Бог Велес-Волосъ или Святой Власий
* http://proza.ru/2021/09/21/231
________________________________
Бог Велес-Волосъ или Святой Власий
________________________________
Языческий бог Велес упоминается летописях и как Волос. Видимо, именно благодаря созвучию имен с принятием христианства функции Велеса взял на себя православный святой Власий. Как известно, в древности Велес слыл покровителем домашних животных, то есть скота. После крещения Руси за здоровье скотины верующие стали молиться святому Власию. Ведь, согласно житию, Власий обладал способностью исцелять животных от всяческих недугов. К тому же этого святого почитают в тот же день, в который когда-то почитали и Велеса – 11 февраля
(Волос, Господь, Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Wodan/Odin (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekri (фин.), Zempat (прусс.), Вала (инд.), Лельвани (хет.), Тир (арм.), Юл (балт.), Воху Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Ноднс (брит.), ;iva/Шива (инд.), (E;;;;/Гермес (греч.), Mercurius (лат.), Веральден-омай (саам.))
— Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Мокоши.
Треба: коровье масло, колач, свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, овёс, мёд, щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, куря-тина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник сушёный, «воложное масло».
Дни: 1 стж, 6 стж; 6 лтн-18 лтн (Велесовы святки); 12 лтн; 24 брз; 12 квт; 21 квт-24 квт; 30 квт/1 трв; 9 трв; 9 лпн; 17 лпн; 3 срп; 9 срп; 18 срп; 20 срп; 3 врс; 24 жлт; 4 лст; 10 грд; 5/6 свт.
Вестник: ворон, числа 6, 12.
Из выжимки статьи с Википедии я постараюсь сделать собственные выводы и добавить то что я думаю о данном боге...
Велес-Волосъ (Велес, др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии, второй по значимости после Перуна.
Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, Змей — антагонист Громовержца Перуна.
Л. Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, М. Фасмер и Л. С. Клейн отделяют Велеса от Волоса. По мнению Г. Ловмянского, «Велес, скорее всего, был русским демоном, не имеющим ничего общего, кроме некой схожести в имени, со скотьим богом Волосом». Этимология имени Велес точно не выяснена. М. Фасмер предполагал связь Велес с велий (великий) по той же модели, что белёсый ; белый. Ю. В. Подлипчук считает, что бога Велеса, в отличие от Волоса, вовсе не существовало, поскольку немногочисленные примеры употребления этого слова в древнерусских источниках гораздо лучше могут быть поняты исходя из семантики слова «великий». Так, например, Боян «Слова о полку Игореве», названный в нём «Велесовъ внуче», осмысляется не как внук некоего Велеса, а как «богатырей внук». Б. А. Успенский, хотя и употребляет иногда в своей книге, написание «Волос ~ Велес» как дань авторитету В. В. Иванова и В. Н. Топорова, всё же придерживается написания «Волос».
*** Функция божества ***
Культ Велеса, наряду с культом Перуна, считается частью исследователей древнейшим общеславянским; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне. Согласно «теории основного мифа», имеются элементы системного противопоставления двух главных богов. Так, в договоре Руси с Византией 907 года Волос соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В иных источниках они также перечисляются в паре:
иже мол;ть подъ ;виномъ. и ;гневи. и виламъ и мокоши (симу. (і) руглу и перуну и волосу скотью б;у. (і) роду и рожаницамъ (=—;) и вс;мх т;мъ иже суть имъ (=т;мъ) подобии се же оучение намъ вписас; конець в;къ
— Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере
Впервых постави начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком по подобию человеческу… Вторый идол бысть Волос, бог скотов. Третий Позвизд: инии же прозваша его Похвистч неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия. Четвёртый идол Ладо; сею имеяху бога веселия и всякаго благополучия… Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху…
— Выдержки из Киевского Синопсиса, О идол;хъ Владимировыхъ
В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком»:
Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче
— «Слово о полку Игореве»
Этот эпитет может говорить о функции Велеса как бога мудрости и поэзии.
В крестьянской культуре восточных славян «скотьим богом» называли также медвежью лапу, которую вешали в хлеву как амулет, оберегающий домашний скот.
Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».
*** Идолы и капища Велеса ***
В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 году пантеона), а идол Велеса находился в Киеве «под горой», вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города, то есть в торгово-ремесленной части Киева у пристани на реке Почайне. В «Житии Владимира» говорится, что этот идол был свержен во время крещения Руси в 988 году: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи».
Среди шести богов киевского княжеского пантеона Велеса не было. Похожая картина с «верхом» и «низом» имеется в Македонии, где есть город Велес[источник не указан 360 дней], расположенный под холмом Ильи-пророка (перенявшего у Перуна функции громовержца), и в Хорватии, где есть посёлок Волоско под горой Перун[источник не указан 360 дней]. Это находило отражение и в социальном плане их культа: Велес считался богом «всей Руси», а Перун — преимущественно богом княжеской дружины.
Согласно житию Авраамия Ростовского (XV век), Чудской (мерянский) конец Ростова в XI веке поклонялся каменному идолу Велеса.
Город Ярославль по позднему преданию (впервые записанному в 1781 году) был основан в 1010 году на месте капища Волоса, в котором волхвы содержали священного медведя. «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури». Князь Ярослав Мудрый, правивший в Ростове, убил медведя и разогнал волхвов.
Согласно поздней литературной легенде, идолу Велеса поклонялось племя ильменских словен. В составленном в XVII веке рассказе о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца».
В Великом Новгороде есть Церковь Власия на Волосовой улице. Существует мнение, что на этом месте было капище Волоса. Согласно другой версии, улица названа по церкви св. Власия, поскольку Волос — это народная восточнославянская форма имени Власий. Возможно также, что оно располагалось на Перыни (юго-западное из трёх капищ), где позже была построена церковь, как полагает Б. А. Рыбаков, в честь св. Николая.
Согласно позднейшей топонимической легенде, от имени Волоса происходит название города Волосово, что нашло своё отражение в официальном гербе города.
*** Параллели в сравнительной мифологии ***
По мнению В. Н. Топорова и Вяч. Вс. Иванова, с именем Велеса у славян связывалось звёздное скопление Плеяд (др.-рус. Волосыни, болг. Власците, серб. Влашићи). Согласно современной точке зрения, славянские названия Плеяд мотивированы их ассоциацией с волосами (формой причёски замужних женщин).
В костромских и соседних русских говорах встречается слово Ёлс — «леший, чёрт», которое исследователи связывают с именем Велеса. Впервые это мнение высказал Д. К. Зеленин, позже его поддержали другие исследователи.
В. Н. Топоров на основе македонских и сербо-хорватских сказаний о виле Веле (*Vela) реконструировал женский персонаж основного мифа, вероятно имевший родство и/или свадебный мотив с Велесом или Влашичами-Плеядами (*Velsyni/*Volsyni). Возможно Велес боролся с Перуном за женитьбу на богине Мокоши. Велес связывается со Змеем, водой, «сырыми» деревьями (ольха, ель и др.), подобно балт. Велнясу.
Имя Велеса часто сравнивают с балтийским именем бога загробного мира Велсом, и родственным ему вяльнясом (чёртом), — покровителем скота (в основном лошадей и рогатого скота, включая коз) и игры на дудке. Это роднит его с греческим Паном, римским Фавном, индийским Пушаном.
В ведийской мифологии с Велесом сближают противников Индры Вритру и Валу, пожирающего скот. Согласно В. В. Иванову и В. Н. Топорову, в реконструируемом «основном мифе» Велес был противником Перуна-громовержца, похищающим его стада;.
*** Реликты культа Велеса в христианскую эпоху ***
Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт», чеш. Veles — «злой дух, демон» (XVI—XVII века).
По мнению Б. А. Успенского, часть функций Велеса взял на себя Николай Чудотворец, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного и морского миров.
В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, слился с христианским святым Власием, покровителем скота. Дохристианское имя Волосъ, тождественное имени языческого бога, со временем было переосмыслено как полногласный вариант христианского имени Власъ. По мнению Г. Ловмянского, наоборот, сам Велес представляет собой мифологизированный образ святого Власия, заимствованный восточными славянами-язычниками из христианской Болгарии. Уже в третьей четверти XI века в берестяной грамоте (№ 914) церковного содержания в перечне святых фигурирует Волос. Во вкладной грамоте Варлаама Хутынского (конец XII—начало XIII века) фигурирует человек по имени Волос. Также фигурирует имя Волос (от имени Власий) в берестяных грамотах № 604 (1160—1180) и № 1094 (конец XIV века — начало XV века).
Считается, что остатки культа Велеса в синкретичном виде с культом святого Власия сохранились на Русском Севере в крестьянской скотоводческой культуре. Его культ иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных. Медвежий культ существовал у днепровских балтов железного века, в том числе в юхновской культуре.
*** Велес в неоязычестве ***
В современном славянском неоязычестве — родноверии Велес иногда трактуется как бог мудрости. Велес ассоциируется с германским Вотаном. В XX веке среди неоязычников известность получила так называемая Велесова книга («Влесова»). Образ Велеса является вторым по популярности (после образа Перуна) среди современных художников неоязыческой направленности.
*** ВЫВОДЫ ***
Я считаю следующее:
* образ Велеса собирательный.
* Велес в прошлом это не имя бога а приставка перед словом бог. Означает великий. Например Велес Перун, Велес Волос и т.д. Но так как богов Нави называть по имени опасно то бога Волоса звали просто Велес... И в последующем стали звать Велес только бога Волоса.
* так как все боги состоят из эгрегоров силы то составляющими частями эгрегора бога Волоса являются Святой Власий, имя Василий и поклонение императорам Византии из потомков Василия Волоса Миравинга, греческий Пан, римский Фавн, индийский Пушан, ведийской мифологии Вритра и Валу, Николай Чудотворец, Чёрт, имя Власий и само слово власть.
* Бог Велес возродился в неоязычестве и обрёл имя Велес впитав в себя эгрегоры силы всех предыдущих с ним ассоциаций.
* Василевсы являются потомками жреца Нави Волоса Великого.
* Так как у славян все боги при первой жизни были людьми и лишь благодаря своей жизни и поступкам возвеличившись становились богами, то видимо этот человек был очень мудрым и почитаемым при жизни. От него же произошла хазарская династическая ветвь русских князей. Если говорить о Рюриковичах то их род по мужской линии оборвался на Князе Когане коэне Владимире что якобы крестил Русь. Коэны поклонялись лунному культу что сейчас называют Иудаизмом. От иудаизма произошли христианство и мусульманство. Бог Велес стоял у истоков этих религий. Я не удивлюсь что одним из имён этого бога является Яхве.
* По причине того что эгрегоры погибают без энергетической подпитки они стремятся быть актуальными в каждое время и плодят из себя свои противоположности для раскачивания маятников силы. Таким образом появились все боги. Боги рождаются из различных мыслеобразов и представлений о них и впитывая энергию адептов перерождаются в новые разумные энергетические сущности духовных проводников.
* Будущее бога Велеса в результате перерождения занять своё место в едином пантеоне богов земли. С приходом новой религии перестанет существовать граница между навью и правью для предпочтения в почитании. Люди поймут что всё взаимосвязано и вытекает друг из друга.
БОГ ВЕЛЕС — Бог-Покровитель скотоводов и животноводов, а также Родовой Покровитель западных славян — Скоттов (шотландцев), поэтому и говорили они всем из покон веков, что «Велесъ скотiй Богъ». Переселившись на британские острова, древние Роды Славян-Скоттов назвали все обжитые провинции — Землей Скоттов — Scotland (Шотландией), а в честь своего Родового Бога-Покровителя Велеса они назвали земли с лучшими пасбищами его именем — Wales (Уэльс, т.е. Велес).
Так как Велес является Богом-Покровителем и Управителем Небесного Чертога Волка во Сварожьем Круге, который расположен рядом с Небесным Рубежом, разделяющим Миры Света и Тьмы, Вышние Боги доверили Велесу быть верховным Хранителем Небесных Врат Междумирья. Эти Небесные Врата находятся на Золотом Пути Духовного Развития, который ведет в Небесный Асгард, а также в Небесный Вырий и в Светлые Чертоги Волхаллы.
Бог Велес всегда олицетворяет всестороннюю заботливость, кропотливое созидательное трудолюбие, честность и решительность, стойкость, постоянство и хозяйскую мудрость, способность отвечать за все свои деяния, сказанные слова и совершенные поступки.
Бог Велес, охраняя Небесные Врата Междумирья, пропускает во Сваргу Пречистую Души только тех усопших, кто не щадил своей жизни во защиту Родов своих, во защиту земель Отцов и Дедов, во защиту древней Веры; которые усердно и созидательно трудились для процветания своих Родов и которые от чистого сердца выполнялии Два Великих Принципа: Свято чтить Богов и Предков своих, и живших по Совести в гармонии с Матерью-Природой.
Гимн-Правьславление:
Велесе Бозе-Покровитель! Сварга Двара охранитель! И прославляем Тя, все-Родно, ибо Ты, заступа и опора наша! И не остави нас Без призора, и огради от мора стада тучны наша, и наполни добром житницы наша. Да буди ми со Тобою во едине, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!
Свидетельство о публикации №220061200441