de omnibus dubitandum 97. 105

ЧАСТЬ ДЕВЯНОСТО СЕДЬМАЯ (1860-1862)

Глава 97.105. ПИСЬМО ОТ БАРЯТИНСКОГО…

    В конце ноября 1860 г. графу пришлось в первый раз лично участвовать в большой экспедиции, предпринятой в землю шапсугов. 27 числа названного месяца он прибыл в укрепление Григорьевское, и на другой же день произвел рекогносцировку оттуда, по прямому направлению, на Екатеринодар, а 30 числа — таковую же вверх по р. Шебш.

    Главною целию предстоявшей экспедиции было: проложение удобной и безопасной, для движения даже малых колонн, дороги от укрепления Григорьевского до укрепления Адагумского,  по всему протяжению земли шапсугов. Для этого пути гр. Евдокимов избрал линию южнее так называвшейся Анапской дороги, у самых последних отрогов Черных гор, чтобы отхватить у неприятеля всю плоскость и совершенно лишить его возможности пользоваться земельными угодьями этого богатого края.

    Личное присутствие Николая Ивановича при войсках продолжалось, на этот раз, очень не долго, так как уже 4-го декабря он получил от главнокомандующего приглашение явиться в Тифлис. Кн. Барятинский (в это время уже сильно расхворавшийся) писал ему следующую собственноручную «весьма секретную» записку.

    «Я получил третьего дня письмо собственноручное от государя императора, которое изменило не только все наши предположения на будущее время, но, в особенности, на нынешнюю зиму и предстоящее лето, ибо оно положительно и непрекословно уменьшает наши военные и денежные средства. Государь требует к маю месяцу возвращения 18-й пех. дивизии и приказывает ограничиться самыми ничтожными денежными средствами. Пишу вам собственноручно для того, чтобы сохранить секрет, покуда возможно, и требую немедленного вашего прибытия в Тифлис, где вместе обдумаем и порешим будущую судьбу Кавказа. Не буду вам описывать мое огорчение; никто более вас не в состоянии его понять и разделить! — С получения сего письма можете передать вашим подчиненным приказания, а сами отправляйтесь в Тифлис, где я постараюсь не задержать вас более 5 или 6 дней.
«Положение Европейское все делается грознее; много предстоит нам с вами вопросов решить; надо быть на все готовым.
«Вам сердечно преданный кн. Барятинский».

    Отбывая в Тифлис, гр. Евдокимов распорядился предстоявшими до конца года действиями, которые и повелись соответственно намеченной им цели.

    «Вообще, пишет он, — действия наших отрядов в земле шапсугов, в течение минувшего декабря, имели результатом: 1) окончательное устройство просеки и удобного во всякое время года пути от укр. Крымского до укр. Григорьевского, на расстоянии 74-х верст; 2) совершенное очищение всей плоскости между реками: Адагумом и Супом (свыше 2,000 кв. верст) от неприязненного нам населения. Потеря плоскости тем более чувствительна для неприятеля, что здесь были главные пастбища его скота и, большая половина пахотных земель.

    Все это видимо поколебало решимость шапсугов к дальнейшему сопротивлению, так что на другой же день после движения наших отрядов в горы (14 декабря) явились к начальникам отрядов депутаты с принесением безусловной покорности и с просьбою дозволить им снова селиться на плоскости, на местах, которые им будут указаны. Покорность эта, хотя и частная, изъявленная лишь небольшою частью населения (около 2-х тыс. семейств), но ее можно признать началом общего покорения, которое, до тех пор, пока горы не будут заняты нашими поселениями, окончательно совершиться не может, потому что шапсуги, как и все черкесские племена, не имеют почти никакой общественной связи и, следовательно, не могут быть иначе покорены, как по частям, и только тогда, когда горы у них будут совершенно отняты.

    Поэтому, хотя покорившиеся семейства и утверждают, что большинство населения готово последовать их примеру, если только условия, нами предложенные, будут сколько-нибудь снисходительны, но, принимая в соображение, что до тех пор, пока горы не заняты, горцы будут соблюдать эти условия только до первого удобного к возмущению случая, я приказал начальникам отрядов объявить им, что считаю покорность только тех, которые покорятся безусловно и выселятся в аулы на указанные им на р. Кубани места».

    «Этим важным результатом непродолжительной экспедиции в земле шапсугов, с такою небольшою потерею {С 27 ноября по 25 декабря 1860 г, у нас выбыло из строя 6 офицеров и 50 ч. нижн. чинов}, я обязан разумной распорядительности и неутомимым трудам начальников действующих отрядов: свиты его величества генерал-майорам: Карцеву и кн. Святополк-Мирскому и генерал-майору Бабычу. В этом отношении особенно замечательны дела Промежуточного и Шапсугского отрядов, которые действовали в стране еще нетронутой, посреди большего населения и в местности труднодоступной» {Военно-ученый архив, отд. 2, № 6611. 6. — Журнал воен. действий в Кубанской области, с 28 ноября по 30 дек. 1860 г.}.


Рецензии