Камо грядеши? 2

                Наблюдения из окон Овертона

   Ещё в 13-ом веке Фома Аквинский предупреждал: «Даже наименьшее знание высших предметов имеет большую ценность, чем наибольшее знание низших предметов».

   Возразить нечего, можно только констатировать: с исходом книги из нашей жизни («нашей» - в смысле подавляющего большинства, которому книги особенно необходимы), на нас обрушились потоки «знаний низших предметов», транслируемых всеми средствами воздействия на общественное сознание.

   Обратимся к окнам Овертона,  «… политической теории, описывающей границы идей, возможных для принятия обществом». Напомню, что это способ применения этой теории даёт возможность по желанию определённой группы людей вводить маргинальные,  даже противоестественные идеи в пределы общепринятых морально-нравственных понятий и категорий. То есть, путём последовательных целенаправленных шагов в направлении легализации самой абсурдной идеи, возможно провести её по ступенькам легитимизации “ немыслимая – радикальные – приемлемые – разумные – стандартные - действующая норма”.

У окна Овертона есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать при анализе различных ситуаций. В противном случае можно попасть в неудобное положение. Окно Овертона – не универсальный метод исследования при переходе из одного государства в другое. Окно Овертона могут диаметрально меняться в разных странах с разными традициями, религиозными особенностями, поведенческой моделью, образовательным уровнем и прочими отличительными признаками.

   Но в описании этого инструмента воздействия на общественное сознание, как мы обнаружили, отсутствует одна очень важная и опасная опция.

   Естественный ход событий сам по себе корректирует поведенческий кодекс различных человеческих сообществ, различных по своему расположению на цивилизационной шкале. Но дело в том, что это происходит при естественном продвижении по оси развития обществ. А в условиях нарастающего потока «знаний низших предметов», эти самые «низшие знания», противоестественные отношения, веками проклятые и людьми, и священными книгами пороки, выдворяют из окон Овертона жизненно необходимые качества.

   Вот оно, самое коварное свойство этих окон. Это происходит самопроизвольно, потому что границы этих окон имеют постоянные параметры, они не могут расширяться, и появление в их пределах чего-то нового непременно отторгает оттуда нечто. И это «нечто», как показывает жизнь, всегда бывает чем-то хорошим, добрым, созидательным, то есть жизненно необходимым.

   Не буду украшать сказанное набившими оскомину примерами «радужных» реформ практически во всех европейских странах, веками позиционирующих себя центром всего ценного, что создано человечеством за тысячи лет прогресса. И гордящихся этим, снобистски взирая на прочие страны, “плетущиеся” в хвосте цивилизации.
 
   И вот наступили наши дни и уже на фоне “фестиваля” вокруг понятий “ущемление прав человека”, “толерантность”, “ювенальные законы”, “мультикультурализм”, “номерные родители”, “выбор пола самими детьми” и многих других, даже у людей, прошедших через кошмары культа личности, самопроизвольно рождается мысль: “Чёрт возьми, Сталина вам надо!” Это стандартная схема порождения мечты о “крепкой руке”, как следствия либеральной вседозволенности, и наоборот. Так было и с сексуальной революцией, детищем пуританских нравов. Так было с кальвинизмом, отпрыском разболтавшегося католицизма.

   “Человечество постоянно переходит от одной духовной противоположности к другой, и в наше время рушится «мир новой истории с его рационалистическим просвещением, с его индивидуализмом и гуманизмом, с его либерализмом и демократизмом, с его блестящими национальными монархиями и империалистической политикой, с его чудовищной индустриально-капиталистической системой хозяйства, с его могущественной техникой и внешними завоеваниями и успехами, с безудержной и безграничной похотью жизни, с его безбожием и бездушием, с разъяренной борьбой классов и социализмом как увенчанием всего пути новой истории”. (Бердяев)

   Эта закономерность универсальна, и поэтому нам всем следует призадуматься о том, что творится в данный момент, чтобы быть готовыми к историческому перевёртышу мира.

(продолжение следует)


Рецензии