Солнечное затмение

«Я чувствую, что в тёмной глубине мой парусник на что-то натолкнулся огромное...
И только. Ничего не происходит! Волны... Тишина...
А если всё уже произошло и, безмятежных, нас переменило?»
 /Хуан Рамон Хименес/

Солнечное затмение*

Эх, а хорошо-то кругом! Весь сад, как на ладони – папа, мама, соседи, домики на участках. Вон настоящая изба сторожа, овчарка Альма на цепи бегает, забор-ворота-калитки, пансионат-профилакторий заводской на пригорке виден вдали. Даже ж/д мост через Чусовую видать: а далеко ж поди… На моей смотровой развилке из ветвей уютно, пахнет сосновой смолой, корой и иголками. От лёгкого ветерка нежно и приятно шелестят чешуйки молодой коры на верхушке сосны, а одна наиболее длинная чешуйка, так и вообще не переставая, шуршит, как будто это звуковая флюгарка.

И спокойный, размеренный шум соснового бора наполняет меня счастьем и тихим восторгом…
А ещё ко мне частенько наведываются пичужки проверить, что же тут делает маленький человек и нельзя ли с ним поиграть в прятки. Мои любимые шмели гудят, попутав сосновый цвет с одуванчиками. За ж/д путями озерки – на следующие выходные мы с Вовкой – другом моим закадычным – пойдём туда купаться…

«Серёжа! Слазь с дерева и иди к нам с папой. Сейчас будет солнечное затмение! Ты что же – забыл? Мы приготовили стёклышки. Давай скорее!» - зовёт меня мама на садовый участок, где стоят они с папой и ждут меня. Закопчённые на парафиновой свечке стёклышки, для наблюдения за солнцем, у них в руках.
«Сейчас, мамочка, сейчас! Бегу!» - я быстро спустился с сосны, играющей роль наблюдательного пункта, и, миновав калитку в заборе, побежал к родителям на участок.

Солнце стояло высоко над лесом, сияло и грело в синем-синем небе. Папа дал мне стёклышко-фильтр, чтобы я смог его проверить. Солнце сквозь фильтр виделось мне живым бардово-полыхающим диском, чуть мерцающим и испускающим жар. Погода в этот день стояла чудесная, было тепло и малооблачно. Птицы, радуясь весеннему дню, пели песенки, пчёлки жужжали за работой, козявки стрекотали на все лады.

«Так, сынок, луна коснулась солнца. Давай смотри, как она будет закрывать его!» - папа стоял со стеклом, прикрывающим глаз, и наблюдал. Сквозь свой фильтр я увидел, как луна, прямо на глазах, стала наезжать на солнечный диск, покрывая его своим тёмным телом. Наверное, через 2-3 минуты солнце скрылось за луной. Стало сумеречно и тихо-тихо! – всё живое оцепенело в недоумении. Слышен был только стук колёс близко проходящего состава на железной дороге: ту-ту, ту-туф, ту-ту, ту-туф…

В моей детской памяти отложилось ощущение какой-то непонятной, грандиозной подспудной мощи природы и её строгой предупредительной таинственности.
Температура воздуха снизилась на 2-3 градуса, может и поболее, во всяком случае, понижение ощущалось довольно явно. По окружности тёмного диска луны тоненько светилась красивая корона из солнечного пламени! Дав нам мгновение полюбоваться красотой затмения, луна, не медля, стала открывать солнышко, и по мере нарастания потока солнечного света, воспряла окружающая жизнь – зачирикала, засверчала всем своим многоголосием.

«Пап-мам, это так здорово было! Жаль только быстро окончилось. А когда такое ещё будет? Надо Вовке рассказать про затмение! Ну, здорово! Правда?!».
«Будет у тебя ещё не раз такие мгновения в жизни – рассмотришь тогда поподробнее» - смеётся и обнимает меня мама.
«Сравнишь когда-нибудь солнечное затмение с человеческой жизнью…» - непонятно озадачил меня тогда папа, положив мне на голову свою большую и тёплую ладошку.
* * *
…Солнечное затмение – намёк на смысл Бытия. Вот и думаю я, просматривая в ретроспективе свой путь, наблюдая, как сложились судьбы большинства прошедших передо мной людей, - А ведь точно, - так и  пролетает человеческая жизнь, как «сумрачное затмение», как лунная тень, с полным осознанием нехватки Света, и заканчивается это «затмение» возвращением домой – в Свет!

Как известно, ученые утверждают, что возраст нашей Вселенной превышает 13,7 млрд. лет. Человек живёт где-то лет 75-80 +. Теперь думаем! Хотя поэты, воспевая жизнь, метафорически сравнивают её с короткой вспышкой, промелькнувшей искрой, светлым мгновением,  наше абсолютное неведение разве можно назвать светом? И невозможность каждым из нас дать ясный ответ на простые вопросы – Кто я? Что я могу? Зачем я здесь? Куда идти? Разве не указывает нам на сумрачность нашего пути?! И не смейте думать, что этот невообразимых размеров Вселенский «Мегакомбинат по переработке  и хранению зерновых» был сотворён ради одного зёрнышка (сравнимого по размеру с элементарной частицей) сорта «Земная красавица»!

Огромная и, безусловно, живая Вселенная – всё это грандиозное Мироздание, чутко следит за состоянием Творения. Нужна ли наша цивилизация торгашей и рабов Миру Бога?! И, если приходит понимание, что мы идём путём патологии «метастаз рака», немедленно присылается врачеватель с говорящим именем «Чёрная дыра»…

Нам, как и всем в этом Мире, дано право свободного выбора своего жизненного пути. Будет фатально, если мы выберем, в конечном счёте, путь метастазы, а не здоровой клеточки Единого…

г. Первоуральск – г. Сумы 2020 г.

* кольцеобразное затмение 20 мая 1966 года.


Рецензии
Вопросы смысла жизни столь же древни, как само сознание человека. И, глядя на небо - солнечное ли или ночное, - ощущаешь себя песчинкой Вселенной, дуновением, вспышкой перед мощью Создателя.

Карина Василь   11.03.2023 01:45     Заявить о нарушении
Вы правы, Карина! Бывает проблемы так закружат и загрузят, что порой выхода не видно... А потом, как воспаришь в космос, да глянешь оттуда на всех нас (и на себя "дорогого" в частности) - ничегошеньки не видать! и приходит благодать :))
Спасибо вам за то, что не забываете смотреть на Небо!
С уважением,

Сергей Домбровский   11.03.2023 15:25   Заявить о нарушении
Смотрю. Но по поводу благодати у меня иное мнение.

Карина Василь   11.03.2023 20:44   Заявить о нарушении
Это просто метафора, возможно не очень удачная, но зато в рифму :) о прекрасном мироустройстве, впрочем, не относящегося к сущности человека. Хотя и тут можно найти настоящие жемчужины, золото и бриллианты.

Сергей Домбровский   11.03.2023 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.