Глава 44. Так не более ли Господь?
Подойдя к нему, Иван увидел, как несколько человек трижды перекрестились на икону, висевшую у входа, и только затем вошли вовнутрь. Раньше он обязательно сделал бы противоположное увиденному. Но сейчас у него не то что мысли такой, даже импульса к этому не возникло. И он, правда, еще не осознавая, зачем ему это нужно, повторил действие. И входя далее, смотрел за впереди идущими — что они делают, и повторял.
В храме в этот воскресный день, несмотря на утро, было уже много людей. Иван сделал все так, как объяснила ему бабушка — пришел к поздней службе, к девяти часам, чтобы иметь возможность после ее окончания поговорить с отцом Сергием.
Нельзя сказать, что храм был ему в новинку. Он несколько раз заглядывал в него, когда служб не было, по пути, идя по делам или просто прогуливаясь. Поэтому внут-реннее устроение храма было ему знакомо. Обилие икон, горящие свечи, запах ладана, величественный высокий свод — все это в том или ином варианте он видел в церквях, куда мимоходом заходил. Но на богослужении Иван был впер-вые. Его очаровало, захватило душу и все внимание тихое пение церковного хора. И вот началась служба. Иван молитв практически никаких не знал, не ведал он и того, что нужно вести большую внутреннюю духовную работу во время богослужения. Поэтому он отдался ему, по незнанию своему, чисто душевно и, пока разум его спал, сердцем улавливал суть происходящего…
После службы он подошел к отцу Сергию и договорился с ним о встрече на завтра.
Иван шел домой, впечатление от службы наряду с ярко светящим солнцем, голубеющим небом и зеленеющей вокруг растительностью создало в душе радостное, светлое настроение. Ему хотелось, чтобы это состояние осталось таким навсегда. Но вот к нему привязался пьяный, вот мать кричала на всю улицу на ребенка и что есть силы шлепала его, вот проезжавшая мимо машина попала колесом в един-ственную лужу на мостовой и капли грязной воды оказались на его светлых брюках. Вот вспомнились чьи-то слова и ка-кие-то обиды. Красные, оранжевые и черные точки замель-кали перед его глазами. И постепенно то настроение, какое было у него после посещения церкви, исчезло, как не было его вовсе.
«Нужно будет обязательно и об этом поговорить завтра с отцом Сергием»,— подумал Бескрайнов.
… На следующий день в условленное время Иван был в храме у кабинета настоятеля. Отец Сергий уже ждал его и радушно пригласил войти.
— Приветствую тебя, сын мой! Проходи, садись!..
— Благодарю вас, отец Сергий!
— Ну, рассказывай,— сказал священник, когда они сели у стола.
— Столько всего, что не знаю с чего и начать…— расте-рялся Иван.
— Ничего, соберись с мыслями и начни с чего-нибудь, потом вспомнится все,— успокоил его батющка.
— Падаю, роняю себя, силы нет внутри…
— Это ты правильно сказал, что падаешь оттого, что си-лы нет внутри. А какая, по-твоему, самая большая сила?
— М-м-м…
— Самая сила — это Господь! Когда человек впускает в себя Его и позволяет Ему соделать в себе сердце новое, то-гда он становиться устойчивым для всех негативных момен-тов, а потому и сильнее, потому и гораздо меньше падает.
— Вот, не люблю людей и не верю никому, отец Сергий.
Хотя хочу всех любить! И меня никто не любит, и ничего в жизни еще стоящего не сделал.
— Экий ты unicus(1) в своем роде! Уж и загордился — ни-кого не люблю, никому не верю. И ничего-то я в жизни не сделал… А если я скажу тебе, что вовсе не твои заслуги все то, что ты только что перечислил.
— Да какие же это заслуги, тут одни недостатки?!
— Это хорошо, что ты понимаешь их как недостатки. Но для тех, кто доводит до таких недостатков, это заслуги… Поэтому не расстраивайся, что в тебе столько недостатков, это — заслуги других. Заслугой человека может быть только то, когда он раскаивается в плохом, признает, что без Господа не может преодолеть ни недостатков, ни препятствий, и открывает для Господа свою душу. Тогда Господь помогает человеку освободиться от всякой гордыни и таланты, данные ему свыше, расцветают и реализуются эффективно и в полном объеме…— отец Сергий улыбнулся и продолжил.— Вот ты говоришь — никто тебя не любит, так?
— Ну, да…
— А бабушка? Ведь как она тебя любит! Я же беседовал с ней. За внешней грубоватостью и прямотой у нее скрыва-ется большое душевное тепло к тебе. А если человек так любит другого, несмотря ни на что, прощая все, так не более ли любит Господь?!
— Но ведь в Библии на каждом шагу написано «раб Бо-жий». Не получится ли так, что впустив в себя Бога, человек сам оденет на себя рабский ошейник?
— Библия писалась в то время, когда рабство было обычным и повсеместным явлением. И этим выражением подчеркивалось — не лучше ли быть рабом Бога, чем рабом человека. Хотя раб, принявший Господа, обретал полную духовную свободу и, оставаясь фактически рабом человече-ским, чувствовал себя совершенно другим человеком. А если у такого раба и хозяин становился христианином, то такое рабство вообще превращалось в сущую формальность… А вот скажи, Иван, встречал ли ты в жизни человека, который на три головы превосходил бы тебя во всем?
— Да, отец Сергий, встречал…
— А возникало ли при этом желание встать с таким чело-веком, как говорится, на одну доску? Ну, например, стать его другом?
— Поначалу, по глупости, возникало…
— А было ли желание хоть в чем-то, хоть немного, но стать сопричастником такого человека в его делах?
— Да.
— Так не более ли того человека Господь? И быть со-причастным Его делу, что может быть выше? Не так ли?
— Согласен, отец Сергий!
— Вот видишь, Иван! — сказал священник и из-под се-дых кустистых бровей, поверх очков, посмотрел на Ивана внимательным взором своих больших глаз.— Но, чтобы стать соучастником в деле Божьем, необходимо соответ-ствовать, а для этого — выполнять заповеди Его!
Он поднял голову, улыбнулся, и в уголках возле глаз, даже за стеклами очков, стали видны тонкие, расходящиеся солнечными лучиками морщинки.
— Я не загрузил молодого человека своими поучениями? — спросил священник.
— Нет, нисколько!.. Но я не совсем понимаю…
Сергий вопросительно приподнял брови, и на его широ-ком лбу проступила горизонтальная складка кожи.
— Понимаете, я чувствую и осознаю, что есть сила, вли-яющая на человека через события жизни, людей и через внутренние состояния. Но что это за сила и почему свобод-ный человек должен ей подчиняться?
— Да, я помню, ты мне уже говорил об этом, Иван... Скажи, закон тяготения существует?
— Да, конечно…
— А до того, как его открыла наука, он существовал?
— Ну, да…
— Люди чувствовали, что есть какая-то сила, которая за-ставляет предметы и порой самого человека падать. И, не-смотря на то, что они не могли понять и объяснить себе эту силу, подчинялись ей, и старались не попадать в ситуации, которые бы нанесли им вред, из-за неумолимого действия закона тяготения. Правильно?
— Правильно…
— Сила тяготения — это сила, действующая в матери-альном мире. Скажи, а сознание и чувства — материальные субъекты?
— М-м-м…
— Ты говоришь, что есть что-то, влияющее на человека, через других людей, через обстоятельства и так далее. Из-вестны факты, когда ни одна живая душа не знает о пре-ступлении, и нет прямых улик, а преступник испытывает негативное воздействие жизни в ее многообразных проявле-ниях. Согласен?
— Согласен.
— Это невозможно описать законами материального ми-ра. Потому что кроме физического есть еще и метафизиче-ский мир, который находится вне мира физического и, в то же самое время, пронизывает его. И в том мире действуют свои законы — метафизические. Мы не можем понять и объяснить, как эти силы работают. Но мы подчиняемся этим законам, чтобы не попадать в ситуации, могущие нанести нам вред из-за их неумолимого действия. Или не подчиня-емся и попадаем в такие ситуации. Поэтому свободный че-ловек может впасть в тяжкий грех, отказавшись от жизни, которая ему дана свыше по промыслу Божию и прыгнув с десятого этажа. Никто у него свободы воли и права посту-пать, как он хочет, не отнимал, и отнять не может. Но ре-зультат-то для него будет плачевным… Поэтому разумный человек ограничит свою свободу, чтобы не разбиться в ле-пешку и не получить воздаяния за грех.
— Я понял, отец Сергий!.. Спасибо!
— Помоги, Господи, сын мой! Ведь цель — внутренняя праведная духовная жизнь. Будет она таковой, и внешняя жизнь будет становиться лучше.
— Благодарю Вас, отец Сергий! Если можно, я хотел бы задать вам вопрос личного плана?
— А до сих пор мы говорили не о личном? — поинтере-совался священник.
— Нет, нет,— смутился Иван,— я хотел сказать, что хочу попросить вашего совета в отношении одной девушки.
— Что ты хотел спросить? Слушаю тебя, сын мой.
— Вы ее знаете, это — Анастасия, дочь наших соседей. Она была с нами за столом…
— Да, да, помню.
— Она мне нравится, нравится настолько, что я хотел бы жениться на ней…
— И что же тебе мешает?
— Боюсь… Боюсь, что начнется этот ежедневный быт и мне захочется бежать, куда глаза глядят. Может нам с ней нужно оставаться просто друзьями? Но меня очень тянет к ней. К тому же я боюсь, что если не женюсь сейчас, то уже никогда не сделаю этого. Но если я женюсь на Анастасии и не выдержу ее духовной высоты, то и ей испорчу жизнь, и сам могу сломаться… Или мне вначале нужно развиваться в направлении понимания сути бытия, его духовных законов. А жизнь сама все устроит, как нужно? Отец Сергий, помоги-те мне решить, что делать!
— Сын мой, никто за тебя не решит, как тебе поступить, это ты должен сделать сам. Но если человека в твоем воз-расте тянет к женщине, то ему, скорее всего, нужно женить-ся. Вопрос только — на ком? Ты стремишься к духовному познанию и совершенно обоснованно опасаешься, что же-нитьба может помешать тебе в этом, поскольку сейчас ты духовно еще слаб. Поэтому к выбору жены, если ты намерен жениться, необходимо подойти очень серьезно. И в твоем случае более всего подойдет женщина духовная и сильная. А уж на ком ты остановишь свой взор, это решать только тебе.
— Благодарю вас, батюшка.
— И еще. Раз ты встал на путь к Богу, то старайся не сходить с него. Начни целенаправленно двигаться по пути познания, приходи в наш храм, приобщись к таинствам. Ес-ли будут вопросы, задавай их мне. По вторникам у нас про-водятся беседы по духовным вопросам православия. Ведь вместе, сообща — всегда легче. Многие принимают креще-ние во младенчестве. Но потом в течение жизни ими никто не занимается, а это никуда не годится. И хорошо, если че-ловек когда-нибудь приходит к вере. У такого человека про-цесс крещения как бы растягивается от самого момента крещения до того часа, когда он скажет «Да!» Господу.
— Как много я узнал сегодня важного для себя, отец Сергий! Благодарю вас от всего сердца!
— Будь спокойнее и менее эмоциональным, это поможет тебе во всем, о чем мы сегодня говорили. Помоги Господи!
(1) Редкий экз. (лат.)
© Шафран Яков Наумович, 2020
Свидетельство о публикации №220061201841