Испанские заметки

     Сентябрь 2013 года. Первый день в Испании – организационный. Из аэропорта в Барселоне доехали автобусом до уютного городка Солоу. Жара +32, но пекла не ощущается. Солоу небольшой, но популярный туристический городок. Раньше это была маленькая рыбацкая деревня, расположенная на побережье с красивым названием Коста-Дорадо. Постепенно деревня расстраивалась и в XVI это уже городок; для его защиты от морских пиратов была построена крепость и маяк. В маяке для освещения использовались масляные светильники, заправляемые оливковым маслом. Ну, не было там другого масла… Сейчас маяк работает на электричестве. А в крепости устроили музей современной эмали, вход свободный.

    Наш отель называется «Дорадо-Палас». Палас –значит дворец! И он очень не плох! Внутри просторный высокий на четыре этажа холл. Номер стандартный – прихожая, душевая, в спальне две кровати, диванчик, стол. На лоджии, с которой открывается прекрасный вид на морской залив, – два пластиковых кресла и столик. За этим столиком днём мы с дочкой и перекусывали хамоном, запивая его сангрией. Дочь моя Татьяна сделала мне такой роскошный подарок –  экскурс в Испанию Обе мы ещё вполне бодрые и добегаем до моря за пять минут.

    Но, в первый день приезда, к восьми вечера мы уже засыпали на ходу. У нас в Хабаровске было три часа ночи. И проснулись одновременно от странного хриплого крика какой-то птицы, ещё темно, чего это птицам орать…Звук отдалённо напоминал крик петуха. «Вроде, петух – говорю дочери – но, кричит не как наш». «Но, он же испанский» – отвечает она. Интересно, кругом высоченные отели, откуда петух? До рассвета он ещё два раза прокричал, всё как заложено природой. Утром оглядели с лоджии окрестности, и внизу сквозь густую листву рассмотрели какое-то одноэтажное строение, где-то проглядывала сетка-рабица; возможно там птичник.

     Испания считается одной из красивейших стран Европы. И мы утром после завтрака пошли записываться на экскурсии. Конечно, обзорная по Солоу и окрестностям; обязательно, на намеченную ещё дома, – «Музей Дали», замок ГалЫ, испанские традиции. Уговорили нас купить билеты на экскурсию в монастырь Монтсеррат. И тут дочь моя сделала мне сюрприз, – купила нам билеты на экскурсии в Рим на один день и в Париж на один день. Решила, что может мы в такую даль и не прилетим больше, а тут такая возможность хоть глазом глянуть на европейские ценности и красоты! Рано утром, почти ночью улетали и почти ночью возвращались. Про Рим и Париж писать не буду, может быть когда-нибудь позже, но много ли за один день увидишь.

     Рим больше впечатлил, древностями. Дочь моя даже попила воды из самого первого водопровода, «сработанного ещё рабами…» Да, это тот о котором писал ещё Маяковский и он ещё действует, и все пьют.

     Париж увидела, но умирать не захотелось. На Эйфелевой башне, конечно сфотографировались и вместе и по отдельности; вид с башни на Париж впечатляет. Париж – вокруг до горизонта!

     Итак, про Испанию. Обзорная экскурсия. Из маленьких туристических вагончиков прекрасно видны пейзажи с пальмами, с зонтичными средиземноморскими соснами, красивые виды морских заливов, древние развалины; увидели мы старинные крепостные стены, и раскопки римского амфитеатра.

     В Солоу длинный городской пляж– основное место развлечения туристов. Сентябрьское море тёплое, дно пологое, народу много…Вдоль городского пляжа широкий бульвар имени короля Хайме I (отбившего в XIII веке очередных захватчиков), там же установлена скульптурная композиция – король стоит в лодке, у лодки нос золочёный и вокруг уложены плиты древней каменной мозаики. Бульвар обсажен громадными пальмами, между ними клумбы и скамьи для отдыха. За парковку в неположенном месте штраф 3000 евро, за отсутствие ремня штраф 300 евро. На бульваре серия фонтанов с цветомузыкой, но и у нас в Хабаровске такие фонтаны тоже радуют горожан.

     Перед бульваром масса различных бутиков и ларьков. Продают, в основном, тот же знакомый нам по своим барахолкам китайский ширпотреб. Пока идёшь на пляж, на каждом углу натыкаешься на кафе с кухнями различных стран, меню расписаны у входа. Но, нам этого не надо – завтрак и ужин в отеле. Шведский стол.
Очень впечатлял ужин. У входа встречал высокий красивый мулат лет пятидесяти во фраке и галстуком-бабочка.  Он широко улыбался и доброжелательным жестом приглашал в зал, играла приятная музыка, и было неудобно, что на нас надеты не вечерние платья. И было неудобно за наших соотечественников, которые, вылезши из бассейна, стремились попасть на ужин в шортах, майках и мокрых пластмассовых шлёпанцах с полотенцами на плечах. Их не пускали.

     Мы выучили три испанских слова: «доброе утро», «спасибо» и «до свидания». Это мы проговаривали девушке, которая стояла за стойкой у входа в зал трапезы, а она улыбалась и поправляла нас, видимо, где-то мы ошибались в произношении. Такого роскошного шведского стола я не встречала ни на Хайнане, ни в Таиланде. Ужин обильный, не попробовали и 1/10 всех яств. Сколько сладостей! Пирожные, торта (разрезанные на кусочки), мороженое различных видов и порций, но пить ничего нет, ни чая, ни кофе. Купили бутылочку сока в баре: 200 гр за 2,5 евро, по тому курсу за 110 руб. 
          
     Накупавшись и нагулявшись по бульварам, едем на экскурсию в монастырь Монтсеррат. Магически святая (по определению гида) гора, на которой стоит монастырь также называется Монтсеррат. Едем в автобусе по равнине и, вдруг, видим горную цепь, неожиданно возникшую вдали. Гид рассказывает нам легенды и мифы об этой местности. Горный массив длиной десять км и шириной пять своей причудливой формой издали похож на зубья пилы или крыло птицы. Здешние скалы сформировались в большинстве из известняка с фрагментами других пород. Ветер, дождь, мороз и жара за тысячи лет частично выветрили, вымыли мягкие породы и получились очень причудливые формы, похожие то на палец, то на колокол, то на языки пламени т.п.

     Название Монтсеррат и переводится, как «распиленная гора». Эта гряда находится в центре Каталонии, в тридцати км от Барселоны. По хорошей дороге поднимаемся на автобусе на 725м. Облака остаются ниже. Самое удивительное, что на такой высоте построены внушительных размеров церковь и монастырь. Скалы почти отвесные, но нашлась небольшая площадка для часовни, затем втиснули маленький монастырь и дальше строили уже врубаясь в скалы. Отшельники здесь селились с VIII века, поднимаясь по узким тропам копытных животных. Теперь есть и хорошая автомобильная дорога, и канатная дорога, и подъёмный лифт. По легенде в XI веке в одной из пещер был найден образ Богоматери из тёмного дерева. Стилизованная фигура Богоматери, держащая на коленях маленького сына, является символом милосердия и представляет собой художественную ценность (скорее она бесценна). Она установлена в церкви. Богоматери Монтсеррат посвящены многие храмы и алтари за пределами Испании, и в них звучит Гимн Монтсеррат – это молитва и одновременно песнь восхваления. Имя Монтсеррат известно по всему миру, и многие каталонские женщины носят это имя. Для испанцев восхождение на гору и в храм является праздником. Сюда приходят отмечать важные события в жизни. Существует и народная поговорка: «только тот хорошо женат, кто привозит жену в Монтсеррат.» В XVI веке на горе (или скорее в горе) начали строить церковь и строили 30 лет, но она сохранилась до наших дней. Колоссальное помещение длиной 66 метров, шириной –31 метр и высотой 23м. Я удивилась, глядя на множество светильников во внутреннем убранстве храма – все они были разного дизайна. Оказывается – это подарки различных организаций из разных стран и точек мира, не только из Европы, есть и из Японии, Америки, Австралии. За год монастырь посещает более 2,5 миллионов человек, в праздничные и воскресные дни в Монтсеррат поднимается до 10 тысяч посетителей из разных стран. Мы были в понедельник, гид говорила, что в этот день здесь меньше всего туристов; но и в этот день здесь было много народа.

     Часов в семнадцать началась гроза. Потемнело. Над соседними скалами низко опустились чёрные тучи, гремел гром и, вдруг в вершину рядом стоящей скалы (а её вершина примерно на нашем уровне) зигзагом ударила молния, потом другая, раскаты грома не прекращались. Всё осветилось неоновым светом. Совершенно фантастическое зрелище. Вот это неукротимая сила стихии! Так близко небо, тучи, молнии! Первобытный хаос! На этом фоне ощущаешь себя муравьём, не успевшим спрятаться в норку, утешаюсь только тем, что есть, видимо на церкви и монастыре громоотводы. Явное, зримое проявление мощи и величия природы! Пока не начался сильный ливень на нашей горе, мы быстро пошли к автобусу, уже накрапывало, но и невозможно было отвести глаза от соседних скал. Вдруг слышу за спиной голос– «У-у-у! Как красиво!». Оглядываюсь и вижу парнишку лет 16-18. Спрашиваю–«ты откуда приехал?». «Очень из далека, из Новосибирска!» «А я ещё дальше – из Хабаровска!». Очень удивился, говорит –«я здесь уже четвёртый раз, до этого с родителями ездил, а сейчас с друзьями. Здесь так здорово!!»

     Со слов гида при монастыре большая библиотека и художественная галерея. Многие известные испанские художники дарили монастырю свои полотна, зная, что их увидят люди со всего мира. С XIII века здесь существует хор мальчиков для участия в богослужениях. Мальчики от 9 до 14 лет получают здесь музыкальное и обязательное общее образование. Хор известен по всей Испании. Но, к сожалению, в понедельник хор не поёт.

     Автобус спускался по горной дороге, дождь закончился, и мы восхищались удивительным пейзажам. Почти отвесные склоны покрыты разнообразной растительностью. До 14 отшельников живёт на склонах почти отвесных скал. Два таких жилища я видела из автобусного окна: голый вертикально-скальный столп, на вершине размером примерно два на два метра каменное строение такого же размера. Допускаю, что забраться в него можно по верёвочной лестнице, существовать как-то можно, но, как его строить, как доставлять туда строительные материалы?!...

     Нас уговаривали взять эту экскурсию. Говорили– «не пожалеете». Мы не пожалели, мы получили новые незабываемые впечатления!

     Очередная экскурсия на родину Сальвадора Дали в город Фигерас. Название города от слова фига –инжир. Здесь он провёл детство и юность, здесь познакомился с Гарсия Лоркой, и ГалОй. В школе он учился слабо, но всё свободное время рисовал и рисовал. В двенадцать лет Сальвадор поступил в муниципальную школу рисунка. А уже в шестнадцать лет ему предлагали поехать в Мадрид, учиться «на профессора живописи». Он постоянно рисовал окружающие предметы, окрестности и пейзажи Фигераса, детально прорисовывая все тонкости. Он был прекрасным рисовальщиком. О себе говорил: –«Создавая произведение, я самым честным и фотографическим образом копирую то, что мне привиделось.» Видения у него начинались ещё с детства, он тогда уже позиционировал себя, как импрессиониста. Но, видимо, ему было просто скучно копировать пейзажи и рисовать портреты.

     Сальвадору было 25 лет, когда отец выгнал его из дома. В Париже в 1929 году на выставке демонстрировалась его картина «Священное сердце» с сопроводительной надписью: «Приятно иногда плюнуть на портрет своей матери». Его мать умерла восемь лет назад. Родня возмутилась, отец и сестра были в шоке, и его отлучили от дома. Но, такой уж был их Сальвадор. В последствии, через несколько лет, они, конечно, помирились.

     Прожив много лет в других местах Испании, во Франции и США, Дали решил, что надо сделать подарок родному городу, и именно там построить свой музей. Он и построил музей на развалинах сгоревшего Главного театра города. Музей должен был стать центром западной и, в частности европейской духовности.

     Вот в Фигерас в музей Дали мы и ехали на экскурсию, а вся вышеприведённая информация – со слов гида. Театр-Музей, открытый в 1974 году, (Дали уже 70 лет) это театр памяти, это вершина его творчества. Сам Дали говорил: –«Мой музей не должен восприниматься как музей, –это гигантский предмет сюрреализма, приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.» Сюрреализм– пристрастие к странному, неординарному. Дадаизм от слова «дада»– белиберда, бред, ерунда.

     В музее 22 комнаты. Обширная экспозиция даёт общее представление о творчестве, от первых опытов импрессионизма, футуризма, кубизма до сюрреализма. Всё-таки художественный музей должен описывать искусствовед. А я, в силу своей художественной неразвитости, никак не воспринимаю эти новейшие достижения современного искусства. Эти фантазии на грани бреда: «Мягкий автопортрет с жареным салом» 1941 год– какие-то подпорки и ухваты пронизывают его губы, веки, нос. Но, если автопортрет «мягкий», то ухваты и подпорки необходимы, но портрет похож на оригинал только усами. Или– «Нос Наполеона, превращённый в беременную женщину, которая гуляет, как грустная тень среди древних руин». 1945 год. Без такого подробного названия картины, ничего не понятно, да и всё равно не понятно, где там беременная женщина… И в том же 1945 году: «Корзинка с хлебом». В картине чётко прорисована каждая соломинка корзинки, а хлеб настолько натурален – запах чувствуешь.

     Небольшая площадь перед Театром-музеем так же является площадкой для экспонатов, своеобразно представлен философ– телом которого служит ствол дерева; художник, восседающий на постаменте из колёс трактора, каменный фонтан с атомом водорода. На ступенях лестницы спускающейся от площади к параллельной улице установлена узкая вытянутая стилизованная фигура без одежды, сваренная из кусков метала, обе руки были развёрнуты вправо. Понятно, что Дали. Дочка попросила сфотографировать её на этом фоне. Позже мы узнали, что это изображение Ньютона(??)

     Партер бывшего театра перестроили в холл, в котором поставили «дождливое такси»: бросаешь монету в специальную прорезь и внутри машины с крыши льётся дождь на манекен, сидящий за рулём и на всё внутри. А на крыше такси установлена фигура безобразно-толстой голой бабы. Гид объяснила, что это царица Эстер (?) И зачем это– мне не понятно. В нишах стен холла на уровне 2-3-4 этажей стоят манекены в позах древнеегипетских жрецов., на стенах, какие-то иероглифы, умывальники, скелеты животных(!) Путешествуя по музею, переходя по лесенкам из маленьких комнат в большие залы, видишь Дали, как постановщика, мистика, экспериментирующего с различными художественными стилями. Он экспериментировал с голографией и трёхмерной живописью. Его высоко ценили как ювелира, коллекция ювелирных изделий, созданная Дали, также выставлена в музее. Рассматривая очередную композицию, слышу разговор, рядом стоящих мужчин. Один говорит другому: – «Вот мужик – жил как хотел и делал, что хотел». А тот отвечает– «так деньги были» Но, как я поняла из объяснений гида, деньги он зарабатывал сам, начиная с нуля. В родной дом он вернуться не мог, и первое своё жильё –рыбацкую хижину приобрёл с помощью друга, она была и спальней, и мастерской, и кухней.

     В 1983 году Дали купил и присоединил к театру рядом стоящие строения – часть средневековых стен города и башню. Всё отремонтировали, стены и башню выкрасили в терракотовый цвет и покрыли ритмично повторяющимся узором – буханками крестьянского хлеба. Крышу башни и стены украсили гигантскими яйцами. Дали использовал яйца во многих своих картинах, скульптурах и оформлениях интерьера. (Как и наш известный художник Николас Сафронов в своих картинах часто изображает летающие полупрозрачные шары. Была на его выставках.) Сам Дали писал: – «Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен». Он мог появиться в общественном месте с плоским хлебом на голове, как в шляпе. Его не смущали взгляды окружающих, его вдохновлял собственный эпатаж и гротеск.

     Башня стала его последним домом, в одной из комнат которой он и умер в 1989 году. Согласно его завещанию, тело забальзамировали и уложили в склепе в Театре-Музее. И все посетители видят место погребения легендарного художника современного искусства.

     Каждый день, направляясь к морю, мы проходили мимо усадьбы с петухом, забор был высоким, но мы нашли щелку и заглядывали украдкой в испанскую жизнь. Видна была торцевая стена дома и часть двора. Когда-то здесь был то ли фонтан, то ли круглый бассейн. Сейчас это было совершенно пустынное место: кроны деревьев совершенно закрывали солнце, и сырая земля была местами покрыта мхом. Тут стояла будка и рядом лежала чёрная большая собака. И тут дочка моя выдала: – «Шарик, Шарик!» – позвала она. О-о-о! Ностальгия уже! «Ну, какой же это тебе Шарик– говорю–это дон Педро, чёрный испанец». Иногда мы видели, что пёс что-то ел или пил и было видно, что он очень стар, на суставах лап шерсть совершенно вытерлась, видимо он был и слеп, поэтому его поместили в такое тёмное место. А кругом светило яркое солнце!

     Через несколько дней, накупавшись в море, в бассейне, позагорав на пляже, едем в местечко Пуболь, в замок XIV века, в замок ГалЫ – жены С. Дали. С Еленой Ивановной Дьяконовой Сальвадор познакомился в 1929 году. Ему было 25 лет, ей 35 лет. Елена Ивановна была замужем за поэтом Полем Элюаром и у них была дочь Сесиль. Елена – русская, её муж француз. Большая заслуга этой женщины, что она и из первого мужа сделала известного поэта, и благодаря её большим усилиям и Сальвадор Дали стал известен миру. Елена Ивановна сама назвала себя ГалА, т.е. праздник (как гала-концерты). Она совсем не была красавицей, но обладала большой внутренней энергией, чем и притягивала к себе окружающих. Дочь она оставила мужу и его родителям. Уйдя из довольно обеспеченной семьи, стала жить с Дали в рыбацкой хижине, и была для него менеджером, пресс-секретарём и финансистом.
 
     Ещё в тридцатые годы Дали обещал своей музе подарить замок. Но, только в 1971 году она смогла переехать в уединённое место, ей было 77 лет, и она устала от бурной жизни Дали.

     На автобусе мы приехали в почти средневековую Испанию. По меркам феодальной Испании это замок. У нас коттеджи у многих бОльшего размера. Здание в два этажа, плюс чердачное помещение и подвал. Вплотную к замку (у них общая торцевая стена) – церковь, тоже XIV века, вокруг небольшая деревня; это всё было окружено крепостной стеной, от которой сейчас остались фрагменты – феодальная крепость. Мы немного подождали на площадке перед церковью пока выйдет предыдущая группа туристов, время мы не теряли, осматривая снаружи церковь и деревеньку. Церковь каменная, по тёмным стенам расползся мох и плющ; дверь её высокая и массивная окована железом, почти ворота, открывается раза два в год. И в эту церковь шесть веков ходят люди! И мы прикоснулась к этой древности!  Деревня не перестраивалась с феодальных времён. Каменные дома в основном в два этажа стоят кучно, почти вплотную друг к другу, они конечно подновлялись, но улочки остались такими же узкими. Если встать посреди улицы и раскинуть руки, то можно достать пальцами до противоположных стен. В улицу окон почти нет, если есть, то узкие как бойницы, дворов никаких нет. Грязи нигде нет, т.к.  всё вымощено камнем. Крохотные дворики с торцевых сторон домов так же вымощены камнем и много цветов, но в горшках. Никакой живности мы там не заметили. Эта средневековая деревня вызвала у меня не меньший интерес, чем замок. Поля и огороды вынесены за пределы бывшей крепостной стены. Вид ухоженных полей мне так понравился, что я сделала фото, которое и висит у меня в гостиной.  Первая декада октября, и одно поле вспахано, а второе покрыто какой-то низкой растительностью, и отделено одно от другого зелёной стеной– высокий кипарис, затем какой-то куст, и снова кипарис и куст и так и повторяется, ну, очень красиво. На огородных грядках кусты баклажан метровой высоты и плоды до 35 см.

     Проходим в ворота замка и попадаем на большой двор, и из него уже можно войти в замок, где тоже вначале попадаешь во внутренний дворик., а уж там по наружной лестнице – в помещение. Дали купил полу разрушенное здание. Ремонт и переделка под вкусы ГалЫ длились почти два года. Дали занимался отделкой элементов помещений. В замке его картины и картины других художников Испании, интересные гобелены, расписные потолки. Не сказать, что комнаты замка большие, но есть Гербовый зал со стрельчатыми готическими окнами – по стенам геральдические гербы, трон и что-то в виде алтаря, покрытого белой тканью, на нём стоят подсвечники, чаши, вазы…Есть гостиная и есть комната для гостей. Спальня Галы – в синем цвете, и круглый маленький столик на страусовых ногах, с  прозрачной столешницей, сквозь неё видно чучело лошади на первом этаже в вестибюле. Дали любил такие, как бы сейчас сказали, приколы, так в Гербовом зале он нарисовал дверь, так реалистично, что её хочется открыть. И почему-то он любил устанавливать в помещениях, где жил чучела животных и птиц. На этом этаже есть и очень чистенькая белая кухня, в которой никогда ничего не готовили. Для Галы и её гостей готовые продукты приносили местные жители или привозили по заказу.

     Гала говорила, а Сальвадор подтверждал, что он не может приехать в замок, когда захочет, а должен предупредить об это Галу заранее. Сама она жила в замке только летом и то три-четыре недели. Но он приезжал в гости и писал картины. В одной из комнат стоит мольберт, напротив кресло в полотняном чехле. Дали всегда писал сидя и вытирал кисти о ткань чехла, на чехле видны пятна краски.  Как я могла упустить такой «исторический» момент(!) и не сфотографироваться у мольберта Дали!

     В чердачном помещении замка выставлена коллекция платьев Галы. Мне как швейнику было очень интересно рассматривать модели и ткани, рисунки некоторых тканей придумывал Дали, а модели для Галы создавали известные модельеры Кристиан Диор, Пьер Карден, Элизабет Ардэн. Очень экстравагантных платьев было два или три, а остальные элегантные однотонные или в цветочном принте всевозможных расцветок. Тут нам рассказали, что причёску с чёрным бантом придумала для Галы Коко Шанель. (Но насколько я помню    причёску с чёрным бантом ещё с 1919 года носила Ирина Одоевцева –русская поэтесса).

     Гала умерла в возрасте 88 лет; в марте 1982 года она перенесла операцию на шейке бедра и больше не поднялась, отказывалась от пищи и скончалась в июне этого же года. Дали распорядился забальзамировать тело.

     В подвальном помещении замка – склеп…Это не глубоко, спускаюсь по широкой лестнице, правда без перил (Дали их придумал, но они так и не были сделаны). Оттуда выходили люди, но, когда я туда вошла, там никого не было. Дочка со мной идти не захотела. Я стояла в довольно просторном помещении со сводчатым потолком. Передо мной на низком постаменте лежали две надгробные плиты, никаких надписей не было, около правой в простом кувшине стоял большой букет свежих цветов. Я поняла, что там и погребена Гала. Это было её желание – быть похороненной в замке Пуболя. Дали приготовил место и для себя под левой плитой, но через семь лет его намерения изменились. За плитами у противоположной стены стояло чучело жирафа(!), зачем оно здесь в таком траурном месте? Дали верен себе. Простояла я одна  минуты две, размышляя о русской женщине, которая сама управляла своей жизнью.  Потом мне стало как-то не по себе – всё-таки склеп…

     После осмотра замка нас повели в сад, и в чаще деревьев мы увидели две фигуры слонов из бетона на длинных и тонких стрекозиных ногах. Дали часто изображал слонов на тонких ножках… А, в самом дальнем конце сада находится овальный бассейн глубиной около 70 см (без воды). Противоположную от нас сторону бассейна украшает стена с аркой. В центре этого сооружения – мальчик на большой рыбине, из пасти которой когда-то в бассейн лилась вода. Стена в виде древнегреческого храма с двумя кариатидами по бокам. Всё очень красиво и вдруг справа и слева от этой красоты по бортику бассейна расставлены разноцветные бюсты. Зачем? Бюсты, оказывается, композитора Вагнера, которого Сальвадор очень любил. Разноцветные и одинаковые эти бюсты (бежевые, зеленоватые разных оттенков) – по семь штук с каждой стороны, в общий стиль как-то не вписывались. Но, Дали это нравилось.

     Экскурсия в испанскую деревню XIV века мне очень понравилась, пусть тут что-то и изменилось, осовременилось, в замке много от Дали, но общий феодальный уклад ещё просматривается.

     Не полным было бы знакомство с Испанией без экскурсии «День испанских традиций». Нам обещали театр «Фламенко» и корриду. Конечно, мы поехали. Было воскресенье, вторая половина дня и страшная жара, хотя и начало октября. Нас привезли в какую-то деревушку, где была специально оборудованная терраса для обеда. На столах были расставлены кувшины с сангрией, какие-то лёгкие закуски, что-то сладкое. Когда все расселись, двое официантов внесли громадную сковороду диаметром не менее метра с паэльей: рис, овощи, морепродукты. Мне вкус не понравился. Но, приготовить вкусно такое объёмное блюдо, думаю, сложно.

     Затем нас пригласили пройти к импровизированной сцене и началось представление театра «Фламенко», это испанская гитара, кастаньеты, музыка, песни и танцы, необычный танцевальный ритм, в музыке цыганские мотивы… Худенькая изящная испанка танцевала старательно, но без задора; да и понятно – у неё уже было утреннее выступление, жара, а на ней длинное коричневое платье. Я представляла совсем другой наряд – яркое платье с воланами по юбке и на рукавах. Такие детские платья в испанском стиле продавались здесь в каждой лавочке. Испанец хрипло пел, аккомпанируя на гитаре, кастаньеты щёлкали…Ну, в общем терпимо.

     Затем началась коррида. Испанская коррида –бои быков –символ Испании, испанцы считают, что это зрелище способно воспитать мужество и стойкость характера. Когда-то это был ритуал жертвоприношения, но разъярённый бык смертельно опасен для человека. В настоящее время в Каталонии убийство быков на сцене запрещено. Но на нашем представлении были какие-то вялые быки, они тоже устали; особенно один бычок веселил всех зрителей. Его выпускали на арену, он оббегал круг и стремился попасть в ту, уже закрытую дверь откуда его выпустили, и никакие ухищрения и уколы пикой не могли его от этой двери отогнать. Молоденькие и очень худенькие пикадоры и тореро, видимо ещё ученики (а учатся этому искусству с десяти лет) в очень красивых костюмах тщетно пытались обратить внимание животных на себя и заставить их броситься в атаку. Общее зрелище было однообразным и унылым. Скрашивало ситуацию то, что официанты постоянно разносили вИна по рядам зрителей.

     Говорят, что настоящая коррида в Мадриде и Севилье. Но, поверхностное понятие об испанских традициях мы получили.

     Кончился наш сказочно прекрасный отдых. Единственно, жалею, что не побывали в Валенсии, там в Кафедральном соборе Святой Марии хранится Чаша Грааля! Подлинность подтверждена Ватиканом. Мифы, легенды и полёты на современных Боингах – всё перемешалось.

     Прилетели мы в Хабаровск в 10 часов утра. И я подумала, что в это время в самой западной точке нашего полушария ночь, и хрипло кричит испанский петух и дремлет в своей будке Шарик-дон Педро.


Рецензии
Это заметки.
Заметки интересные, выполненные художественны, они любопытны для меня.
Интересны, потому что их можно складывать, как мозаику. Пересматривать, перечитывать в любой последовательности. В целом - яркая картина экскурсии в Испанию. Гроза в Монтсеррат впечатлила, Сальвадор Дали глазами автора - живая картина.
Лёгкая ирония - украшение, обязательная составляющая речи автора. Она как приправа в блюде. От неё тонкое, приятное послевкусие. Такие рассказы запоминаются надолго.

Раиса Фоминых   14.06.2023 20:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Раиса Андреевна, что прочли. Мне очень приятно, что Вам понравилось, приятно прочесть такую элегантную рецензию. С уважением.

Изольда Казанова   15.06.2023 04:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.