Бог

Существует ли Бог? Прежде чем искать ответ на этот вопрос, неплохо бы сформулировать определение понятия Бога, без которого дискуссии да эту тему будут попросту беспредметны. Но кто и на каких основаниях будет давать Богу определение? Все мы люди, всем нам свойственно заблуждаться и по здравому размышлению Бог не обязан соответствовать тем определениям, которые мы Ему даем. А ежели дефиницию (определение) понятия Бога даст нам Сам Бог? Предположим, даст. Но откуда нам знать, что автор этого определения действительно является Богом? На том-де основании, что он соответствует своему же собственному определению Бога? Так любой сумасшедший бакалавр философии способен дать определение Бога, которому сам же будет и соответствовать.
Вот Ансельм Кентерберийский определял Бога как абсолютное и максимально полное совершенство, которое немыслимо без своего реального существования (так как реальность есть один из признаков совершенства). Исходя из этого Ансельм доказал, что Бог существует просто по определению. Но, по мнению атеистов, определение это внутренне противоречиво, ибо реальное существование в принципе несовместимо со всеми прочими признаками Бога, как высочайшего совершенства (по крайней мере – в их совокупности). Таким образом, доказательство Ансельма основано на предположительно внутренне противоречивом определении и посему довольно сомнительно.

Помимо этого, понятие абсолютного совершенства включает в себя понятие всемогущества и потому порождает так называемый софизм о неподъемном камне: если Бог всемогущ, Он может создать настолько тяжелый камень, который Сам же не сможет потом поднять, следовательно, Бог и не всемогущ в силу принципиальной возможности существования неподъемного даже для Него Самого предмета. Иными словами, Всемогущий может даже то, что выходит за рамки какой-либо логики. А потому логические доказательства существования Всемогущего весьма и весьма сомнительны (впрочем, как и доказательства Его небытия).

Наконец, понятие абсолютного совершенства включает в себя не только такой признак как безграничное могущество, но и столь же безграничное милосердие. Отсюда проистекает известная еще с Античности (точней – с Эпикура) проблема теодицеи: как объяснить противоречие между существованием Всемогущего и Всеблагого Создателя (с одной стороны) и несовершенством полного боли и страдания мира (с другой)? Гениальную попытку разрешения этого противоречия предпринял богослов Ориген. По его мнению, беспредельное милосердие Бога распространяется не только на всех людей и животных, но даже и на демонов, включая самого Сатану. Следовательно, все мы, включая даже и Князя Тьмы, в конечном итоге спасемся и будем вечно блаженствовать в Раю. А раз адские муки (именно по этой причине) не будут вечными, сам Ад правильнее называть Чистилищем (есть такое понятие у католиков). Гениальны эти рассуждения именно потому, что прекрасно разрешили бы проблему теодицеи: вечное райское блаженство делает не важными наши временные страдания в земной жизни и даже в Аду (или таки в Чистилище?), как нобелевская премия, присужденная какому-либо мыслителю, делает не важным отсутствие у него университетского диплома и школьного аттестата.

К несчастью, Вселенские соборы, в решениях которых грешно сомневаться с точки зрения христианства, осудили это учение Оригена как ересь. Остается только предполагать, что Господь либо и впрямь не является одновременно всемогущим и милосердным, либо считает вечные адские мучения для не раскаявшихся при жизни грешников милосердными. Конечно, такая позиция Вседержителя едва ли соответствует нашей, человеческой этике – ну так Он и не связан нашими моральными нормами! Ведь кто мы такие, чтобы судить о нравственном облике своего Создателя?
Однако, если наша мораль Всевышнему не указ, так Он и солгать нам может (кто Ему сие запретит?). Исходя из этого, можно предположить, что Бог действительно лжет, осуждая Оригеново учение через решения Вселенских соборов, это ведь единственный способ решить проблему теодицеи («вечный вопрос»!), не выходя даже за рамки христианства! Ложь ведь редко, но бывает и во спасение, разве не так?


Рецензии
Истина в том, что невозможно доказать отсутствие чего-либо.
Значит, атеисты пролетают, утверждая, что бога нет.

Истина в том, что присутствие не требует доказательства. Тут пролетают верующие, которые пытаются доказать, что бог есть.

Определения понятия бога дать никто не может. Это естественно, поскольку определение - назначение пределов, границ реальных систем (вплоть до мозговой активности), понятия - это набор букв, которыми договорено называть ту или иную систему, чтобы другие понимали, о чём речь.

Но когда речь идёт о неопределённом боге (типа понятие есть, а бога нет, не определён, не назначены ему пределы, чтоб его увидеть), а неопределён оон потому, что ему заранее назначили безграничность - тогда очевидно, что бог никак не влияет на жизнь как людскую, так и прочие движения в мире, поскольку он не находится в мире, не имеет ни размеров, ни материальных проявлений, которые могут на нас повлиять.

Но ему даже предписывают свойства личности человеческой, вот маразм. Но это не от глупости тех, кто верит в бога (кого уже пасут пастыри и любые священнослужители)... Ничего в людском мире не происходит без желания получить выгоду. Церкви строят, батюшкам мерседесы продают, когда люди одурманены и ослеплены. Большевики поначалу сдуру хотели расправиться с церковью, но быстро сообразили, что потеряют огромную часть контроля над огромной массой верующих...

вот остапа понесло...

Ну карочи бог - это вымышленный персонаж и для счастливой полноценной жизни такое гавно вредно.

Спаситель   14.06.2020 02:54     Заявить о нарушении
да тут почти трактат у меня получился, а не рецензия... может и мне про бога статейку черкануть)))

Спаситель   14.06.2020 03:01   Заявить о нарушении
СпасиБо Вам за столь подробный отклик на мои скромные размышлизмы!
Относительно невозможности доказательсва небытия чего-либо - так тогда невозможно доказать небытие какого-нибудь богоравного демона или успешного богоборца (и тут уже опять пролетают верующие). А что до личных качеств Создателя и Вседержителя - так на каком основании верующие в него сектанты и язычники приписывают Ему свою же собственную жестокость и дикость?
Бог как Личность конечно вымышленный персонаж, но о том насколько вредна или полезна эта выдумка человечеству - можно спорить. Ричард Докинз с Вами по этому вопросу вполне согласен, но вот я сомневаюсь.....

Еще раз благодарю!

Владислав Антипов   15.06.2020 15:44   Заявить о нарушении
А я рад Вашему ответу, хоть половину и не понял... насчёт богоравных демонов... но не нужно возвращаться к ним, а то забыл главное, что сейчас хотел сказать.... вспоминаю, вспоминаю.. нить потерял. ща перечитаю ответ и отпишусь

Спаситель   15.06.2020 22:13   Заявить о нарушении
блин.. как такое можно было забыть... всё из-за твоих демонов. опять они нападают, хрен с ними, вот что главное:

сомневаешься ты, да? неуверен значит, маловато знаний...

тогда поздравляю! молодцом!

Сомнение - первый шаг к Истине" ((с) Я)

Спаситель   15.06.2020 22:16   Заявить о нарушении