Ч. 6 Моряки свои, корабли чужие

Предыдущая страница   http://proza.ru/2020/06/11/1516

В 1803 году флот не участвовал в военных действиях. Император утвердил предложенные Комитетом оборонительные штаты военно-морского флота. На Балтике  наметили иметь 25 линейных кораблей, 26 фрегатов, 2 бомбардирских корабля, 3 корвета, 6 бригов, 35 лёгких судов и 299 гребных судов.

На Чёрном море -  21 линейный корабль, 8 фрегатов и 140 гребных судов.
Наметить-то  наметили, но строили неторопливо, а старые корабли один за другим выходили из строя.

Во время совместных действий британской и русской эскадр в Средиземном море командующий британской эскадрой вице-адмирал Нельсон злился на Ушакова, выходил из себя из-за того, что русские корабли из-за ремонтов постоянно простаивали в гаванях.

Это, конечно, несправедливо, учитывая победы Фёдора Фёдоровича Ушакова, но повод всё же был. Правда, взаимодействию союзников мешала и взаимная личная неприязнь двух флотоводцев.

Сам Ушаков так оценивал состояние кораблей эскадры: «…с некоторых фрегатов верхняя обшивка спадывает, обшивные доски иногда выплывают из-под них наверх; гвозди так заржавели и истлели, что мусул только от них один остался, и когда раскалывают доску, чтобы её вынуть, то все гвозди, какие в ней есть, рассыпаются…Недостатки наши во всём были беспредельны».
 
Все корабли Балтийского и Черноморского флотов, вернувшиеся из первой экспедиции в Архипелаг, нуждались в капитальном ремонте.
 
После ухода эскадры Ушакова в Севастополь обозначать присутствие русского флота  в Средиземном море оставили несколько кораблей, которые время от времени меняли. Базировался русский отряд на острове Корфу.

Какая от всего этого была реальная польза российскому народу, никто не знал, зато расходы весьма ощутимые для государства. Удовлетворяли только императорские амбиции. Наверное, как и сейчас от российского военного присутствия в Сирии и в других местах.

В 1802 году в Средиземное море с Балтики пришли два линейных корабля и два фрегата. Всего на Корфу собралось пять линейных кораблей, четыре фрегата и восемь мелких судов.

Этой эскадрой отправили командовать Алексея Самуиловича Грейга, освободив от занятий в Комитете для приведения флота в лучшее состояние и присвоив ему звание капитан-командора.

Двадцатисемилетний Грейг был самым младшим в Комитете и по возрасту, и по званию капитана 1 ранга. Все остальные были адмиралами. Он наотрез отказался подписывать предложения Комитета о переводе России во второстепенную, если даже не третьестепенную морскую державу.
 
Строптивого офицера посему и отправили из Петербурга подальше, назначив командиром эскадры в Средиземном море. С характером был офицер, начальства не боялся.

Вскоре царь отправил в отставку Мордвинова. Тот разошёлся во взглядах на будущее флота с Воронцовым, а канцлер оказался ближе к императору.

Помимо перечисленных выше событий, ещё одним в 1803 году оказалось отправление в первое кругосветное путешествие экспедиции Крузенштерна.

Ивану Фёдоровичу предоставили право выбрать командира второго корабля. Исходили из того, что в таком плавании должна быть, прежде всего, полная психологическая совместимость командиров. Деловые качества, морские знания, умение руководить людьми считались сами собой разумеющимися.
 
Крузенштерн предложил эту должность человеку, которого хорошо знал ещё по Морскому корпусу, а затем и по совместной службе волонтёрами в  английском флоте - капитан-лейтенанту Юрию Фёдоровичу Лисянскому. Тот дал согласие.

Лисянский был холостяком, поэтому с пониманием отнёсся к тому, что Крузенштерн, ожидавший пополнения своего семейства, попросил его отправиться в Гамбург, чтобы выбрать корабли для экспедиции.
 
В министерстве на это согласились, и по просьбе Крузенштерна, чтобы помочь Лисянскому, командировали из Лондона в Гамбург уже знакомого нам Илью Степановича Разумова, корабельного подмастерья.
 
В Гамбурге Разумову и Лисянскому купить суда не удалось. Хорошо, что туда не успели отправить товары и грузы. Тогда, получив согласие министерства,  решили купить их в Англии. Отыскать нужные суда и там оказалось далеко не просто.

Наконец, в Лондоне им предложили довольно новый торговый шлюп «Leander» водоизмещением 430 тонн, прочной конструкции, с обшитой медью подводной частью.
Это судно спустили на воду в 1799 году.

Его владелец Хаггинс и капитан Кристофер Андерсон получили правительственную лицензию на право атаковывать и захватывать суда страны, с которой Англия находилась в состоянии войны.

Но у капитана и владельца судна были иные планы. Андерсон набрал команду головорезов и 21 января 1800 года отправился из Лондона к дельте реки Нигер, а оттуда с 361 рабом – в Кингстон, на Ямайку.

Условия содержания негров на шлюпе были ужасными, их натолкали в трюм, как сельдей в бочку. Сколько живых человек удалось доставить для продажи ямайским плантаторам, неизвестно.

Из Кингстона шлюп направился в Лондон, но в пути, уже недалеко от берегов Англии, работорговца захватил более крупный хищник - французский капер.
 
Каким образом шлюп снова оказался в Англии, сменив при этом владельца и капитана, так и осталось неизвестно. В судовых документах новые владелец и капитан, которые продавали «Leander»,  удалили сведения о плавании в Африку, а вместо Африки написали «Гренада».

У второго торгового судна, «Thames», водоизмещением 370 тонн, оказалась более прозрачная история. Оно было совершенно новым, тоже обшитое медью. Его спустили на воду в 1801 году.

За оба корабля заплатили 17 000 фунтов стерлингов и ещё в 5 000 обошлись доработки, сделанные по указанию и под контролем Лисянского и Разумова.

Продолжение http://proza.ru/2020/06/13/724


Рецензии
Спасибо, Владимир, познавательно и очень интересно)
Всегда была уверена, что Крузенштерн совершил своё знаменитое плавание на российских судах. А история оказалась совсем иной!
/
С искренней благодарностью и теплом,

Наталья Николаевна Максимова   02.10.2022 07:14     Заявить о нарушении
История иногда совсем иная, чем та, о которой нам рассказывали в школе.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   03.10.2022 09:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.