16. Педагогика и образование

   Педагогику принято определять, как науку о воспитании и обучении человека, раскрывающую закономерности формирования личности в процессе образования. Иногда за педагогикой закрепляется дефиниция – учение о воспитании, искусство воспитания… Педагогика в широком смысле - совокупность явлений, относящихся к области воспитания и образования (Краткая философская энциклопедия. -М., Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. –576 с).

   Педагогические учения впервые появились на Древнем Востоке и в Древней Греции (6-4 вв. до н.э.) как часть философских систем. Проблемы образования сегодня решаются в педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.

   «Проблемы, чему и как учить, задаются обществом в целом. Содержание этих проблем заметно меняется в зависимости от истории и состояния социального развития общества» (Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М. : Педагогика.1984. С. 472).

=== Педагогика как наука и искусство ===

   Наличие этики среди философских дисциплин опровергает абсолютизацию философии только как науки и ее философский сциентизм, ориентируя философию к духовной жизни общества.

   Если быть последовательным в наших рассуждениях о месте философии в образования и воспитания, придется признать, что и педагогика имеет некоторые черты отличия от науки. Для того чтобы яснее представить место педагогики и ее связи в ряду человеческих занятий, обратимся к рассмотрению отличных признаков науки от искусства.

=== Наука ===

   Наука как сфера человеческой деятельности и одна из форм общественного сознания осуществляет функции по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.
Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

   Наука влияет на все сферы общества и культуру в целом. В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

   На наш взгляд, главным отличительным признаком науки является то, что она в отличие от искусства не полагается на «чувственное выражение сверхчувственного», но использует определенный язык, как важнейшее средство человеческого общения для описания, объяснения и предсказания процессов и явлений действительности от субъекта субъекту.

   Даже в случаях, когда мы рассуждаем о воспитательной реальности, как о явлении сознания, мы вынуждены обращаться к философской категории средство и, используя диалектику сочетать процессы педагогического бытия. Педагог при этом предстает как персонал и как личность. Двойственность может стать причиной смешения стилей руководства и потери контактов с людьми.

   Всякое свойство может быть описано, но до тех пор, пока в языке нет адекватной системы знаков, можно говорить лишь об искусстве (выражение И.В.Гете). Впрочем, способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе изучает семиотика.

   Таким образом, мы подошли к вопросу о том, что представляет собой педагогика, если уж до И.Канта речь о науке педагогике вообще не шла. Педагогика как наука служит человечеству, а не амбициям государств, поскольку она есть сфера человеческой деятельности, вырабатывающая и теоретически систематизирующая объективные знания о действительности.

   Наука как форма общественного сознания включает деятельность по получению нового знания. Ее результат - сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира. Ее непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения науки, на основе открываемых ею законов.

=== Искусство ===

   Искусство в современном понимании есть художественное творчество в целом. Сторонник философии здравого смысла В.Кузен, видевший задачу философии в критическом отборе истин из прошлых систем, полагал, что искусство есть выражение абсолютного, общего, или говоря другими словами, идеального (Кузен В. // Кротов В.Г. Словарь парадоксальных определений. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. -480 с). По мнению И.В.Гете, искусство – посредник того, чего нельзя высказать, а А.Моруа оставлял за искусством попытку создать рядом с реальным миром другой, более человечный.

   Опустим частное понятие художественное и оставим для рассмотрения термин творчество, как общий признак искусства, независимо от того, в чем человеческая деятельность выражается.

   Под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека и всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Творчество предполагает создание образа.

=== Образование как приведение к достойному образу ===

   В доступной нам литературе интересную версию термина образование дает сестра Магдалена, монахиня Православного Свято-Предтеченского монастыря в Ессексе (Англия): «…воспитание – это то, что может помочь нашим детям обрести, по словам Апостола Павла, ОБРАЗ БОЖИЙ. Наше слово «образование» происходит от слова образ, и воспитание — значит «формирование» (Sister Magdalen. Reflections on children in the Ortodox Church today. 4-th edition 1992. Stavropegic Monastery of St.John the Baptist, Totleshunt Knights, Essex, England).

   Следовательно, термин образование может иметь трактовку как приведение к образу, в данном случае, образу Бога.

   Этот смысл заключен в том, в процессе создания образа задействовано такое свойство материи как отражение, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса. Образ, как категория эстетики есть продукт творчества человека. Следовательно, искусство апеллирует к свойству.

   Свойства могут быть существенными и несущественными, и представляют собой философскую категорию, выражающую отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. Свойство нередко рассматривается как внешнее выражение качества. Качество — характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.

=== Образование как процесс развития и саморазвития личности ===

   Под образованием понимается также процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование.

=== Обучение ===

   Обучение – обычно является прерогативой педагогики и осуществляется школой как государственным органом. Обучение это основной путь получения образования, включает в себя процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов.

   Обучаясь, мы усваиваем социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности, то есть в процессе обучения ученик соприкасается с этикой и эпистемологией как направлениями философии. Развитие индивидуальных способностей и многочисленных интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения.

   Э.Торндайк пришел к выводу, что «обучение есть установление связей» (Thorndike E.L. The Psychology of Learning. L. , 1921) и при этом существует закон эффекта: способ, которым устанавливаются или не устанавливаются связи, определяется последствиями, к которым эти связи приводят.

   Если действие не ведет к должному эффекту, стоит ли ему учить?

   Опасно заблуждение, которое разделяет достаточное число психологов и педагогов: углубиться в изучение различий между индивидами, чтобы реализовать так называемый индивидуальный подход. Логичнее исходить из того, что мы все - представители одного и того же вида, а значит, больше похожи друг на друга, чем имеем отличий. Отсюда, в своих поисках способов улучшения научения человека мы нуждаемся в гораздо более тщательном изучении процесса обучения, чем это делалось до сих пор (Glaser R. Individuals and learning : The new aptitudes. Educational Researcher, 1972, June.).

   Обучение, подобно вечному эксперименту в педагогике, и представляет собой деятельность, связанную с решением двух проблем:

1. Научение субъекта;
2. Деятельность учителя с целью постичь, как лучше учить субъекта.

«К счастью, подобно обучающимся, учителя больше похожи друг на друга, чем отличаются один от другого. Если бы это было не так, общие принципы обучения оказались бы невозможными, и такой предмет как педагогика не существовал. Каждый учитель мог бы иметь свой собственный способ передачи знаний» (Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М. : Педагогика.1984. С. 472).

   Мы, следуя за Э.Стоунсом, воздержимся от деления учителей на «учителей-новаторов», «учителей традиционного стиля преподавания» или еще каких-либо, но обратим внимание на общее между ними.

   Одним из условий развития национальной системы образования является сопоставление и сравнение собственной педагогической мысли с развитием идей воспитания в контексте иных культур… философское осмысливание воспитания является лучшим средством обеспечения взаимопонимания, так как именно оно призвано раскрывать то общее, что делает педагогическое бытие общечеловеческим» (Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. –М.: Фонд духовного и нравственного образования. –1996. –141 с). Битинас также нацеливает на поиск общего, но только между учителем и учеником.

   Обучение проводится в учебных заведениях и по ходу практической деятельности. Не исключено и обучение в домашних условиях, под руководством наставников, тренеров и т.д. Обучение тесно связано с воспитанием.

=== Воспитание ===

   Воспитание - воздействие общества на развивающегося человека (Краткая философская энциклопедия.-М., Издательская группа «Прогресс»-«Энциклопедия», 1994. –576 с).

   Воспитание имеет своей целью помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей (Фромм Э.// Кротов В.Г. Словарь парадоксальных определений. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. -480 с). Пути выхода из кризиса современной цивилизации Э.Фромм видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики, среди которых высшая ценность — любовь.

   Критикуя З.Фрейда за понятие фиксированного количества либидо, неофрейдисты отмечают, что согласно Фрейду, чем больше любви направлено на внешний мир, тем меньше остается самому себе, и наоборот.

   Однако Э.Фромм возражает против этой формулировки, так как она приводит к неприемлемой позиции: нарцисс представляется обогащенной личностью по сравнению с человеком, способным к любви. В действительности, человек испытывая любовь к окружающим, не истощается, а обогащается (Fromm E. Man for Himself. Rinehart. New York, 1947).

   Человек, не способный любить других, не способен любить себя. Первичный и вторичный нарциссизм всецело отличаются друг от друга.

   Вторичный нарциссизм, проявляющийся в тщеславии, повышенном внимании к своему телу, общем эгоцентризме, является не самовлюбленностью, а ненавистью к себе вследствие чувства безуспешности и отсутствия любви со стороны окружающих. Как философ Э.Фромм ратовал в воспитании за восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.

   Одной из истин воспитания по Л.М.Дешану является сдерживание негативных задатков в соответствии с целью воспитания, под воспитанием понимаются предпринятые меры, чтобы поставить человека физически и нравственно в согласии с нравами общества. По этому поводу иронично замечено, что воспитание – это учебный процесс, в начале которого ребенка учат говорить, а в конце молчать (Левинсон Л.// Кротов В.Г. Словарь парадоксальных определений.-М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.-480 с).


Рецензии