Харбин

   В первом общежитии мне всегда нравилось: комнаты маленькие, всего на два человека, туалет и душ для каждого блока свой, кухня хоть и общая на этаж, но просторная и со всем необходимым. С остальными «лачугами» студгородка, конечно, ни в какое сравнение… Здесь и матрасы мягче, и шкафы больше! В общем, неудивительно, что сюда так много иностранцев селят: второй этаж полностью под китайцев с корейцами отдан. Место для всех востоковедов пед института легендарное: вечером сюда зайдешь, вахтер спросит: «Куда?», ответишь, что к друзьям «на второй», он на тебя посмотрит подозрительно, уточнит: «Языки учишь?», головой кивнешь, паспорт покажешь да и пойдешь счастливый в «мир Азии». Здесь что не день, то новый запах! Кухня соевым соусом уже насквозь пропитана! По коридору идешь, из каждой двери доносятся голоса: одни просто развлекаются, другие учатся вместе, третьи ужинают… В общем, другое столь оживленное место в Хабаровске найти трудно. Вот и сейчас, сижу я в комнате 218, жду Лешу. Он полчаса назад убежал на кухню, а меня за проверку тестов по русскому языку посадил. Может, пойти посмотреть, не случилось ли чего?
-Кушать подано! – Раздается знакомый голос. – Просим к столу!
   
   Леша – китаец. Мы познакомились в Харбинском университете науки и техники, где я учился по обменной программе. Помню, первый месяц волновался до ужаса – буквально «рта раскрыть» не решался. Уж очень боялся допустить ошибку. Все-таки, язык Поднебесной – штука сложная и непонятная! И вот, однажды, сижу в столовой. Вижу, как парень, в кофте с баскетбольным мячом, идет в мою сторону. «Странно», - думаю, «Места много, а он как будто специально рядом усесться хочет!». Так и есть! Наглец напротив меня место занимает, поднос на стол ставит и спрашивает, улыбаясь:
-Русский?
-Русский.
-А я – китаец! Учу русский язык. Меня зовут Леша.
-Приятно, а меня – Максим.
-Рад познакомиться, Максим!

   Хоть наша дружба и началась по-детски неловко, отношения с этим китайским пареньком я очень ценил. Мы буквально «росли» на глазах друг друга: первые разговоры походили на беседу дошколят. Болтали буквально обо всем: «Суп не острый?», «Погода нравится?», «Обувь удобная?». Ближе к середине семестра дошли до отметки второго класса: «Что думаешь о России?», «Какие девочки тебе нравятся?». К моменту прощания стали полноценными пятиклассниками. До сих пор помню, как провожая меня в аэропорту, Леша сказал:
-Расстояние дружбе не помеха!

   Мы будто бы знали, что прощаемся не надолго: уже через месяц Лешин деканат утвердил его участником обменной программы с нашим хабаровским педом. Ему предстояло целый год учиться в стенах скромного дальневосточного ВУЗа, чему сам «смельчак» был несказанно рад. И вот, сегодня, мы сидим у него в комнате, отмечаем первую сессию, сданную в России!

   Я встаю, пододвигаю стол к центру комнаты, забираю у Леши большую тарелку свинины в кисло-сладком. Спрашиваю: «С чем нужно помочь?», в ответ слышу: «Сиди, сиди! Ты – гость!». Делать нечего: раз уж хозяин просит… Он тем временем роется в холодильнике, думает, что повкуснее? Кажется, определился: достает салат, картошку с курицей, китайские пельмени…
-Леша, - обращаюсь, - не много на двоих?
-В самый раз! – Смеется, - Все-таки, первая сессия в Хабаровске!
Он аккуратно расставляет тарелки, спрашивает, чем буду есть: палочками или ложкой? Не дождавшись ответа, кладет оба прибора передо мной. Лезет за портфелем, расстегивает, вытаскивает… Бутылку пива «Харбин». Налил стакан мне, себе. Садится за стол.
-Ну, - начинает тост, - за то, чтобы следующий семестр прошел так же, как и этот!
Чокаемся. Леша радостный. Улыбается. Он еще не знает, что следующий семестр «как этот» не пройдет…

   Я в Харбин ездил на полгода. Шесть месяцев – время внушительное, конечно, но для изучения китайского языка ничтожное. Потребность во втором посещении Поднебесной стала ощущаться еще летом: в России учиться, разумеется, можно, но «среды» нет… А она помогает ужасно! В общем, для себя цель поставил – вырваться на еще один семестр! Родители одобряли: «Если цель есть – иди к ней!», знакомые посмеивались: «Совсем уже окитаился!», а Леша… А ему я рассказать боялся.
Помню, как в августе поехал его встречать. День был по-хабаровски жаркий, пот буквально ручьем лился, а в зале ожидания, как назло, кондиционер не работал! На табло вижу: рейс «Харбин – Хабаровск» совершил посадку. Думаю: «Поскорее бы!». Вдруг слышу знакомое: «Максим!». Леша с огромными чемоданами ко мне бежит, торопится. Руку протягивает. Пожимаю, а он обниматься лезет! Закончили с «нежностями», думаю, к выходу нужно, да такси заказывать, а студент китайский с радости как скажет:
-Так здорово, что год проведу с русским другом!
И ведь ему ничего: кажется, будто чувство свое «братское» выражает, а мне не по себе… Уж так он на эти двенадцать месяцев рассчитывает!
-Если тебе риса не хватает, - говорит Леша, - то накладывай еще – не стесняйся!
-Да, спасибо, думаю, пока достаточно…
-Кстати, Максим! Видел, что третьего марта в Хабаровск Тима Белорусских приезжает, может, сходим?
-Да он мне не особо…
-Все тебе не особо! Как это по-русски? Приве… Привередливый!

   Письмо о том, что я прошел университетский отбор, пришло мне на электронную почту около месяца назад. Радости не было предела! Собрались с родителями, выпили чаю… А к вечеру позвонил Леша, позвал гулять. Встретились на остановке, идем по бульвару. Он, как назло, давай про следующий семестр:
-В Хабаровске еще столько мест, где я не был! Обидно, что до сих пор не съездил в дом последнего китайского императора Пу И. Пока к экзаменам готовлюсь, времени совсем нет… Как сдадим все, сходим? В марте или апреле?

   И до того меня слова Лешины задевали! Сам не знаю, почему, но не мог я ему признаться: не мог! Уж слишком он мечтал об этих шести месяцах. Буквально, «план» составил, на какие фильмы билеты купим, какие концерты посетим… Кажется, будто мелочь – сказать, что уезжаю в Китай, а дело это, пожалуй, посложнее любого теста…
-Ты чего грустишь? – Неожиданно спросил приятель.
-Да не грущу совсем…
-Ну, кого ты обманываешь? Вижу, что-то не так.
-Все хорошо, Леша.
-Точно?
-Да, не беспокойся.

   С недоверием на меня смотрит. Уж очень не приятен этот взгляд. Будто бы знает, что скрываю вещь важную. Чувствую – стыдно становится. Делать нечего. Собираюсь с духом. Говорю:
-Леша, я уезжаю в Китай учиться. На полгода.
Смотрим друг на друга. Тишина.
-А когда уезжаешь? – Спрашивает.
-Пока не купил билеты. Нужно визу оформить. Думаю, в конце февраля… Леша, прости меня! Я давно узнал, думал… Как тебе сказать, просто… Ты – мой друг, приехал в мой город на год, а я вот так…
-Плохо, что ты мне раньше об этом не сказал… Я бы почаще звал тебя к себе в гости.
   Тянется за бутылкой пива «Харбин». Наливает мне, себе.
Выпиваем за то, что бы следующий семестр был лучше этого...

(Фото из Интернета)


Рецензии
Очень понравился рассказ.

Пумяух   27.03.2021 19:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.