В темном подземелье

Жил-был на свете маленький мальчик Вова. Был он совсем обычный. Как и все он учился в школе, как и все любил сладости, как и все не любил учить таблицу умножения, за что получал двойки только в журнал, потому что не хотел давать дневник, как и все он любил пошалить.
Шалость его заключалась в том, что он подшучивал над взрослыми. Папа умоется, выключит воду, а Вова тут как тут. И вода струится великим водопадом, готовая перелиться через края раковины. А Вовочка из соседней комнаты наблюдает, как папа вприпрыжку несётся в ванную, чтобы закрыть кран и в недоумении ругает себя. Учитель выключит свет, когда все ученики покинут класс. А Вова тут как тут. Щёлк – и свет горит. И вот вся детвора на улице, и учитель вдруг замечает, что окна их кабинета сверкают как огни новогодней елки. Приходится наставнику вернуться и погасить свет заново.
«Вот умора!» – думал про себя каждый раз маленький мальчик Вова.
Наверное, всё так и продолжалось бы, если бы однажды…
Однажды вечером Вова, ложась спать, вспоминал все свои проделки, как вдруг в окно его комнаты кто-то тихонько постучался. Это мальчика насторожило. «Кто бы это мог быть? И как?! Ведь живу я на шестом этаже! И балкона у меня нет!» –подумал Вова. Ему бы позвать родителей, как делают все послушные и воспитанные дети, но это, как понимаете, не тот случай. Вова выглянул в окошко – никого. Тогда он приоткрыл окно и выглянул подальше – никого!
– Ну, здравствуй, Владимир-транжир! – услышал мальчик прямо у себя за спиной грубый голос. От испуга Вова потерял дар речи и медленно повернулся. О ужас! Перед ним стоял страшный и свирепый гном. Конечно, мальчик никогда не видел гномов, думал, что они милые и добрые, как в сказке про Белоснежку, но понял, что это именно он.
Гном был маленького роста, в колпаке, с бородой, со злющими глазами, которые сверкали из-под нависших бровей, и очень потрёпанный. Если можно так сказать, одет в лохмотья.
– Что же ты не отвечаешь?
– К-к-кто ты т-т-такой? Почему такой потрёпанный? – начал заикаться от страха и неожиданности мальчик.
– Я? Я тот, кого ты бессовестно разоряешь! Каждый день! И за это я заберу тебя в своё подземелье!
– Нет-нет! Ты ошибаешься! Никого я не разоряю! Это, наверное, какой-то другой мальчик!
– Никакой ошибки. Кто включает без надобности краны с водой? Кто включает свет, если он никому не нужен? Пойдём!
– О, нет! Пожалуйста! Я больше так не буду делать!
– Я не верю. Хотя тебя может спасти одно только знание таблицы умножения!
– Но я её не знаю! – заплакал Вова.
– Тогда ничего не поделаешь. Идём!
– Ма-а-а-а…– закричал Вова, чтобы позвать родителей на помощь. Как всё вокруг закружилось, завертелось, затрещало, и мальчик ощутил, как проваливается в бездну.
Когда Вова осмелился открыть глаза, увидел, что находится в пещере. На её стенах коптили факелы, как в исторических фильмах. Здесь также было много дверей с железными засовами и тяжёлыми навесными замками  и один коридор. Вова хотел бежать, как вновь услышал знакомый хриплый голос:
– И куда ты прибежишь по этому тоннелю? Куда он ведёт?
– Я не знаю.
– Тогда останься! Я хочу тебе кое-что показать.
Старый гном, снимая тяжёлую связку  ключей, начал свой рассказ:
– Когда-то по всей земле люди ценили то, что имели. Берегли каждую крошку хлеба. Бережно относились к воде. Они ценили всё это. Понимали, что не только деньги имеют ценность, и тогда я процветал.
Открылась первая дверь, за которой Вова увидел ещё одну совершенно пустую пещеру. Гном продолжал:
– Мои пещеры до краёв были заполнены драгоценными камнями, золотом, серебром. Шло время, и люди стали потихоньку забывать о том, что именно является богатством.
Открылась вторая пещера, третья… Они тоже были пусты.
– Сейчас я на краю бедности, – грустно сказал гном  и открыл последнюю пещеру, в которой в уголке поблескивало три маленьких камешка. – Это последние мои крохи. Последняя моя надежда на то, что всё-таки что-то изменится.
По сухой щеке покатилась скупая слеза гнома.
Вова, ещё недавно с ужасом смотревший на неизвестного пришельца, почувствовал к нему жалость. Мальчик опустил глаза и увидел у себя на груди поблёскивающее пятнышко.
– Что это со мной творится?!
– А-а-а! Значит, не всё ещё потеряно! – радостно воскликнул гном. – Пойдём! Я тебе ещё что-то покажу. И они рванули в тёмный тоннель, освещаемый редкими факелами. Вскоре показалась ещё одна пещера. Она была зловещей, и там было много людей, которые кирками откалывали тяжёлые камни, грузили их на тележки и куда-то увозили.
– Кто это? Что они делают?
– Это такие же девчонки и мальчишки, как и ты. Они тоже любили пошалить. Видишь этого мальчика? Узнаёшь?
– Да это же Вася Перепёлкин из 6 «В». Они ведь вместе с семьёй переехали!
– Да, переехали, но только сюда! Отрабатывать. Что они делают? Ищут богатства.
– Золото?
– Что ты? Разве только золото является богатством? А железная руда? Уголь? Богатств столько много, что их даже и не счесть. Только пока они ничего не находят. Видимо, их совсем не осталось. А ты делаешь так, чтобы не осталось и последней капельки чистой воды. Когда из крана падает просто так одна капелька воды, из моих пещер исчезает три самоцвета. А сколько воды ты просто так испортил? Даже земля не хочет показывать нам свои богатства после твоей шалости.
Мальчику стало очень стыдно. Он почувствовал, что в груди у него что-то жжёт, и увидел невероятно яркий свет, идущий прямо из сердца.
– Не бойся, – сказал гном, – это твоя совесть и желание исправиться разгораются в тебе, поэтому я тебя отпущу. Только пообещай мне, что будешь бережно относиться к тому, что тебе дано, и всё-таки выучишь таблицу умножения. Ведь откуда ты будешь знать, сколько самоцветов у меня прибавилось?
– Я обещаю и сдержу своё слово! – твёрдо сказал Вова.
– Я тебе верю! Закрой глаза!
Мальчик послушался…

– Вова, пора вставать!
– Мама, как я рад тебя видеть!
 Он собрался в школу. Уходя из квартиры, мальчик обошёл все комнаты и выключил из розетки ненужные электроприборы, перепроверил краны на кухне и в ванной и отправился в путь. На уроках математики сразу ему было неловко, но Вова, как и обещал гному, быстро выучил всю таблицу умножения и совсем скоро начал с гордостью приносить дневник с девятками по математике.
Мальчик уже и не надеялся встретиться со злым и несчастным гномом, но однажды вечером услышал, как захлопнулось окно. Он быстро одернул занавеску и увидел на подоконнике горсть конфет, а за стеклом весёлого доброго гнома, одетого в нарядный сюртучок. Гость с благодарностью посмотрел на Вову, помахал на прощание рукой и исчез.
Прошли годы. И сейчас мальчик Вова стал всеми уважаемым Владимиром Ивановичем, но о своей невероятной встрече и сейчас помнит, и рассказывает о ней своим детям.


Рецензии