были деревообрабатывающие станки и станки по металлу, у девочек швейная мастерская. Дети участвовали в субботниках, в уборке класса. Это сплачивало детей , не было драк, разборок между детьми. Та школа есть и сейчас, а вот мастерских нет, вместо них частный магазин.  Ещё   дети готовили спектакли совместные, участвовали все дети. Старшеклассники готовили спектакли для младших и даже выступали в детских садах.
 Мой старший внук ещё что-то застал. У него была замечательная учительница в начальных классах Светлана Михайловна, были и праздники и новогодние ёлки, она ходила с детьми в походы.
 Младший внук учится в современной школе с бассейном, но исчез из школы труд. Что такое школьные праздники он не знает. Новогодние праздники он помнит по детскому саду. На Новый год поход театр, после окончания каждого класс поход в кафе за деньги родителей, причём сумма приличная. Растут барчуки, потребители.  Школы занимаются только образовательным процессом, воспитательный процесс отсутствует, вместо него учителя пишут всевозможные отчёты графики, за которыми не виден ребёнок.  Что-то надо менять и построении урока, особенно в младших классах,  чтоб дети не сидели 40 минут за столами, это не способствует здоровью детей. Я не пишу о  школьных программах, о них должны сказать специалисты-педагоги, проработавшие по  30-40 лет в школе, но насколько знаю программу младших классов, по которой учился  младший внук, там много лишнего. Но то , что способствовало- бы грамотной речи, развитию мышления отсутствует, а подбор материала для чтения у меня вызвал недоумение( 2 класс)
 Новое время требует новых подходов к обучению и воспитанию в школах и конечно эти  изменения в школьных программах, методиках обучения  должны последовать  в ближайшее время со стороны министерства образования  и педагогов-новаторов.
 Культура- это большой пласт для духовно-нравственного развития ребёнка. После карантина постепенно будут открываться бассейны, дома культуры, филармонии, библиотеки, музеи, выставочные залы. Первое время , возможно на длительное  время ,с соблюдением  правил  безопасности. Надо найти новые  формы работы в новых условиях. Надо разработать тематические и обзорные экскурсии для дошкольников, школьников младших и старших классов. В библиотеках разработать тематические вечера по творчеству  писателей, для детей разных возрастов В филармонии  можно  проводить праздники для малышей, знакомить с музыкальными инструментами, с творчеством  композиторов, которые писали для детей: П.И Чайковский, В. Моцарт, Ф. Шопен, И. Брамс Л. Лядова,  И.Штраус. В библиотеках, в филармонии  можно организовать тематические вечера для детей с родителями.
В новых условиях   можно разработать возможность посещения бассейнов, музеев,  залов, домов культуры, детских  театров  родителей с детьми. Можно   организовать продажу  семейных абонементов для знакомства  с  классической музыкой  Детей , подростков надо приучать слушать именно классическую музыку в исполнении симфонических оркестров и народную музыку в исполнении оркестров  народных инструментов. Если мы хотим привить детям  любовь к классической музыке, надо чтоб ребёнок слушал музыку с рождения. Тогда  слушание музыки станет для  ребёнка потребностью, частью его жизни.
 Пока у нас телевидение, интернет будут показывать виллы богатых,  отдых на дорогих зарубежных курортах, их тусовки ,нам очень трудно будет объяснить  подросткам, что надо  в  жизни добиваться всего умом и трудом.
Мы так мало говорим и показываем труд тех, кто действительно добился многого своим трудом . Уже  подростки  не мечтают о профессии лётчиков моряков, машинистов, а  большинство хотят стать бизнесменами.
 Если мы хотим счастливого  будущего для наших детей, внуков, если мы хотим   оставить нашу землю комфортной  для жизни будущих поколений,  многое надо изменить в нашей жизни , а изменить прежде  всего каждый должен сам  многое   в себе.


Рецензии