Мольер

ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЙ. ДЕНЬ

В центре помещения для пресс-конференций стоит стол с включенными микрофонами. Человек 40 лет в элегантном костюме стоя, пригнувшись к микрофону, говорит последние предложения своей речи. Слева от него - сидит девушка с прямой спиной, нервно поглядывает на часы. Справа седой мужчина в шейном платке, похожий на театрального деятеля с обожанием смотрит на говорящего.

Центральная табличка на столе - Никита Емельянов, режиссер.

НИКИТА:
Всем спасибо за внимание, уважаемые критики, журналисты и все ценители главнейшего из искусств! Постараюсь и в следующий раз не подвести ваш вкус. О, даже стихами заговорил!

В зале раздаются аплодисменты и крики “Браво, Мольер!”, “Вы гений”, “Спасибо”. Вспышки фотоаппаратов расцвечивают лицо, журналисты начинают движение по направлению к столу.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

 “Только что закончилась пресс-конференция с режиссером Никитой Емельяновым накануне главной премьеры года - его пятого спектакля “Грязь”, который зрители увидят уже сегодня вечером…”.

Никита обнимает человека в костюме, благодарит и прощается, к столу подбегают сразу несколько журналистов с камерами и осветительными приборами, чтобы взять эксклюзивное интервью.

НИКИТА
(на ходу, движется по направлению к выходу)
Ребят, я же все сказал на пресс-конференции, сейчас надо на репетицию. Приходите вечером в театр, сами все увидите...

В этот момент у Никиты звонит телефон. Никита достает из нагрудного кармана айфон последней модели и нажимает кнопку на экране.

НИКИТА
(прикрывая рот рукой, не останавливая движения)
Да, Мась, только что закончилась, я лечу. Наберу тебе из машины.

НИКИТА
(не отнимая трубку от уха, быстро пожимает руку подошедшему мужчине)
О, Сергей, дружище, рад, рад, жду сегодня.

Убирает телефон от уха, держит в левой руке, продолжает свое движение к двери.

НИКИТА
(кому-то, встретившись глазами)
Спасибо, Наталья Николаевна, увидимся!

Никита кому-то машет рукой - в этой тусовке он чувствует себя своим и чувствуется, что они его обожают.

Девушка из пиар-службы с напряженным лицом забегает вперед него, расталкивая толпу, чтобы вывести наконец Никиту из зала.

ДЕВУШКА
(спешно повторяет в воздух, поворачивая голову в разные стороны)
Всем спасибо, всех ждем на премьере, там будет пресс-подход, всем хватит и хлеба, и мяса, и зрелищ. Дайте, пожалуйста, пройти.

Уже у самой двери, Никита поворачивается в зал и подмигивает с хитрой улыбкой.

Оба скрываются за дверью.

НАТ. УЛИЦА. НОЧЬ

На улице Покровка из открытых баров раздаются веселые голоса пьяных людей. Где-то поют песни. Не смотря на позднее время улица оживлена.

У входа в один из баров стоит пьяный Никита, его шатает. Он смотрит в одну точку. Друг только успевает удерживать его от падения.

НИКИТА
Ты видел как он встал и закричал на весь зал "Не верю"? Кто он такой вообще? Почему появился в моей жизни, зачем? Конечно, его сразу вывели, но я-то слышал всё. И все слышали. Все до единого! Журики, зрители, вся тусовка, труппа моя. И ты бы услышал, если б был там. Его голос прогремел словно гром, и до сих пор в ушах звенит.

ДРУГ
(взяв за плечи Никиту и глядя в упор на него)
Хорош, брат, выбрось его из головы. Ты весь вечер только об этом и говоришь! Подумаешь, очередной чудик недоделанный, а ты вообще-то великий режиссер. Пойдем лучше выпьем за очередную успешную премьеру, все ждут.   

Заходят внутрь бара, обнявшись.

ИНТ. ДОМ НИКИТЫ. ДЕНЬ.

НАРЕЗКА

Смахивает все со стола, переворачивает его - громит квартиру - выбрасывает женские вещи за дверь - не открывает на стук - забивает двери фанерой - кричит - сдирает обои - клеит обои - снова сдирает обои. По всем стенам проступают надписи "Не верю".


ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА. ДЕНЬ

Никита сидит на кровати, запястья перевязаны, вид измученный, под глазами круги. Перед ним газеты, где на первых полосах - его фотография и крупные заголовки: "Никита Емельянов - гений или бездарность?", "Мольер на грани самоубийства", "Верю - не верю вот в чем вопрос"

Никита ложится на кровать, поворачивается спиной, уткнувшись в стену.


ИНТ.ТЕАТР.ВЕЧЕР.ФЛЕШБЕК

Звучат финальные аплодисменты, весь зал стоит на ногах. Вдруг из середины раздается голос женщины НЕ ВЕРЮ. Все оглядываются, пожимают плечами. КОНЕЦ ФЛЕШБЕКА.


ИНТ.ТЕАТР.ВЕЧЕР.ФЛЕШБЕК

Середина спектакля, актеры на сцене в костюмах. Пауза. Из зала раздается голос мужчины в возрасте: НЕ ВЕРЮ. КОНЕЦ ФЛЕШБЕКА.


ИНТ.ТЕАТР.ВЕЧЕР.ФЛЕШБЕК

Никита выходит на бис, вместе с актерами, кланяется. В зале переполох - охрана уносит молодого парня, который сопротивляется и кричит: Не верю, не верю, не верю. КОНЕЦ ФЛЕШБЕКА.


НАТ. СКВЕР БОЛЬНИЦЫ. ВЕЧЕР.

Никита и врач-психотерапевт сидят на скамейке и разговаривают. Птицы клюют семечки, которые они им бросают. 



ВРАЧ

Никита, я не вижу оснований держать тебя дальше здесь. Твоя психика в полном порядке. Это уже не обсессивно-компульсивное расстройство, говорю тебе не как доктор даже, а как твой приятель - это вполне здоровые вопросы, на которые тебе надо найти ответы самому. Некоторые, например, делают это всю свою жизнь. Особо одаренные так и не находят (смеется) и это все совершенно нормально, с этим можно жить, поверь.

НИКИТА
То есть, если не верить в эту теорию заговора, все эти люди - не моя клиника, а чей-то хитромудрый план, чтобы заставить меня задуматься о своей жизни, о своем месте в искусстве, о своей роли в истории, в конце концов? Но кому и главное зачем надо делать мне лучше, можно мне вернуть как было?

Никита топает ногой, прикормленные птицы разлетаются в разные стороны.


ИНТ.ПОМЕЩЕНИЕ ГАДАЛКИ. НОЧЬ

Комната в полумраке. Горит свеча и видно только очертания мистических атрибутов, чучела птиц, отблеск огня в зеркалах. Голова Никиты под платком, по ней гадалка бьет лавровой веткой слева на право и произносит слова заклинания.

ГАДАЛКА
(Шепотом)

Чылан киптiг, чылан киптiг,
Чылан киптiг, чылан киптiг,
Чылан киптiг, чылан киптiг!
Иткен ниме;нi, нандыр(а) албал!
Нандыра пирчем, нандыра пирчем!
Минох итчем кiзi Нiкита,
Минох итчем кiзi Нiкита!
В змеиной шкуре, в змеиной шкуре,
В змеиной шкуре, в змеиной шкуре,
В змеиной шкуре, в змеиной шкуре!
То, что сделал, обратно возьми!
Обратно отдаю, обратно отдаю!
Я делаю человеку Никите,
Я делаю человеку Никита!

Гадалка крутит свечой в темноте, в хаотичном порядке. Но по итогу будто пишет "Не верю", дым от свечи "повисает" в виде этих букв. Никита вскакивает со своего места и выбегает из ее дома.


НАТ.ВЕРШИНА ХОЛМА.УТРО

Никита с длинными волосами сидит в позе лотоса, глаза прикрыты, руки сложены лодочкой, медитирует. Достает яблоко, протирает о широкие штаны, задумчиво откусывает.Съедает полностью, до самого черенка. Умиротворение и спокойствие на лице. Сворачивается калачиком, засыпает. Птицы поют, стрекочут цикады.


НАТ.ВЕРШИНА ХОЛМА. УТРО. СОН НИКИТЫ

Видит себя спящим на холме под большой сеткой сачка. Тут же бьются насекомые, стрекозы, мошкара. Вдруг все насекомые кричат на разные лады/голоса - НЕ ВЕРЮ. Никита бьет их руками, но безуспешно. КОНЕЦ СНА.

Никита резко просыпается и закрывает лицо руками, оно мокрое от слез.


ИНТ. ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ. ВЕЧЕР

Никита лысый, худой, в монашеской одежде, чистит подсвечники с помощью ножа и кисточки. Счищает остатки воска ножом, сбрасывает огарки свечей в стаканчик на полу. Кисточкой наносит масло из маленькой лампады. Лицо одухотворенное, свечи отбрасывают красивый свет на лицо. 

Хор начинает петь молитву "Отче наш иже еси на небеси, Да светится имя твое, да пребудет царствие твое, да будет воля твоя яко на небеси и на земли..."

Никита падает на колени и молится, трижды крестится и целует пол.

Хор начинает петь "Не верю не верю не верю тебе".

Никита корчится на полу в припадке.


НАТ. ВХОД В АЭРОПОРТ. ДЕНЬ

Никита сидит на большом туристическом рюкзаке перед входом в аэропорт. Достает из куртки пачку сигарет, вытаскивает сигарету, подкуривает.

Другой рукой достает телефон из штанов, снимает блокировку движением по узору, подносит ко рту и диктует: Любимая. Телефон на громкой связи начинает набирать номер, Никита затягивается сигаретой, раздается автоматический голос:


"Абонент временно не доступен, попробуйте перезвонить"...

Не дожидаясь окончания, в сердцах бьет телефоном воздух. Нажимает отбой, тушит сигарету, которую выкурил за 2 затяжки, достает следующую из пачки в кармане, закуривает.

Той же рукой с сигаретой, тыкает по сенсорному экрану текст в чат с названием "Банда".
ТЕКСТ ПОВЕРХ ЭКРАНА: Пацаны, поддержите моих, деньги верну, клянусь. Не поминайте лихом. Мольер.

Тушит сигарету. Подкуривает третью. Смотрит вдаль, теребит губы. Курит напряженно, что-то обдумывая. Докуривает до конца и тушит сигарету о край урны, долго стуча окурком. Резко выдыхает, решившись.

Наконец, достает свой телефон и надиктовывает аудиосообщение.

НИКИТА
Мамусь, я люблю тебя. Вылет через час. Объясни отцу, что так надо. Простите меня, если что.

Долго жмет на боковую кнопку выключения, экран вспыхивает последний раз и потухает. Никита бросает телефон в урну. Встает, надевает рюкзак на одно плечо и заходит в здание аэропорта. Автоматические двери медленно закрываются за ним.


НАТ. ДЖУНГЛИ АМАЗОНКИ. НОЧЬ.

Сеанс аяваски. Идет сильный дождь. Несколько человек разных возрастов и полов в дождевиках сидят под навесом по периметру. У каждого между ног пластиковое ведро.Человек в шаманской одежде раздает каждому миску с вязкой жидкостью. Все выпивают, видно только капюшоны дождевиков и руки с мисками. Сидят и ждут. Смотрят в одну точку.

(прошло полчаса)

Люди синхронно блюют, со звуком. Между ними ходит человек с кувшином воды. Наливает каждому в миску и жестом показывает пить. У людей галлюцинации - они странно реагируют на него, отклоняются от него, но берут воду, пьют и снова блюют. Дождь закончился, на небе много звезд. Звездопад, все как будто преувеличено объемное, с сильным мерцанием, наркотическое действие.


Никита сидит тут же, опершись на столб головой. Берет протянутую ему воду, жадно пьет и тоже начинает неистово блевать, глядя на дно ведра. Не может оторваться, кричит нутром, не отводит глаз, как завороженный, потому что видит на дне что-то. Выглядит одержимым и повторяет:

Еще! Еще! Еще!


ИНТ. КОМНАТА. РАННЕЕ УТРО.

Никита лежит на кровати в бамбуковой хижине, ворочается. Не может уснуть. Садится на кровать, снова ложится. Делает все, чтобы заснуть. В результате заправляет кровать, ложится на спину, поверх одеяла. Смотрит в потолок и ведет диалог с самим собой вслух.

НИКИТА
Вон ведь как получается - смысл бытия можно искать всю жизнь. И каждый раз он будет ускользать от тебя, как будто разыгрывая. Обводя вокруг пальца, подкинув ложных целей, заманив чужими маяками, окружив тщетной суетой. Покой заберет, ума лишит. Как мотылек будешь биться внутри абажура, а в один миг раз и сгоришь в секунду. Наконец-то станешь легким и полетишь с повинной вверх - тебя ничего не тянет уже к земле, ты суть дыхание ветра. Легкий - потому и летишь вверх, попадая в воздушные потоки, танцуя в них. Самозабвенно... А всего лишь надо было принять это главное свойство в самом начале пути, не доказывая, не идя напролом, не сбивая полотно судьбы. Смиренно, смиренно, смиренно.

Никита лежит и смотрит в потолок на лампочку вокруг которой вьется мотылек. По его щекам текут слезы.


НАТ. ДОРОГА. ДЕНЬ

На обочине стоит человек и голосует рукой с большим пальцем вверх. Небрежная одежда, всклокоченные волосы, борода. И вместо одной ноги - металлический протез. Человек похож на пирата. Мимо пролетают машины, никто не подбирает автостопщика.


ИНТ. КАБИНА ФУРГОНА. ДЕНЬ

Никита едет в фургоне-мобильном доме. Звучит приятная музычка фоном.
Видит на обочине человека с протезом вместо ноги, нажимает на педаль тормоза, поворачивает руль вправо, нажимает на кнопку аварийной остановки. Машина прижимается к обочине, тормозит.

Никита видит в боковое зеркало как автостопщик поднимает свой рюкзак и начинает ковылять к кабине.

Никита глушит мотор и выпрыгивает из кабины к автостопщику. Дожидается пока тот дойдет до начала трака.


НАТ.ДОРОГА.ДЕНЬ

НИКИТА
Ты почему здесь?

ПИРАТ
Мне некуда идти, поэтому еду туда, куда везут.Путешествую как будто.

НИКИТА
А живешь как? Вернее, на что?

ПИРАТ
Ну я бродяга, мою машины на заправках, делаю всякую мелкую работу, что попросят. Так, от точки до точки и передвигаюсь.

НИКИТА
Так ты странник!

ПИРАТ
 Получается так. Мир смотрю, с людьми знакомлюсь, дело полезное делаю.

НИКИТА
Еще и философ, как я погляжу.

ПИРАТ
Типа того. Песчинка, которую несет к океану.

НИКИТА
Точно мыслитель! А хочешь быть в моей труппе?

ПИРАТ
Это как?

НИКИТА
Играть в спектаклях будешь. Меня Мольер зовут, я набираю актеров в свой бродячий театр. Сцены пока нет, но и труппы тоже.
(ДАЛЬШЕ)

НИКИТА (ПРОД.)
Ты будешь первый мой пират, а вдвоем мы уже можем театр на колесах сделать. Сцену на крыше фургона построим, будем по миру колесить, пользу приносить. Ну то же самое, что ты сейчас делаешь, только дом всегда рядом и легкость бытия.

ПИРАТ
Да ладно, я тебе не верю.

НИКИТА
(Улыбается)
Это даже лучше, я привык. Главное верь себе и все будет как надо.

ПИРАТ
Я, кстати, Боб, но ты можешь называть меня Пират. А есть какие-то правила в твоей богодельне?

НИКИТА
(Показывает татуировку на внутренней стороне руки, мы не видим что именно там написано)
Только это.

ПИРАТ
По рукам, погнали!

Жмут друг другу руки и залазят в кабину с разных сторон.


ИНТ.КАБИНА ФУРГОНА. ВЕЧЕР
НИКИТА, ПИРАТ НА ПЕРЕДНИХ СИДЕНИЯХ, 2 ДЕВУШКИ-БЛИЗНИЦА, СТАРИК-ЕВРЕЙ, ПОДРОСТОК-АФРОАМЕРИКАНЕЦ, ЖЕНЩИНА С ПРИЯТНЫМ ЛИЦОМ НА ЗАДНЕМ СИДЕНИИ, КОТОРОЕ РАЗЛОЖЕНО КАК КРОВАТЬ.

НИКИТА
(за рулем, говорит и смотрит в зеркало дальнего вида - где отражаются все)
Нас уже семеро, предлагаю в следующем городе остановиться на неделю и преступить к репетициям.

ПИРАТ
А как же сцена? Ее за неделю не закончим.

НИКИТА
Место - это вторично, главное  нам есть что сказать. Средства для этого найдутся.

ПИРАТ
Надо чтобы все по правилам было, мы же не какая-то там дворовая самодеятельность!

ПОДРОСТОК
Согласен с Пиратом, нам надо закончить сцену и раскрасить наш фургон, чтобы все знали, что на них снизошло чудо и их город избранный. Ведь именно к ним приехал первый в мире бродячий театр.

СТАРИК-ЕВРЕЙ
Сам ты снизошло! Чудо в перьях!

НИКИТА
Тщеславные черти, ваша взяла. Девчонки - тогда можем не ускоряться с костюмами и прочие украшательства доделываем в спокойном режиме, пока мы с мужиками мастерим наш погост. Ну и каждый вечер - стандартно - репетиция, сразу после ужина, чтобы не на голодный желудок искусство в массы нести.

Все хохочут воодушевленно, Никита хлопает по плечу Пирата, на заднем сидении обнимаются.


НАТ.ПОЛЯНА ЗА ГОРОДОМ У РЕКИ.ДЕНЬ

НАРЕЗКА

Репетиция спектакля с дуэлью - мужчины строят сцену из досок - все сидят с тарелками и едят возле фургона кто где - женщины шьют костюмы - купаются в реке - раскрашивают фургон баллончиками - стирают вещи в тазиках - сидят у костра.

Женщина с приятным лицом рисует афишу, выводит на рулоне обоев с обратной стороны надпись:

Впервые в вашем городе: Бродячий театр Мольера представляет премьеру спектакля "Дуэль". Только один спектакль, не пропустите!

НИКИТА
(проходя мимо)
Очень хорошо! Только не забудь добавить, что вход свободный.

Небо темнеет, на нем начинают сгущаться тучи. Природа перед грозой.



ИНТ.ВНУТРИ ФУРГОНА - МОБИЛЬНОГО ДОМА. РАННИЙ ВЕЧЕР

Пространство фургона оформлено как комната, где лежит реквизит, висят костюмы. В центре - лестница, которая убирается в люк на крыше. Пират нервно ходит из угла в угол, поправляет сюртук, волосы.

ПИРАТ
(тихо и спешно, себе под нос)
Время не ждет, господа, время не ждет.

Теребит карман, достает оттуда револьвер. Смотрит на него. Раздается стук сверху, предупреждая о скором выходе на финальную сцену. Пират спешно засовывает патрон в барабан и взводит его.

НИКИТА
(кричит, слышен только звук голоса)
Теперь ты веришь мне?


НАТ.СЦЕНА.ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР

Люк фургона открывается, на сцену поднимается Пират. Пират достает пистолет, медленно поднимает руку и направляет ее на Никиту. Никита и Пират в упор смотрят друг на друга. Пауза затягивается.

Застывшие в ожидании лица зрителей. Женщина закрывает ребенку глаза. У мужчин сведенные скулы. Старушка прикрывает рот, готовая зарыдать.

Звук выстрела. Никита падает, по его жилету расплывается алое пятно крови.


ИНТ.КОМНАТА С ТЕЛЕВИЗОРОМ. ВЕЧЕР.


Женщина кормит ребенка 5 лет кашей с ложки и смотрит новости. Вдруг видит фотографию своего мужа Никиты на экране, спешно вытирает руки о фартук, делает звук громче, замирает перед телевизором.

Диктор:

Российский режиссер Никита Емельянов по кличке Мольер, организовавший мобильный театр из бродяг, удостоенный множества театральных наград, чьи пьесы были переведены на все мировые языки, был застрелен актером своего театра во время премьерного спектакля. Следствие выясняет причины произошедшего...

Ребенок ковыряет ложкой кашу, не обращая внимания на телевизор.
В телевизоре портрет Никиты сменяется фотографией из дела с места преступления, на ней изображен труп Никиты с блаженной улыбкой на лице.


НАТ. КЛАДБИЩЕ.УТРО


Пара старичков - родители Никиты стоят перед крестом, на котором висит табличка с эпиграфом:

Никита - Мольер - Емельянов.
1975 - 2020

"Впрочем, не как я желаю, но как ты хочешь для меня"

Евангелие от Матфея 26:39


Рецензии