Он нас гуманно мыслить научил

ВОСПОМИНАНИЯ О НАШЕМ ДОРОГОМ УЧИТЕЛЕ СЛОВЕСНОСТИ – ВАДИМЕ ФИЛИППОВИЧЕ БЕХТЕРЕВЕ
Ирина Подашева, журналист

В нашем городе ( почти  по Чехову) с некоторых пор появилось новое лицо. Сюда приехала жить Маргарита Вадимовна Бехтерева. Когда-то в раннем возрасте  она с родителями  покинула Шелехов. После окончания ВУЗа работала в Красноярске журналистом.
Отец Маргариты – Вадим Филиппович Бехтерев - был нашим учителем русского языка и литературы. Начал же он педагогическую деятельность  в только что открывшейся средней школе рабочего посёлка Шелехове. В нашем классе он преподавал в 1958-1960 годах.
  Об этих, как он считал, лучших годах своей учительской деятельности, и лучшем периоде жизни, он вспоминал позднее, работая преподавателем в высших учебных заведениях Иркутска.
Он и представить себе не мог: как он скучал по выпускникам  10-х классов 1958 года. Так о них скучали и мы – учащиеся более младших классов.
Вернёмся в 1956 год. Рабочий посёлок рос на глазах. Дома появлялись, как грибы  после  дождя. Росли школы, детские сады, учреждения культуры, спортивные сооружения. Это не просто слова, город менялся на глазах. А дети, начиная с 6-10х классов, принимали активное участие  в делах взрослых. Субботники, воскресники, школьные вечера…Учителя принимали активное участие в делах детей. Вадим Филиппович, классный руководитель одного из 10-х классов, был не только учителем, он считал себя старшим братом  этих ребят. А старшеклассники не мыслили себе дел без любимого учителя. Это было единение, которое может  получиться, если ученики и наставник  с любовью относятся к любимому делу.
Когда весной 1958 года выпускники покинули стены школы  ( а теперь это уже было стандартное здание  в 9 квартале города ) они вместе с учителем  отправились  в путешествие в Москву и Ленинград. Это была незабываемая поездка. О ней ребята вспоминают до сих пор.

Когда Маргарита  Бехтерева впервые появилась в « Очаге» на одном из заседаний клуба « Слово», она очень хотела  познакомиться с бывшими учениками её отца. Ей почему-то казалось, что  такое возможно. И вот однажды она познакомилась с местным поэтом Анатолием Леонидовичем Бурым. И оказалось, что он был учеником её отца. Он со школьных лет пробовал свои силы  в стихотворчестве. Это была незабываемая встреча, потому что собеседники меньше всего ожидали, что спустя столько десятилетий они найдут  такую благодатную почву для разговора. Эта встреча имела продолжение. В 2019 году Бурый при гласил на встречу в клуб « Слово» 8 Мая ещё двоих одноклассников из Иркутска В честь Дня Победы пели военные песни  под гитару и аккордеон. Гости с трудом расстались с хозяевами встречи, так им там понравилось. После чего они с дочкой Ритой и Анатолием съездили на кладбище  к месту захоронения Вадима Бехтерева. Помянули его стихами : Бурый над могилой учителя прочитал своё новое стихотворение. Уезжали оттуда уже тёмным вечером.
 А вскоре Анатолий Бурый выпустил наиболее   полный сборник своих стихов « Костёр».
В наш 8 класс Вадим Филиппович  пришёл преподавать русский язык и литературу  осенью 1958 года.
Молодой, симпатичный, добрый. Он сразу же понравился всем нам,   и мы не могли остаться равнодушными к этому славному человеку. И как-то произошёл комичный случай. Девочки из нашего класса узнали, что Вадим Филиппович поспорил на какую-то тему с директором школы и собрался увольняться. И как мы об этом узнали, я уже не помню, но все девчонки из нашего класса единодушно сорвали белые воротнички  с форменных платьев..Когда об этом рассказали нашей руководительнице Валентине Анатольевне Фроловой, она, улыбаясь, воскликнула: « Как интересно ! Надо будет рассказать об этом в учительской!».
В 1960 году мы перешли в новую школу 11-тилетку и больше с Вадимом Филипповичем не встречались.

В 2001 году, когда школа № 1 г. Шелехова отмечала 45-летие, выпускники ждали любимого учителя на юбилее в ДК  Металлург. Он получил наше приглашение, но из-за болезни приехать не мог. Он прислал  нам своё приветствие.
Вскоре его не стало.
Память о Вадиме Филипповиче Бехтереве жива в сердцах его  учеников

 учеников разных поколений.

И не только. Помнит его и далёкий  юный Шелехов, -
когда жарки цвели у каждого порога…

                ***
Ирина Подашева, журналист
   
  г..Шелехов
март 2020 года
                ***
Из воспоминаний о папе его ученика  Анатолия Бурого –
Врача и  Поэта, члена Союза Писателей.
                ***
1 сентября 1957 года в Шелехове вошла в строй новая кирпичная школа. В ней нам предстояло быть первыми выпускниками. Старую. что была в приспособленном деревянном бараке, закрыли навсегда .В новую школу перешли мы , бывшие девятиклассники , и весь коллектив учителей .
Среди них появился новенький – 22-летний   журналист и наш преподаватель советской литературы. Это был Вадим Филиппович Бехтерев.
     С тех пор прошло  60 лет, а память  наша скупа и фрагментарна. Цельный образ учителя я теперь вряд ли  нарисовать смогу. Помню, что это был молодой выпускник университета. Жестикуляция и пламенная речь  напоминали в нём революционного трибуна. В те времена «шаг вправо, шаг влево», мягко говоря, не одобрялись. Но Вадим, особо не впадая в крамолу, умудрялся нам рассказывать  и об опальных писателях и поэтах.
 По инициативе Бехтерева  в школьной стенгазете был проведён поэтический конкурс. В нём успешно участвовал и я  с тремя стихотворениями. Всем преподавателям литературы я бы советовал  проводить подобные конкурсы: устремлённость в поэзию позволит хотя бы лучше овладеть родным языком.
Вот моё стихотворение о том времени, где я отдаю дань памяти нашему любимому учителю Вадиму.
                ***
О юность, юность – берег золотой,
С которого оглядывая дали,
Мы некогда на синеве густой
Явленья алых парусов видали.

На берег тот возврата больше нет.
Там пусто, лишь румяная беспечность –
Подруга наших самых  лучших лет –
Поёт над водами, тревожа вечность.

Друзья мои, присядем за столом
Послушать песнь пустынных лукоморий,
Поговорить о празднике былом
В простых словах без пышных аллегорий.

ПОДНЯТЬ БОКАЛ ЗА РЫЦАРЕЙ ДОБРА,
ЗА СЕЯТЕЛЕЙ РАЗУМА, КОГДА-ТО
ТВОРИВШИХ НАС ИЗ СВОЕГО РЕБРА –
ЗА  ДОРОГИХ ВАДИМА,
Клару, Злату. Ну и – за Александра Кузьмича ,
Который сардонической улыбкой
Так обжигал за неуд, как с  плеча
Не обжигали раньше розгой гибкой.
                ***
Анатолий Бурый             2019
--------------------------------------------------------
 ПИСЬМО  ПАПЫ  ИЗ г. ЛЕСОСИБИРСКА - МНЕ В г.КРАСНОЯРСК
               
Здравствуй, доча, здравствуй, Юра !
 
Зима у нас натуральная : и мороз , и снегом завален наш град.
И настроение зимнее.Хочется спать, а не суетиться в заботах. Забот много и меньше не будет, видно. Проректором по науке – Сенько, а Денисов в больнице, ему резали почку, будет на больничном долго-долго.
В начале декабря в Красноярске совещание ректоров. При моём избрании мне надовали столько авансов, что этот груз беспокоит и тревожит, хватит ли сил, прыти, здоровья, твёрдости. Высылаем вырезку из нашей газеты об этом самом доверии, которое  меня обязывает.
Проблем приходится решать массу, например, что делать с двумя соплячками, попавшими в вытрезвитель. И как объяснить  одной гражданке, что её нельзя взять на работу по причине тихого умопомешательства.
А ещё ведь «стратегические» дела по перестройке.
Работа и квартира – наши жизненные территории с мамой. Дома холодновато. Игруне живётся хорошо, сытая, вальяжная. Заходил  Стёпочкин с дочкой, пытались приласкать Игруню, она их исцарапала и забилась под диван. А как Ник ?

Из Баклашей пришло письмо от Вали Белобородовой. Пишет, в частности, что Вена Казарин ( Юра его знает) попал на охоте под медведя-шатуна. Подвело ружьё, медведь сломал руку, рёбра, снял часть скальпа. При всём том охотник 10 км шёл сам до зимовья, потом попал в больницу. И очень сожалел, что упустил добычу. Орёл баклашинский.

Мне постоянно снятся Баклаши,близкие и друзья.
В соннике про Баклаши ничего нет.

Наверное, просто грустная зима и желание душевного равновесия.

Риточка, пиши нам, твои письма для нас – ожидаемая радость.
Не болейте. От Андрея было два письма, получили вместе, хотя написаны с 10дневным интервалом. Забыл опустить вовремя.

  Целую, папа.

                ***
         (ХХ век )


Рецензии