Наш прерванный полёт. часть первая

НАШ ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ
      (Быль)
      
                «...Вертолёт отказался и упал на море, в тяжёлом
                состоянии доставлен в больницу г. Небит-Даг...»
                (Фрагмент анамнеза пилота [или – вертолёта?] Ми-4 Ст. Вл.
                Ив., составленного врачом-травмотологом Ча-ым Нур-й.
                Этот фрагмент настраивает на весёлый лад.)

       Часть первая

Советская республика,
манатка вместо рублика.
    Октябрь, но цельсиев все 35.
Всё началось обыденно,
верблюд встречал — не злыдень, но      
    дорогу всё ж не уступил нам, ять.

«Ты что, не сумасшедший ли?
Иль не с небес сошедши ли?
    Пройти нам дай на медосмотр в санчасть!» 
Пока с ним разговаривал,
колючку он наяривал,
    огромный шар заталкивая в пасть.

Республика Туркмения.
Полёт наш в направлении —
    аэродром в районе Небит-Даг.
А пассажир единственный
(и для меня таинственный
    до той поры был, как волшебный маг) —

начальник Управления
разведки и бурения*,
    короче: очень-очень крупный ум.
Летим мы над барханами,
эмирами и ханами
    уж мним себя. Пустыня Каракум.

Ни пса вокруг, ни ко́ника,
ни че́ла и ни домика,
    ни деревца — на сотни-сотни вёрст.
Песок, песок и солнышко...
А солнышко ли? Полно-ка!               
    Убийца кровожадный просто, ёпрст.

Но тут мы дело делаем.
Земля и небо — белые
    (це зовсiм-зовсiм вам не Кременчук).
Очки бы надо тёмные...
нет, линзы бы несъёмные,
    ведь от очков потеет глаз вокруг.

Барханы суперважные —
дома многоэтажные! —
    приходится подскакивать чуть-чуть.               
Природа — будто спящая.
Мои ж вперёдсмотрящие —
    глаза — отнюдь не думают вздремнуть:

глядят-не налюбуются,
как лопасти тасуются
    у тени вертолёта на песке
(глядеть-то больше не на что,
так я себе объект нашёл).
    ...И вот аэродром невдалеке.

Аэродром военный был,
я позывной его забыл...
    да вот уже и вспомнил: "углесос".
По плану приземление,
короткое руление;
    ушёл, в полёте выспавшийся, босс.

Легли мы на обратный курс,
маршрут скроив на здравый вкус
    любого, кто когда-нибудь летал.
Жмём по кратчайшей к Каспию,               
пескам я ручкою: адью. 
    И командир перехватил штурвал.

Над морем мчим, вдоль берега.
Красо́ты — как из телека!
    Волнам барашки белые к лицу.               
Вода полупрозрачная,
событие удачное —
    тюлень плывёт, балдёжно подлецу.

Белуга вон огромная
(чуть не с аэродром она!)
    на отмели пристроилась вздремнуть.
Осталась сотня вёрст всего,
и время уж навёрстано,
    по плану можно будет отдохнуть.

Не так пошлО, однако же,
как нать в смешной Кара́куше*:
    крениться вправо стал наш пепелац*.
И как ни упирались мы,
дожить чтоб всем нам до весны,
    он смаху всё-таки о воду — бац!

...Очнулся я — не снится ль мне? —
на трёхметровой глубине,
    а солнце от меня рвануло ввысь.
И выплыть к солнцу я хочу,
но это мне не по плечу:
    железки острые в меня впили́сь.

И воздуха нет в лёгких уж —
одна вода. Я что́, не дюж?
    От авиации я жертва Нептуну́?
Товарищи — те наверху,
а я — с ракушками? Уж ху!
    Рванулся так, что треск пошёл по дну.

Ой, наверху-то тихо как...
И дело, кажется, табак:
    ни бортмеханика, ни КВС*.
Ягшимурад и Николай
не метили ни в ад, ни в рай,
    не нужен нам совсем такой эксцесс!

Картина неприглядная:
их нет, дышу на ладан я —
    висящий так дышал на рее Флинт.   
Держусь за борт разорванный:
корабль наш припаркованный
    на спину, то есть на несущий винт.

Не для того же лопасти,
чтоб каждой, как веслом грести, —
    рассыпались, торчат, как паруса.
А днище вдрызг разорвано,
как лёгкое моё оно.
    Тащу себя на борт за волоса.

Дышать пока не дышится,
в груди боль, хрипы слышатся,
    из носа и руки кровища льёт.
И "Ми" такой же, mon ami:
борта играют волнами
    (бортами — волны, всё наоборот).

Они скрипят, качаются.
А силы уж кончаются,
    и надо б закрепиться где-нибудь.
На счастье, сеть для груза не               
осталась под водой, а мне               
    всплыла на помощь, чтоб не утонуть   

я мог теперь, наверное.
Но дело всё же скверное:    
    Ярило в Каракумах так палит!
Сколь мне в Верхах отмерено?
Воды кругом немерено,
    но пить её маманька не велит.

А из комфорта что ещё?
Ни лечь, ни сесть тут не на что,
    лишь стрингера́* играющих бортов.
Я весь по моде, как маркиз:
моя одежда стала из
    лохмотьев от рубашки и портов.

Вот быстренько свил гнёздышко
(за час иль два, без роздышка),
    приладив сеть пижонским гамаком.
В гамак влез черепахою,
как плугом перепаханный...
    Ну наконец-то полулёг я в нём.

И вроде раздышался я,
хотя при вдохе грудь моя,
    казалось, разрывается навдрызг.
Аптечка деревянная
мной с сетью поймана, и я
    бинтуюсь, защищая всё от брызг.

Теперь прикинем, ждать когда
спасателей, а то вода
    понадобиться может позарез.
Допустим, что искать начнут,
спустя четыреста минут.
    А где искать? — вот это тёмный лес!

И будут трассу бороздить
(уж это — к бабке не ходить)
    по-над песками: Вышка* — Окарем.
Мы Вышку проходили. Так...
И доложили в Небит-Даг*.   
    А дальше не по правилам совсем.

Пусть до захода не найдут,
но это вовсе не капут,
    я сутки с лишком, знамо, простою́.
Стемнело быстро — лишь мигнул...
Но это я слегка загнул:
    успел воспеть в стихах любовь свою.

Часы, к чертям, с руки содрал
и ими тиснул мадригал, —
    стои́т, без стрелок и стекла, "Poljot"
и не годится, "кроме как",
уж больше ни на что, а так...
    удобно поцарапать вертолёт.

         Конец первой части
 

*П Р И М Е Ч А Н И Я

"Начальник управления, разведки и бурения" — начальник
         Окаремского управления разведочного бурения Куш-
         нарёв (нач. всех окаремских нефтегазовиков).

КВС (ка-вэ-э́с)— командир воздушного судна.

Кара́куша — уменьшительно-ласкательное для пустыни
        Каракум (и "Каракумы" тоже правильно по-русски).

Стрингера́ — узенькие дюралевые профили вдоль бортов,
        часть каркаса воздушного судна.

Вышка —  населённый пункт, наш контрольный ориентир,
        пролёт которого был обязателен для доклада.

Небит-Даг — город в Туркменистане (ныне г. Бал-
         канабад — с 1993 г., туркм. Balkanabat), мы держали
         связь с аэропортом Джебел города Небит-Даг во
         время работы в их зоне связи.

Фото из интернета: знакомая картина!


Рецензии