Явный и другие скрытые слои при кодировании

    Явный и другие скрытые слои в нашей жизни и художественных произведениях
    Мои когда-то рассуждения на эту тему Девять мистерий.
                http://old.msun.ru/Vector/www/Bolotov/9_mister.htm
    И вот возврат на круга свои см. вставку кодовые преобразования "Россия - Победа"- дай бы Бог в нынешней ситуации это выполнилось.
    Художественное произведение должно иметь три слоя: явный, метафорический и суггестивный. Первые два слоя понятны, третий слой – это то, что действует на читателя помимо его воли, сейчас его называют 25-й кадр. Самый простой путь к третьему слою, это безоговорочная вера. Верующий, читая Библию, сразу выходит на девятое чувство – Божественное наслаждение. Молитвы, ритуалы, медитации, инициации и прочие мистические действия – тоже дорога к божественным откровениям. Путь к просветлению, пониманию Библии – откажись от всего материального, скинь эту обузу, и будешь с Богом. Через отшельничество, медитации можно стать святым, лечить безнадежно больных, делать чудеса. В Библии есть все три слоя, и все три слоя служат одной цели – любви к Богу.
Это понятно. Вопрос в другом. Как приблизить к этому простой рассказ? В теории суггестии сказано: «Художественное наслаждение от литературного произведения достигается не благодаря образам, создаваемым посредством прямых значений слов, а теми ассоциациями и представлениями, которые этими образами вызываются». Таким образом, вводи больше метафор, сравнений, смелее ври, используй иносказание, ругайся к месту и не к месту – будет живая речь и живое повествование.
«Литературное произведение должно заключать в себе один из трех типов скрытого смысла: 1 – иметь простую мысль; 2 – вызывать представление о чем-то еще; 3 – внушать то или иное поэтическое настроение.
Различают девять поэтических настроений: 1 – эротика, любовь; 2 – смех, ирония; 3 – сострадание; 4 – гнев, ярость; 5 – мужество; 6 – страх; 7 – отвращение; 8 – изумление; откровение. 9 – спокойствие, ведущее к отречению от мира».
Как это отразить в сюжетах о Курагинской жизни?  Эротики, любви, смеха, иронии, гнева, ярости – этих страстей хоть отбавляй. Каждая семейная ячейка, личность живут в кругу страстей. Сострадание? Чего нет, того нет. Мужество – не приветствуется. Страх – есть, и много. Страх за жизнь, страх перед завтрашним днем. Испытать страх – можно провести ночь одному на вершине горы, в лесу. Отвращение – это что-то сродни черным стишкам: в начале вроде бы ничего, а потом отвращение. Такое же чувство испытываешь после прочтения романа «Конец пути» Джона Барта. Спокойствие, ведущее к отречению от мира? У нас с Виктором Жибиновым в Курагино есть знакомый из Барнаула, который много лет подряд свой отпуск проводит на Базыбайском пороге. Ставит незатейливый балаган у водопада, немного пропитания – и полный уход от житейских проблем. Это, как он говорит, открывает ему канал связи с Космосом и Богом, и он в полном блаженстве. Что его подвигло на это? Что он испытал первый раз, находясь там? Известно, что таким образом он вылечился от тяжелой болезни – рака.
Теория поэтической суггестии для передачи поэтических чувств рекомендует некоторые приемы. Сэлинджер, используя их, а также элементы мистики, религиозно-философскую символику, индуистские криптограммы, сумел закодировать свои произведения на получение читателем того или иного настроения. Так, критической литературы, исследовательских работ, диссертаций написано о его произведениях в десятки, сотни раз больше, чем число самих произведений.
В названиях его новелл есть уже подтекст – указ на то или иное чувство. Вот перечень названий новелл в его книге «Девять рассказов». Число девять – уже несет символ.
1. Эротика, любовь – «Отличный день для банановой сельди».
2. Смех, ирония – «Дядюшка Виггили в Коннектикуте».
3. Сострадание – «Перед самой войной с эскимосами».
4. Гнев, ярость – «Человек, Который Смеялся».
5. Мужество – «В ялике».
6. Страх – «Посвящается Эсме, с любовью и сердоболием».
7. Отвращение – «И эти губы, и глаза зеленые».
8. Изумление, откровение – «Голубой период де Домьо-Смита».
9. Спокойствие, ведущее к отречению от мира – «Тедди».
Читателю не надо разгадывать в них ребус, чувства сами не заметно обволакивают его. Сэлинджер использует символы Востока. Всякое желание человека, в том числе и любовное, на Востоке расценивается как путь, ведущий к несчастью и злу. Есть шесть видов «нечистых» страстей: 1) любовь, 2) ненависть, 3) гордыня, 4) невежество, 5) ложные взгляды, 6) сомнения.
В нашей сегодняшней и прошлой жизни предостаточно своих символов и аллегорий.
     Другое дело – использование формальных приемов. Например, иронию можно выразить с помощью парных строф, по-разному интерпретирующих одну и ту же тему: явно мы хвалим, а в подтексте ругаем. Также требуется, чтобы скрытый смысл произведения воспринимался подобно тому, как после удара колокола слышится гудение. Многие чувства читатель, получает через действия героев – парадоксальных, ирреальных. Чувство сострадания выражается тем, что кто-то приютил бродягу, а тот его обокрал. Ярость можно передать через усложнение композиции, применение устрашающего стиля: кровь льется рекою, обагряя руки героев, на врага обрушиваются страшные удары палицы, доминирование красного цвета, употребление различного рода удвоенных согласных и длинных, сложных слов. «Горестный, душераздирающий стон вырвался из груди Человека. Слабой рукой он потянулся к сосуду с орлиной кровью и раздавил его. Остатки крови тонкой струйкой побежали по его пальцам…" – пишет Сэлинджер.
Используется в композиции параллелизм, именуемый "системой вложенных друг в друга коробок"; слова и фразы, которые могут повторяться; когда словами сказано одно, а выражено другое; когда выраженное словами совпадает с тем, что хотят сказать, но подчинено другому намерению – все приемы для вызова чувств у читателя.
Смелость, мужество выражаются через построение сложного сюжета, повествующего о смелости, мужественных поступках. Такое повествование строится по канонам детективного жанра.
Психическими состояниями страха являются уныние, депрессия, тревога, раздражение, безумие, испуг. Черный цвет: на дворе темно, погода стоит ужасная, мрачная, беспрерывно льет дождь, поздний вечер... Психическое состояние страха, ужаса рассматривалось древнеиндийской философией как следствие заблуждения, причина которого – вера в реальность видимого мира, в реальность человеческой жизни. А поскольку вся наша жизнь лишь иллюзия (майя), то, как можно испытывать перед чем-либо страх, приходить от чего-либо в ужас. «Осознав иллюзорность своего существования, сержант Икс избавился от страха». Выражено одно, а подразумевалось прямо противоположное.
     Создание в произведении главного поэтического настроения не исключает внушения читателю других поэтических настроений.
Приемы формотворчества согласно древнеиндийской поэтике, бесспорно привлекают к себе внимание. Рассказы, своего рода мистерии-инсталляции, я писал по горячим следам событий, и ни о каком третьем слое не думал, однако, зная уже об этом, на интуитивном уровне кое о чем догадывался. При второй и третьей редакции попытался ввести формальные приемы, которые соответствуют тому или иному поэтическому настроению. И естественно, обращаюсь не к древнеиндийским символам и аллегориям, а к нашей реальной жизни и к той, что была недавно при наших отцах, дедах и прадедах. Число девять в названии книги не означает, что в ней столько мистерий рассказов или новелл. Число это мистическое и может означать, что угодно – девять кругов ада, девять сфер рая, девять спиралей разума и т.д.  Причем сами цифры показывают ход развития жизни.
0 – это пустота; 1 – минерал; 2 –  растение; 3 – животные; 4 – человек неразвитый; 5 – человек развитый; 6 – человек духовный; 7 – ангел (рай); 8 – архангелы  Михаил и Люцифер (рай и ад, свет и тьма); 9 – Бог (нирвана).
Чтобы достичь цифры 9, нужно пройти все этапы эволюции. Достигнув рая, 7, еще не значит, что дальше любовь Бога. Цифра 8 может означать и рай и ад, подобно тому, как архангел Михаил и Люцифер – свет и тьма.
Цифры имеют свое начертание, и по ним можно найти их символический смысл. Горизонтальная черта – привязанность. Кривая – любовь. Пересечение – выбор. Послание цифр кажется простым, однако оно несет в себе все загадки и секреты, все тайны эволюции сознания. Мир развивается в соответствии с символикой цифр.
1 – простая вертикальная черта без изгибов и горизонтальных черт. Ни привязанности, ни любви у минерала нет. 2 – линия привязанности к Земле: корни удерживают растение на почве. Наверх – кривая любви, повернутая к небу: листья и цветы ловят свет. 3 – три кривых любви. Животное любит Землю и Небо. Но нет горизонтальной черты, оно ни к чему не привязано. Оно раздираемо лишь своими эмоциями. 4 – символ креста. У человека на первой стадии развития есть выбор. Он находится на перекрестке: опуститься на животный уровень или перейти на более высокую стадию. 5 – человек мыслящий: у него есть горизонтальная линия – стремление к Богу, и кривая – любовь к Земле. Он летает в мыслях и летит в небо. Он хочет освободиться от оков плоти Земли, которая причиняет ему страх и боль.
6 – сплошная кривая, человек духовный. Кривая любви. Любовь исходит сверху, с неба, спускается вниз, к Земле, и поднимается к центру. Это любовь, которая делает круг, чтобы вернуться и любить самого себя.   
7 – это разрыв с Землей, это ангел на седьмой сфере, в раю.
8 – архангелы Михаил и Люцифер и их движение на девятую сферу к Богу или низвержение в ад, на Землю.
9 – Бог (нирвана).

Болотов В.П. Девять мистерий
http://old.msun.ru/Vector/www/Bolotov/9_mister.htm


Рецензии