И кочегары мы, и плотники, таки да - II

ЧТО БЫЛО ЕВРЕЯМ НЕЛЬЗЯ И ЧТО БЫЛО МОЖНО
(только не везде и не надолго, да и добиться разрешения на это было сложно)

Разумеется, драма «Мещане (Литина)» должна была бы начаться с пространного исторического обзора о ремесленничестве, с акцентом на этот вид трудовой деятельности у евреев (учитывая название тома архивных материалов). Но тут мне ничего нового придумать не удастся, потому что в «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» дан исчерпывающий обзор по этой теме от библейских времён до конца XIX-го века (https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Ремесленники ). Оттуда, кстати, можно получить сравнительное представление о положении евреев, вообще, и евреев-ремесленников, в частности, в различных странах Европы.
В 6-м разделе сего обзора представлена в деталях картина положения ремесленников-евреев в Российской империи. Приведу из него некоторые выдержки, содержание которых хоть несколько разъяснит ситуацию того времени, смысл и цель «Правил от 16 апреля 1852-го года» и непосредственно связанное с «Правилами» составление Списков, собранных в рассматриваемом нами архивном томе.

Но не следует забывать, что несколько ранее, «В ноябре 1851 г. Николай I подписал указ о разделении всего еврейского населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане. Большинство евреев попало в разряд неоседлых мещан…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/История_евреев).
Всё вроде бы просто с первыми тремя разрядами, но вот с «оседлыми и неоседлыми мещанами», с почему-то большинством евреев - «неоседлых мещан» - с этим получается совсем не просто.
«Оседлый» - постоянно живущий на одном и том же, на постоянном месте.
«Неоседлый» - кочевой, бродячий, бивачный, без дома и местного хозяйства.

Так вот: неужели большинство евреев вело цыганский образ жизни? Трудно это представить и невозможно в это поверить. Но тогда подсобите мне: что понималось под «оседлые» и «неоседлые» в 1851-м году?
Не зря в этой же статье ВикипедиИ далее сказано: «Попытка осуществления «разбора» на практике вызвала множество затруднений; местные власти не могли понять, к какому разряду отнести тех или иных евреев. Эти трудности привели к тому, что «разбор» производился очень медленно, а с началом Крымской войны он был прекращён.»

Итак, я, несколько повторяясь, цитирую «Еврейскую энциклопедию Брокгауза и Ефрона».
«В 1851 г. были изданы временные правила о разборе евреев (разбор — так называлась мера, предпринятая русским правительством против евреев, заключавшаяся в том, чтобы известные группы еврейского населения подвергнуть новым ограничениям.) В разряд ремесленников вошли только те, которые записаны в цех навсегда; к разряду мещан оседлых причислялись, между прочим, и те, которые записаны в цех на время. Для предотвращения фиктивной приписки к цеху евреев, подлежащих зачислению в разряд неоседлых мещан, закон 16 апреля 1852 г. предписывает цеховым управам наблюдать за вступившими в цех евреями. Если окажется, что приписанный к цеху в течение 6 месяцев со дня приписки не занимался производством своего ремесла без особых, не зависевших от него причин, то общая ремесленная управа представляет думе или заменяющим ее городским учреждениям об исключении его из цеха. Правило это, имевшее, очевидно, временный характер ввиду производившегося тогда разбора евреев, сохранилось, однако, и в действующем уставе о ремесленных промыслах  и получило роковое значение для евреев-ремесленников, поселившихся за чертою оседлости. Также и другие правила закона 1852 г. составляют, за немногими изменениями, действующее право.»

«Рабочие. Стремление правительства выделить во время разбора евреев всех лиц, занимающихся производительным трудом, привело к созданию в 1852 г. (закон 16 апреля) особых неремесленных цехов для евреев-ремесленников в городах, посадах и местечках черты еврейской оседлости. Учреждено было 6 цехов. В эти цехи должны были записаться: в 1-й — мостовщики, землекопы, каменщики, каменотесы, плотники и штукатуры; во 2-й — извозчики и фурманы; в 3-й — садовники, т. е. имеющие собственные или арендованные в городах и местечках сады и огороды и занимающиеся продажею их произведений; в 4-й — работники на фабриках и заводах; в 5-й — чернорабочие и поденщики в городах и местечках; в 6-й — домашние слуги всякого рода и наименования и слуги в промышленных заведениях, за исключением обязанных иметь приказчичьи свидетельства.»

Не переживайте, если вы оказались не в состоянии чётко себе представить всё описанное в приведенных выше двух цитатах. Навряд ли это, вообще, кому-нибудь доступно. Причин тут (основных) две: первая — включенные в «Правила от 16-го апреля 1852-го года» положения не были продуманы до конца, вторая — их разъяснение в «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» не совсем удачно, что во многом объясняется причиной №1. Понятно, что «разложить по полочкам» можно только то, что отделено одно от другого, но между тем соответствует одно другому и в целом подогнано (прилажено) одно к другому,  а вместе — вырисовывается как общая цельная конструкция. Отсутствие структурной целостности «Правил» не отличало их от других подобных законов, тормозящих развитие Российской империи, но способствующих сохранению и процветанию мздоимства. Народное определение любого  очередного постановления высшей власти как «Закон что дышло: куда повернёшь, туда и вышло» недвусмысленно указывает, кому эти административные нововведения были на руку, кому «золотили ручку».

                ***

Приходится добавить сюда несколько пространных цитат из Электронной Еврейской Энциклопедии (https://eleven.co.il/jewish-history/overview/15436/), из которых основание проведения «Переписи» 1852-го года будет понять несколько легче.
«Во 2-й половине 19 в. — начале 20 в. одним из основных занятий евреев была ремесленная деятельность; в 1886 г. Высшая комиссия определила число ремес­лен­ников-евреев в 15 губерниях черты оседлости в 310 560 человек. Всеобщая перепись 1897 г., проводившаяся по всей стране, установила, что число евреев, занятых в ремесле и работающих в промышленности, — 555 229 человек. Из них, согласно данным Еврейского колонизационного общества, на заводах и фабриках работало около 50 тыс. человек. Созданный в 1855 г. Комитет для определения мер коренного преобразования евреев отмечал, что во внутренних губерниях ремесленников недостаточно, а в губерниях черты оседлости — слишком много. Представители администрации в губерниях черты оседлости писали в своих докладах в Комитет: «Весьма много отличных мастеров, произ­ведения которых отличаются изяществом отделки и прочностью работы, но искусство этих мастеров остается почти бесплодным [из-за большой конкуренции]». Министр внутренних дел П. Валуев отмечал: «Причины упадка ремесленной промышленности между евреями надо искать в тех общих ограничениях гражданских прав этого народа, которые существуют в нашем законо­дательстве, и всего более в воспрещении евреям иметь жительство вне мест, назначенных для их оседлости.»

Ремес­лен­ников-евреев приписывали к цехам или мещанским обществам за чертой оседлости не пожизненно с приобретением всех прав, а лишь на время. Поскольку они были временными жителями, Сенат не признавал за ними права приобретения недвижимого имущества. Поступать в купеческие гильдии они могли при условии, что будут торговать только своими ремесленными изделиями. Они могли заниматься своим ремеслом, но не имели права открывать или арендовать заводы и фабрики даже в своей профессиональной сфере.

«Временные правила» 1882 г. запретили евреям селиться в сельской местности черты оседлости. Только правительственное распоряжение 1904 г. разрешило евреям-ремесленникам селиться вне городов и местечек при условии, что они будут заниматься своим ремеслом.
Жить во внутренних губерниях могли только те категории ремесленников, которые занимались «обработкой вещей, требующих известной степени знания или искусства». На этом основании многие профессии не были признаны ремесленными: наборщики, землемеры, фотографы, мостовщики, каменщики, каменотесы, плотники, штукатуры, мясники и резники, настройщики музыкальных инструментов и др. Не признавалось право жительства за пределами черты оседлости за евреями, имевшими документ об окончании упрощенных ремесленных управ со званием ремесленного работника. Ремесленники — представители конкретной профессии после напряженной борьбы добивались права повсеместного жительства. Так, Сенат после многочисленных заседаний признал право повсеместного жительства за следующими категориями ремесленников: огранщики драгоценных камней, маляры, зубные техники, стекольщики, часовщики и др. После принятия закона 1865 г. правительство, Сенат, губернаторы закрывали для евреев-ремесленников различные губернии и города Российской империи.

Самым распространенным ремеслом среди евреев России было портняжное дело, ремесленники этой категории составляли 25,6% всех ремесленников, второе место занимали сапожники — 14,4%, третье — столяры — 6%. 93% всех ремесленников-евреев проживало в пределах черты оседлости, где евреи составляли около 80% от общего числа ремесленников.»
Всё, теперь вы имели возможность рассмотреть «Правила от 16-го апреля 1852-го года» также под иным, чисто еврейским углом зрения. Если ещё что-то не уразумели — жалуйтесь не мне, а потомкам Николая I.

                ***

Далее, если вам это интересно, читайте сами о том, как по крохам евреи добивались расширения своих прав, в частности, заниматься любыми ремеслами на всей территории Российской империи. И как, с появлением новых законов и распоряжений, иногда теряли многое из того, чего ранее добились. Но не забывайте, что и ЭЕЭ (Электронная Еврейская Энциклопедия), откуда я цитировал, 100-процентной объективностью, на мой взгляд, не отличается.

Что касается любых национальных энциклопедий (справочных изданий, словарей знаменитостей), каждая из них меряет всё на свой аршин (судит, согласно только своим требованиям). Я не раз писал об этом. Возьмите, к примеру, ВікіпедіЮ на украинском языке. Там основной критерий - вписать или вписать кого-то - «українське походження», даже если оно и притянуто за хвост. В «украинцев» сочинителями биографий превращено немало знаменитостей иных национальностей.

[Кстати, и еврейские, и татарские, и прочие национальные списки всемирно известных, выдающихся, первых в мире и тому подобных персоналий полны личностей, которые нередко сами (или их последующие поколения)  впервые оттуда «узнали» о том, «какого они происхождения». Думаете, зря я высматривал среди ремесленников-христиан свою фамилию? Хотел  (нашёл бы —  п р и з н а н и е  пришло бы мгновенно) проскользнуть в знаменитости. Визнання - Anerkennung - acknowledgement/recognition!.. «Какие старые слова! Ах как кружится голова!», - проникновенно пропевала (ну почти об этом же - о  л ю б в и,  но, в нашем варианте, любви не сексуальной, а — читательской)  харьковская украинка Клавдия Ивановна Шульженко стих Роберта Ивановича Рождественского - сына поляка и русской матери - на музыку Оскара Борисовича Фельцмана из чистокровной еврейской семьи, но, что очень важно, из семьи одесской (с украинской территории). Всем угодил, или?]

С другой стороны, не меньше истинных украинцев, о которых даже на соседней с ними улице никто не слышал, зачислены - явочным порядком - в знаменитости. Не исключаю, что самим «знаменитостям» от этого неловко (стеснительно, совестно). Но решиться им на самоотвод не легче, чем было во времена «развитого социализма» заявить о выходе из членов КПСС. Почему? — не мне вам, после И. А. Крылова, объяснять: хоть «лесть вредна, гнусна», известно, «в сердце льстец всегда отыщет уголок».

«От аза лебен», — вздыхая, подводили в послевоенные 40-50-е годы винницкие мудрецы на идише итог того, с чем приходилось смиряться. Их собеседники, плохо владеющие идишем, поддакивали на смеси французского с нижегородским: «Такова се ля ви»… Что ни говорите — проявление интернационализма. А сейчас все общаются на «международном украинско-русско-украинском» суржике — и на нём же ведут в интернете нескончаемые межнациональные разборки… 
«Речь не о том, но всё же, всё же, всё же …», — как писал А. Т. Твардовский. 

Что касается подробного изложения какой-либо еврейской тематики, то всё-таки нигде ничего лучшего, чем подано в ЭЕЭ, не найти. В украинской же ВікіпедіЇ — пространная подборка так называемых «антибільшовицьких повстанців» — героизированных бандитов и убийц с большой дороги, назвавшихся атаманами. И так далее.

Нельзя всё знать, но надо знать, где что' искать — запомните эту мою «глубокую мудрость» (последние два сло'ва - выражение Н. С. Лескова, о котором — ещё не раз - см. ниже), относящуюся к поискам материалов для аргументации любых, «очень даже объективных заключений» о том или ином событии, тех или иных, достойных быть представленными в публикациях исключительно с самой лучшей стороны, представителях того или иного государства, того или иного народа.
[Почитайте хотя бы тут: http://proza.ru/2019/05/28/1293. Я писал о схожем и в других статьях, но в означенной — и о Леваде, и о Шепеле, а первый из них — урождённый винничанин, второй — из Литинского уезда, что с темой сей публикации в определённой мере компатибельно.]

И нашумевшая два десятилетия тому назад книга А. И. Солженицына «Двести лет вместе (1795-1995)» об истории русско-еврейских взаимоотношений не всеми была воспринята с пониманием и одобрением. А мне её объективно-критический настрой, несмотря на некоторые несогласия с автором, оказался по нутру: не люблю читать статьи и книги, написанные одной — чёрной или белой, безразлично какой — краской.

                ***

Заключая этот раздел, хочу подчеркнуть, что, в целом, общее сводное Положение 1835 года об евреях (заменившее положение 1804 года) во многом облегчило их положение. В частности, ремесленники получили  разрешение на шестимесячное пребывание за чертой оседлости, то есть, во внутренних губерниях Российской империи. В записке, составленной по запросу правительственной комиссии, Николай Семёнович Лесков (автор знаменитых повести «Леди Макбет Мценского уезда» - 1864  и «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» - 1881, пр.) писал о появлении в 40-х годах XIX-го столетия в великорусских помещичьих деревнях евреев с предложением своих услуг. «Еврея отсюда не только не гнали, а удерживали.» - «Местные обыватели постоянно привечали и и укрывали евреев-ремесленников… Местные власти тоже везде им мирволили, ибо для них, как и для прочих обывателей, евреи представляли значительные удобства.» (Н. С. Лесков. Евреи в России: Несколько замечаний по еврейскому вопросу. Пд., 1919 [репринт с изд. 1884], с. 45-48.)

Об ограничении прав еврейского населения Российской империи в доступе к высшему образованию в XIX – XX веках подробно написано тут: https://www.hse.ru/data/2014/03/17/1334813139/. 
Ещё бы – о  малодоступных евреям военной (во флоте — начисто запрещённой) и государственной службах, препятствиях к землевладению. Кстати, среди землевладельцев Литинского уезда даже в 1914 г. не было ни единого лица еврейской национальности. Не верите? Убедитесь сами: http://rodovoyegnezdo.narod.ru/Podolia/litinuezd.htm .

                ***

Не ради предупреждения упрёков в предвзятости изложения, а для констатации истинного положения вещей, не вдаваясь в подробности, замечу: многим нововведениям, в основном, в пользу евреев, последние противились: перестроиться им мешало кагальное (общинно-еврейское) мировоззрение. Укоры, высказанные в книге А. И. Солженицына, были не совсем безосновательны. Но и тут не надо забывать: раввины - «настройщики» умов религиозных иудеев (а «соблюдали субботу» практически все евреи) - предостерегали от почти смертельной опасности для еврея — от потери веры с переходом в выкресты. Именно этого желало царское правительство и как раз этому же способствовали нововведения в, казалось бы, пользу еврейства.

Но пора, в конце концов, возвращаться на грешную литинскую землю с её ремесленниками — христианами и иудеями.               

КОЕ-ЧТО О САМОЙ «ПЕРЕПИСИ РЕМЕСЛЕННИКОВ ЛИТИНСКОГО УЕЗДА» 
               
И заодно поговорим о цеховой структуре в Российской империи середины  XIX-го века. С неё и начнём.
Ремесленники относились к сословию «мещан» - податному сословию (дворянство и духовенство - привилегированные сословия - не облагались податями), возникшему из бывших посадских людей (в 1775 г. поделённых на купечество и мещан). «Мещанами» считались, кроме ремесленников, мелкие торговцы и домовладельцы.

В Литине, как и везде в уездных центрах, существовали ремесленные и цеховые управы.  В крупных объединениях ремесленных цехов имелся «старшина цеха» с «товарищами старшины» (его заместителями), в цехах — мастера 
[я буду и далее иногда чередовать оригинальное написание, закавычив его, с написанием по-нынешнему: это будет вам напоминать, о времени, о котором идёт речь и даже - убедитесь сами - облегчит общее чтение].

Главой Ремесленного управления в Литине (как и везде) был христианин — Ремесленный Голова, у которого было два Товарища (заместителя), один из которых — еврей. Кроме того,  у еврейских ремесленников был свой Старшина с двумя Старшинскими Товарищами.  В коллаже представлена «вырезка» из «Ведомости о ремесленных сословиях…», в которой представлено руководство сего сословия (коллаж - 3; коллаж - 1 — копия одного из Списков, в котором обнаружился мой однофамилец).

По Закону 1852-го года Ремесленному голове, избираемому старшинами, совместно с двумя выборными ad hoc [специально для этого особого случая] от каждого цеха гласными, закон предоставлял право: 1) осматривать у всякого ремесленника его работы и подвергать его взысканию, 2) во всякое время ревизовать общую ремесленную и цеховые казны, 3) отнимать у мастеров их учеников за худое ученье и отдавать их другим, более искусным, 4) принуждать старшин к скорейшему решению дел, надзирать за надлежащим исполнением ими обязанностей, а в случае нерадения — отрешать их от должности и даже задерживать их под стражей (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Когда речь идёт о том или ином Списке ремесленников, это не значит, что  перечисленные в Списке мастера, подмастерья, ученики и т. д. трудились в одном и том же месте. Возле каждой фамилии в представленных Списках проставлен номер цеха, к которому они принадлежали. Эта нумерация превышает число в полтысячи (встретился цех № 589!), что наводит на мысль о наличии цехов с одним-двумя сотрудниками. В большинстве Списков, кроме работника цеха (имя, отчество, фамилия - по-тогдашнему, прозвище или «прозванiе», и возраст), указывается имя и возраст его жены и детей. Не всегда, но довольно часто в списках была графа о длительности (количестве лет) пребывания ремесленника в цехе или «от котораго времени состоитъ въ цеховомъ сословии (летъ)».

[Немного отдохнём. Во время этой паузы хочу, чтобы вы помнили хотя бы до конца прочтения этой статьи: Списки составлялись, переписывались, исправлялись и так далее потому, что «Правила от 16 апреля 1852-го года» основательно реформировали структурные основы ремесленных объединений, начало коим было положено ещё при Петре I, внедрившем в России многое из того, что он - «царь-плотник» (в 1697-м году во время Великого посольства царь под чужим именем работал простым плотником в голландском Саардаме) увидел в Западной Европе. В частности (и это очень важно), мещане - ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записаться в цех.
До этого же во многих местах существовал один общий цех, в котором состояли далеко не все ремесленники; существовало понятие ремесленник (из христиан) свободного состояния.

Но и после составления Списков по «Правилам от 16 апреля 1852-го года» получить общие цифры по уезду из этих Списков, как я не старался, оказалось невозможно.
Эти списки составлялись по каждому населённому пункту, посему их много (всего, повторяю, ремесленных цехов было, судя по их нумерации, более, чем полтысячи — самые крупные из встретившихся номеров — 506 и 589!). Но если вы думаете, что в «Переписи» отражены все цеха, то вы очень даже заблуждаетесь. Я не подсчитывал, сведения о ремесленниках из каких цехов отсутствуют, потому что решил считать эти номера цехов ничего не значащими (ну как в  автомобильных номерах — цифры, которые сами по себе не отражают ничего, кроме фантазий собственника средства передвижения). Из каких прежних списков взяты эти номера осталось неясным.

Надеюсь, что запомните. А то (я цитирую мальчика Мотла из повести Шолом-Алейхема — мы ещё возвратимся к обоим): «Дважды одно и то же я никогда не рассказываю, – разве что попросят. .. Но на этот раз и просьбы не помогут, потому что я очень занят.»
И должен рассказать вам ещё обо многом. Двигаемся далее.]

Как правило, цеха были разделены по вероисповеданию — на цеха из христиан и из евреев. К какой христианской вере (православию, католицизму, лютеранству, пр.) относились те или иные ремесленники, не указывалось. Еврейские цеха обозначались не как иудейские, наверное, потому, что у религиозных евреев в то время не было столь чёткого подразделения, как у христиан, хотя в середине XIX-го века и в иудаизме были разные течения. Для властей было важно, что такие-то цеха НЕ христианские, а слова' «еврей» и «иудей» для них означали одно и то же.

Встречались случаи, когда в одном и том же объединении ремесленников одинакового мастерства находились и христиане, и евреи. Однако же, полагаю, что их рабочие места были в разных местах. Так было легче, например, соблюдать предписанные религиями правила быта и потребления пищи, время молений и посещения церкви (костёла, синагоги), дни отдыха и отмечать религиозные праздники. Это — чисто умозрительные предположения: мне не встретилась литература, где бы шла речь о подобных сопоставлениях.

Очень часто (но не всегда) после списка лиц сообщалось об имуществе цеха.
Или в «Примечании» отмечалось, например, следующее: «по недавному утвержденiю настоящей цеховой управы, имущества неимеется» (правописание тех лет).

Здесь можно сделать единственный вывод: каждый ремесленник имел свой собственный, необходимый для работы инструментарий, а также — нужное одеяние (то, что сейчас называется «рабочей, защитной одеждой»). Да и, как уже указывалось, общих производственных помещений цеха' (це'хи — тоже правильно) могли и не иметь: ремесленники трудились и на дому. Считать их, по более позднему понятию,  «надомниками» не совсем верно, потому что те получали от предприятия, с которым заключали договор, сырьё и оборудование (материалы и средства производства) для выполнения заказов.

Вероятно, где-то имеется литература об условиях и правилах трудовой деятельности ремесленников того времени, но я подробно этим не интересовался: основной целью было выяснение степени вовлечения евреев в занятие ремеслами (абсолютная, или количественная, и относительная, или процентная - к числу еврейского населения), а также спектр этого вовлечения (число ремесел и ориентировочная доля евреев в общем числе ремесленников того или иного мастерства).

                ***

Я могу точно указать время, когда рассматриваемые материалы 1852-го года собирались в общий том, но почему том озаглавлен «Перепись евреев-ремесленников… », если в него включены также данные о ремесленниках-христианах и не-ремесленниках, понимаю или, вернее, догадываюсь без особой уверенности в истинности моего домысла. Подозреваю же — что по са'мой что ни есть бросающейся в глаза причине: «Правила от 16-го апреля 1852-го года» внесли в организацию труда ремесленников-евреев несравненно больше изменений, чем у ремесленников-христиан.

Со временем сбора материалов, подчёркиваю, 1852-го года, что следует из названия тома, положение совсем комичное. На обложке указано:
«Началось 29 сентября 1847 года
 Кончено    20 февраля 1855 года».
Так как дата составления многих списков не указана, можно было бы предположить, что там действительно есть Списки, составленные в 1847-1851-й  годы. Но это рассуждение - типа «короткого замыкания» - отпадает, так как все Списки составлены после публикации  «Правил от 16-го апреля 1852-го года» и — как следствие требований, изложенных в этих «Правилах...».

Собирались и сводились в один общий том Списки, судя по дате завершения оформления, более двух лет. И тот (те), кому была поручена означенная работа, быстро понял(и), что никакая систематизация тут не удастся: последовательность нанизывания Списков на сшивающую их в один общий том иглу представляется абсолютно произвольной. Её не определяют ни даты, ни тематика, ни что-то иное. Даже Списки с ремесленниками по фамилии «Вайнштейнъ» не удосужились скрепить вместе. Без сомнения, других результатов ожидать не приходилось: в Думах, Ратушах, Магистратурах, Зданиях городских обществ или как там ещё назывались помещения управлений городами - «полноценными» и заштатными, а также местечками - не работал ни один еврей. Эх, кабы владели евреи языком «великоросским» и им служба в  Литинской (как и любой другой) уездной администрации не возбранялась! (В 1844-м году Николай I запретил принимать евреев на государственную службу, «доколе они остаются в еврейском законе». То есть, пока они остаются иудеями.)
Но о «если бы да кабы» будет ниже… 

А, может быть, и — лучше, что евреев на государственной службе не было.
"Public office is the last refuge of a scoundrel.", - нередко цитируют Бойса Пенроуза. Давая, правда, не совсем точный перевод и не объясняя, кем был автор сего выражения. Но я докопался до самых истоков. Во-первых, Boies Penrose (1860-1921) - северо-американский политик-республиканец из Филадельфии, сенатор от штата Пен(н)сильвания. Во-вторых, в русско-язычной литературе приводится смягчённая трактовка «приговора» чиновникам, данная юристом по образованию, десятилетия «варившимся» в высших государственных сферах управления США. И его слова можно перевести не только как «Казенная служба - последнее прибежище разгильдяя», но и как «… негодяя, подлеца». В-третьих, для нашего примера «разгильдяя» было бы таки достаточно. Да и не будем на кого-то намекать и очернять нынешних госчиновников какой-либо пришедшей вам на ум страны.

И службисты -  христиане правы были, что не захотели, как гласит голландская пословица (не забыли, где Пётр I о цеховом устройстве ремесленничества узнал?), «жарить целую сельдь ради икринки» (то есть, если кто по-голландски не понимает: прилагать слишком много усилий для достижения ничтожного результата) и собрали всё вместе по принципу «как карты (то есть, Списки) лягут». Разбирайтесь, мол, кому надо! Вот я и разбираюсь: к 20-му февраля, к 165-летию «Кончено»го их труда, правда, не успел, но уже — на подходе… 

Увы и ах, не только отсутствуют даты составления большинства включённых в общий том Списков; по многим населённым пунктам Литинского уезда никаких данных, вообще, нет. Зато по другим городам и местечкам таких списков — несколько, по названию, вроде бы, повторяющихся, однако, по содержанию, совершенно разных. Я, конечно, проштудировал все Списки — и не по одному разу. Чтобы ничего важного не пропустить, чтобы разобраться в принципах (понять, разгадать их) специальной подборки материалов для представления и пользования ими на долгие века архивными работниками, историками, генеалогистами, различными любителям типа меня. В том, что я ничего важного не упустил, можно всё-таки усомниться. Но то, что никакого принципа (основного положения, плана) собирания сохранившихся материалов 1852-го года о мещанах (ремесленниках) Литинского уезда не существовало, можно говорить с полной уверенностью.

Материалы подшивались один к другому бессистемно, о чём уже было сказано.  И с того времени они - как системное собрание материалов - никем не рассматривались и не изучались. Все, кто перелопачивал эти 705 страниц (в бумажном, аналоговом, виде в само'м  Госархиве Хмельницкой, прежде — Проскуровской, области или же в цифровом представлении в интернете), искали что-то своё (например, каких-либо лиц). С этого на'чал и я, но потом замахнулся на большее: показать историкам, националистам и просто антисемитам, насколько широко среди евреев Подолья были распространены ремесла, требующие ручного, физического труда и ничего напрямую с торговлей (финансами) не имевшие.

Многое, однако, — например, как реализовывались ремесленные изделия — из этого сборника узнать нельзя. Занимались ли продажей цеха' или же — лично изготовившие изделия ремесленники, закупали ли у тех и других товар оптом купцы, чтобы самим предлагать их покупателям, или ещё как-то иначе — не могу по этому поводу ничего утверждать. Предполагаю, что существовали разные формы получения ремесленником вознаграждения за работу, в зависимости от организации деятельности самих цехов.
               
АНАЛИЗ ТОГО, ЧЕМУ ДАНО НЕТОЧНОЕ НАЗВАНИЕ «ПЕРЕПИСЬ ЕВРЕЕВ - РЕМЕСЛЕННИКОВ ...»

Я начал вот с этих списков, представленных в «Переписи...» первыми (коллаж - 4).
Ими оказались, разумеется, списки из Ремесленной и Цеховой Управ Уездного Города Литина, в которые включены «ремесленные и неремесленные лица».
- Сапожников (христиан) всего — 40.
Старшина и его товарищи — 3, мастера из крестьян — 37.
- Сапожников (евреев) -
Старшина и старшинские товарищи — 3, мастера — 12, временные ремесленники из иногородних (евреев) — 5, подмастерья (христиане в еврейских цехах!) — 11, подмастерья (евреи) — 8. Итого (евреев) — 28.

Ошарашивающий вывод: никаких выводов из этих цифр сделать нельзя. Прежде всего, не известно число жителей (христиан и евреев) в Литине в 1852-м году. Но даже если бы оно было нам известно (далее будут представлены такие данные по Хмельнику — и мы посмотрим, удастся ли нам ими воспользоваться), остались бы непреодолимые неясности. Например, мастера' из крестьян (напоминаю: крепостное право ещё не отменили) — литинские или отпущенные на заработки помещиками из других мест? Или же: иногородние евреи включались в число «ремесленных и неремесленных лиц» Литина, коль они находились в Литинском списке?
Не получилось.

И дальше — не лучше.
- Портных (евреев)
Старшина и старшинский товарищ — 2, мастера' — 28, мастера, причисленные к портняжному цеху: шапочник — 1, кушнир (скорняк, меховщик) — 1, медники — 3, слесарский мастер — 1, покровочные мастера (раскройщики тканей?? изготовители больших платков для покрытия головы?? ещё что-то иное мастерящие?? - тут можно «витать в эмпиреях» - см. далее) — 3, подмастерья (портняжного ремесла) — 12, ученики портняжного ремесла — 5, иногородние (мастера и подмастерья портняжного цеха) — 10,
то же: шапочного цеха — 2, токарского мастерства — 1, «шмуклирскаго мастерства» (от немецкого Schmuck — украшение): бахромщик, позументщик (от немецкого Posamenten, исходящего из французского passement —  собирательного понятия для всего, используемого для отделки одежды) — изготовитель золотой, серебряной или мишурной тесьмы — 1, «покровочнаго мастерства» - 1, часового мастерства — 1,
- иногородние подмастерья — 15 (какого ремесла — не указано).
Тут, вообще, «смешались в кучу кони, люди … »

Очередные попытки.
- «Резничій или мясничій цехъ» (христиане)
Старшина и старшинские товарищи — 3
«Мастера изъ крестьянъ» —  12
«Мастера изъ евреевъ»  — 7  (в христианском цехе!)
«Подмастера изъ крестьянъ» — 7. Итого — 29.
Опять — и христиане, и евреи в одном и том же списке.

- Ткацкий цех (христиане)
Старшина и старшинские товарищи — 3
Мастера' из крестьян — 28 (на ма'стера надо было учиться лет пять, а крестьяне, надо полагать, были крепостными — помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикреплённых к земле и принадлежащих ему крестьян: как это совмещалось?)
Ткачи иногородние из евреев — 14 (в этом же цехе!)
Причисленные к ткацкому цеху:
мастера пекаря и булочники из евреев — 4
мастера - штукатуры из евреев — 4
мастера - стекольщики — 2
мастера - «свіьчари» - 2
мастера - переплётчики — 1
мастера - плотники — 1
мастера красильщики — 1
мастера бондари — 2
«С миру по мастеру — Ремесленной управе очередной Список» (это — на «мотив» старой пословицы из собрания В. И. Даля: «с миру по нитке — голому рубаха»). Иначе подвести итог моему впечатлению от этого Списка не могу.

- «Горшечничій цехъ» (христиане)
Цеховый старшина и его товарищи — 3
Мастера — 8
Подмастерья — 8
А где горшечники-евреи? Не было что ли среди евреев гончаров? Об этом поговорим в конце статьи.

В заключении всего этого списка Списков имеется следующая интересная приписка:
«Ремесленники сего города не имеют никакого [общего! - Н. К.] имущества, а если случаются необходимые расходы, то всякий цех особо, соразмерно благородной цели делает добровольную складку на такое количество, до какого простирается благоугодная цель и в таком случае христианские из еврейскими цехами не имеют ни малейшей связи, а всякий по своему вероисповеданию причисляется к своим единоверцам и благородной цели.  Ныне вменено Ремесленному голове, на случай сборов из ремесленников на какое-либо благоугодное дело, иметь таковые в своём Заведовании без всякого участия в том евреев.»
Хотел до этого писать о дружбе народов (трудились в одних и тех же «интернациональных цехах»), а тут тебе на': «дружба дружбой, а табачок врозь».

В самом конце следуют подписи цеховых руководителей. И тут выясняется, что за неграмотного Ремесленного голову расписался общественный писарь. За неграмотного Старшину христианского «сапожнического цеха» расписался, «по просьбе оберъофицерскій сынъ» такой-то... Старшина еврейского «сапожнического цеха» расписался буквами ивритского (идишского) алфавита, а «Старшина «еврейскаго портняжего цеха» нацарапал своё имя и прозвище печатной кириллицей (коллаж - 2).

[Вся канцелярия 1852-го года велась на языке, уже близком современному русскому языку. Украинский язык в официальных документах и ранее не употреблялся, а 30 мая 1876-го года Александр II подписал Эмский указ, которым запретил печатать на украинском языке все оригинальные произведения и переводы, давать сценические представления, концерты с песнями, читать лекции на украинском языке, ввозить украинские издания из-за границы (https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмский_указ ).

Влиянию немецкого языка, однако никто не препятствовал. Отсюда - «Городскій голова» (Haupt – голова, Hauptmann – предводитель),  «Ратманъ» — избираемый член магистрата - городского органа местного самоуправления (от Rat - совет, Mann - мужчина, человек), кроме того, «Бургомистръ» — глава городской администрации (от Buergermeister: Burg – за'мок, Meister – хозяин).
Имена существительные, в большинстве, писались с большой буквы (в немецком языке — абсолютное правило). А названия профессий, о чём уже было и будет ещё сказано ниже, немецкого происхождения!

Кстати, смотрите, сколько подписей! И Секретарь, и Столоначальник (самый нижний по рангу чиновник, подписавшийся - так было принято - у нижнего края листа, потому и в фотокопию не вписался) не забыты (коллаж - 8).]

                ***

[Я писал 10 лет тому назад в «Виннице 1911-го года», что, по переписи того же года, «вне школы в Подольской губернии оставалось 64, 6% (!!!) детей школьного возраста» (в основном, это были сельские дети). Среди еврейских детей — жителей местечек (штетлов) неграмотных мальчиков практически не было (с девочками в этом отношении дела обстояли похуже), так как все они посещали хедеры (с трёхлетнего возраста!). Хедеры содержались, в большинстве своём, на общинные взносы и деньги богатых благотворителей. Например, в Виннице Борух Мошкович Львович представил в своей роскошной усадьбе помещение для хедера и, по всей вероятности, оплачивал и учителей, и необходимые учебные принадлежности. В середине XIX-го века в Российской империи существовали и казённые (государственные) школы для еврейских детей (училища), в которых религиозное образование в значительной мере заменялось светским.
Как видно из приведенных списков, многие ремесленники были крестьянского происхождения, а в сёлах школьное образование поставлено было очень плохо или его совсем не было.

Меня очень интересовал вопрос о ремесленном образовании. Вот в СССР после второй мировой войны были ремесленные училища, готовящие «трудовые резервы». Потом их сменили профессионально-технические училища (ПТУ).
Знаю я, как немецкий производственный врач - и отлично отработанную систему подготовки ремесленников (Handwerker – буквально: работник ручного труда) в нынешней ФРГ. А вот как ученики становились подмастерьями и - далее - мастерами-ремесленниками в середине XIX-го века в Российской империи —  осведомлён только в самых общих чертах: «От 3 до 5 лет ремесленник работал в учениках, затем получал звание подмастерья, для звания мастера надо было представить одобренный шедевр — «образец работы» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Цех). Знаю только одну существенную деталь: никакие письменные экзамены будущим мастерам не угрожали! Иначе бы мастеров-ремесленников в 1852-м году на Литинщине было бы меньше, чем пресвитеров (иереев).

Кроме ремесленников (мастеров и подмастерьев), ремесленников -учеников различали и просто, например, «сапожнических работников». Последние, как можно заключить, в учениках не были, а овладели какими-то навыками сапожного мастерства, наблюдая работы профессионалов и помогая им. Но и «звание», или, можно сказать по-другому, профессиональная градация - «ремесленный работник» того или иного цеха (промысла), подтверждалось документом из Ратуши.  Это «звание» всё-таки выше по рангу, чем  знакое нам - «разнорабочий» (сейчас в Германии их называют «необученными рабочими» — и тарифная ставка у них, естественно, самая низкая).

Кстати, не правда ли: изменения значения слов очень интересны? Полтора века тому назад слово французского произношения «шедевр» обозначало образцовое изделие, которое должен был представить ремесленник для получения звания мастера (конечно, пройдя перед этим обучение у мастера в течение нескольких лет). А сейчас «шедевр» - это произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства.

В нынешней Германии, для вашего сведения, проводится дуальное (на предприятиях и в профессиональных школах) образование по 344 (трёмстам сорока четырём) ремесленным профессиям (данные 2012-го года). В ученичестве одновременно находятся по всей стране около 500 000 молодых людей (среди которых, по представленным перечням специальностей, нет будущих, прежде наиболее многочисленных, «обычных» сапожников - Schuhmacher или портных - Schneider).  Изготовитель продаваемой в магазинах обуви для массового потребителя называется теперь Schuhfertiger -  (индустриально!) производящий обувь. Изготавливающий обувь по индивидуальным заказам — Massschuhmacher (три следующих одна за другой буквы «s» - не описка и не опечатка, а современное правописание). Другие ремесла, возникшие из обычного сапожничества: изготовитель ортопедической обуви, балетной обуви, пр. Подобное произошло и с портняжничеством. Вместо него (частично - рядом с ним), простого портного (Schneider), возникли так называемые специалисты креативных ответвлений этого ремесла: Modeschneider и Modedesigner (модные портные и дизайнеры моды), либо, наоборот, портные по изготовлению старинной одежды, пр.]

                ***

Поищем в Списках ещё что-нибудь примечательное.
Вот, к примеру, «Ведомость о ремесленныхъ сословияхъ и правленияхъ» (коллаж - 6) - что она нам поведает?      
- Названия городовъ и местечекъ — Литин
- Общее число в нихъ жителей (евр.) —  Мужчин - 928, купцов — 10 (?- написано неясно) муж. пола
- Какое введено управление — Общий Ремесленный Устав, Цех еврейский существовал один  сложный или составной до распубликования Правил 16-го            апреля 1852 года
- «Число ремесленников с подразделением на местныхъ и иногороднихъ —
   Портныхъ -  43      
   Сапожниковъ - 23
   Ткачовъ - 21   
   Шапочниковъ - 3 
   Кушнировъ [скорняк-меховщик] - 1
   Медниковъ - 2
   Сліосаровъ - 1
   Булочниковъ - 3
   Переплётчиковъ» — 1
Итого местных - 62, иногородних — 36.
Не знаю даже, с какой стороны подойти к сей Ведомости, чтобы её прокомментировать. Ну, может быть, обратить ваше внимание на соотношение среди евреев ремесленников и купцов: чуть ли не 10:1. И не в пользу торговцев.

 
Местечко Уланов: 611 мужчин-евреев, из них — 26 ремесленников.
Местечко Янов: 643 — 69.
Местечко Новоконстантинов: 1544 — 51 (из них «шорниковъ» - 2, «бляхировъ» - 2).
Местечко Старая Синява: 1027 — 48.
Местечко Межиров: 92 — 24.
Местечко Пилява: 225 — 25 (из них «шмуклеръ» [бахромщик] - 1, «ватниковъ» [выделывающих и продающих вату] - 2, «кузнецъ» - 1).

Всего ремесленников - евреев в уезде - 243, из них иногородних — 24 (подписи  нету).
И этот Список остаётся загадочным в связи с отсутствием в нём уездного «мегаполиса» - Хмельника, да и из-за странно малого числа ремесленников в указанных населённых пунктах. Что касается «мужчин-евреев», то в этом понятии возраст не учитывался: мужчинами были все лица мужского пола — от новорожденных до дряхлых стариков.

                ***
               
Списки постоянно уточнялись (коллаж - 5).
«Список о мещанахъ евреяхъ Литинского уезда м. [местечка] Янова изключённыхъ из такового списка о ремеслинникахъ и подлежащихъ записке по книгамъ неремесленного цеха. Учинёнъ Декабря 16 дня 1852 года.»

Подобный Список имеется и касательно ремесленников - христиан (коллаж - 7).
«Списокъ Лицамъ подлежащимъ исключению изъ ремесленного сословія по случаю неудовлетворенія условіямъ правилъ о производствах ремеселъ».

Как видите, для Управленцев Литинского уезда «… нет ни эллина, ни иудея» (Апостол Павел в послании к Колоссянам, гл. 3, стр. 10-11) [Эллин — грек, то есть, христианин: перед законом равны все! И таким оно изредка бывало «царское самодержавие»: без «телефонного права» из обкома партии.]

Продолжение: см. http://proza.ru/2020/06/14/500


Рецензии