15. Гуманизм философской педагогической мысли

   Творческим продуктом человеческого духа является и педагогическая мысль, представляющая собой сочетание мыслей античной философии и христианства, дополняющего идею античного гуманизма философией, которая зиждется на триедином понимании Бога, вере, надежде и любви.

   Гуманизм в дальнейшем был развит вольномыслием эпохи Возрождения, противопоставившим схоластике и духовному господству церкви, извечные человеческие ценности. Приложил усилия к изменению прежних взглядов на образование и реформатор церкви М.Лютер, который считал, что каждый человек имеет право общаться с Богом, а грамотный человек может читать Библию и заботиться о спасении собственной души без посредства священника, отсюда вытекает необходимость образования.

   То есть, из века в век гуманизм признает ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Значит, «под гуманизмом можно понимать теорию, которая рассматривает человека как цель и высшую ценность» (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм).
 
   Если Н.Макиавелли, допускал любые средства во имя упрочения государства вплоть до политики, пренебрегающей нормами морали, то категорический императив философа И.Канта (1724-1804), вводит безусловное формальное правило поведения всех людей и требует поступать в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться к человеку как к цели, а не как к средству.
 
   Таким образом, из безропотного и верующего человека, любящего Бога благодаря философии материализма и сопутствующему неприятию Бога вырос человек, тяготеющий к индивидуализму, к суверенитету народа и критически относящийся к государству, более доверяющий теории общественного договора. Таким образом, проявил себя закон единства и борьбы двух противоположностей, материализма и идеализма в филогенезе.

   Сенсуализм, как направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания дополнил Лютера. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» — разделяют П.Гассенди, Т.Гоббс, Дж.Локк, К.Гельвеций, Д.Дидро, П.Гольбах, а также Дж.Беркли и Д.Юм и мы.

   Многие из современников философов в философии довольствуются тем, что высказываются за одну из существующих систем. Так в сочинениях Цицерона заключена философия здравого смысла. В этом состоит и наш выбор.
Здравый смысл подсказывает нам, и мы находим ему подтверждение, что ждет нас путь вслепую, если мы не обратим внимание на важность холистического подхода к управлению школой.

Холистический подход к управлению образованием

   Первым Рубиконом на пути школы в третье тысячелетие стало практическое отсутствие философии образования и воспитания.

   Справедливости ради заметим, что педагогическое мышление с античных времен вообще не выходило за рамки философии и религиозного мышления. Зачем же мы призываем вырвавшуюся на свободу и достаточно зрелую науку педагогику вернуться в лоно матери своей философии?

   Наиболее лаконичный и точный ответ получаем если обратим внимание на предложенный Э.Сиръялайненом (Eija Syrjalainen, 1996) холистический подход, который предостерегает от возможных ошибок в управлении и отводит серьезную роль философии школы в управлении.

   Сущность холистического подхода заключается в том, что мир рассматривается как целое, то есть то, что не делится на части. Следовательно, образованию надлежит строить обучение в соответствии с законами природы, где все взаимосвязано и изменчиво. Но прежнее образование немало «постаралось» разорвать связь между головой и сердцем. В итоге в современной культуре отсутствуют общие, разделяемые всеми ценности.

   «Многие люди, достигшие материального благосостояния, не чувствуют полноты существования. Им все равно чего-то не хватает. И это «что-то» за неимением лучшего определения мы называем духовностью… Наше образование так же разорвано, как наша жизнь. Мы разделили знания на предметы, темы и уроки. Ученики часто не видят связи между ними, а также между школой и жизнью (Джон Миллер, «Холистическое образование»).

   Впрочем, с учетом того, что отсутствуют целостные системы философии образования и воспитания, разработка философии конкретной школы ложится на плечи рабочих групп и директора.


Рецензии
Вы, Улас, перешли на публикацию научных статей гуманитарного толка. Длинных статей. А для кого? Вас там нет, в этих статьях. Публикация собственной прозы подразумевает несколько другое.. На мой взгляд. Напишите рассказ или повесть, где ВЫ есть. У Вас это плучалось раньше. У Вас лёгкое перо. Извините за.

Александра Китаева   13.06.2020 13:59     Заявить о нарушении
Уважаемая Александра, я с Вами согласен в том, что написано вхолостую, читатель вряд ли найдётся. Но так уж вышло, что мне приходилось писать и такое. Это, действительно, фрагменты научной работы. Причём одной из последних по управлению образованием на русском языке в Латвии. Ситуация Вам, разумеется, известна, русских школ в Латвии больше нет. Работа пылится где-то на полках в ЛГУ. Я долго сомневался, прежде чем начать её публиковать здесь, но дело в том, что я хочу медленно подобраться к обобщению своего педагогического опыта. Пусть я и не Макаренко, но как-никак работал директором школы на протяжении почти 30 лет.

Владимир Улас   13.06.2020 15:07   Заявить о нарушении