Аврелий Августин Иппонийский Блаженный

Аврелий Августин Иппонийский (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis), или Августин Афр (лат. Augustinus Afer), также Аврелий Августин Блаженный (13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка Римская империя, ныне Сук-Арас, Алжир — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) — христианский богослов и философ, влиятельнейший, Западная Римская империя) проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года), один из Отцов христианской церкви.

Покровитель: пивовары; типографы; теологи
Атрибуты: ребёнок; голубь; перо; ракушка, разбитое сердце

Августин является святым католической, православной и лютеранской церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин).

Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью — 15 (28) июня.

Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано[источник не указан 3218 дней] им по предвидению человеческого свободного выбора — стремление к блаженству, или отказ от него. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

Также Святитель Августин, Учитель Благодати (лат. Doctor Gratiae).

*** Биография ***

Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником Патрицием (римским гражданином, мелким землевладельцем), крестившимся незадолго до смерти.

Святой Августин и Святая Моника
В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 17 лет, будучи в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой женщиной, которая стала его сожительницей на 13 лет и на которой он никогда не женился, так как она принадлежала к более низкому социальному классу. Именно в этот период Августин произнёс своё изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, ещё не сейчас!». В 372 г. у Августина в конкубинате родился сын Адеодат.

В 373 году, после прочтения «Hortensius» Цицерона, стал изучать философию. Вскоре примкнул к манихеям. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. В «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане.

Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства.

Во время пребывания Августина в Медиолане в 384—388 гг. его мать нашла сыну невесту, ради чего он оставил свою конкубину. Однако, он должен был ждать два года до того, как невеста достигнет необходимого возраста, поэтому он завёл другую конкубину. В конце концов, Августин разорвал помолвку со своей 11-летней невестой, оставил вторую конкубину и никогда не возобновил отношения с первой.

После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. В своей исповеди Августин рассказывает о своей встрече и беседе с христианином Понтицианом, который впервые рассказал ему о подвигах Антония Великого и увлёк идеалами монашества. Беседа эта датирована августом 386 года. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам (13:13). После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 года он, вместе с Адеодатом и Алипием, был крещён Амвросием в Медиолане.

После этого, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным, вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди».

Часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии». Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры, так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 года Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.

Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.

Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра.

В 1842 году, с согласия папы, часть правой руки (локтевая кость) Августина была перевезена в Алжир и сохраняется там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

На некоторых картинах изображён в очках.

*** Этапы творчества ***

Первый этап (386—395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационально как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388—389 гг.), «Об учителе» (388—389 гг.), «О музыке» (388—389 гг.; содержит знаменитое определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388—395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в нынешней Италии называется Casciago), где Августин работал в 386—388 гг.

Второй этап (395—410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.

Третий этап (410—430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».

*** Сочинения ***

Наиболее известными из сочинений Августина является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры).

Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale.

*** Учение Августина ***

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.

*** О бытии ***

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.

Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один, и несколько миров быть не может.

Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет своё место.

*** Бог, мир и человек ***

Августин раскрывает сущность отношений между Богом и человеком. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от судьбы и фортуны.

Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, Он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы.

Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и не волен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

*** О благодати ***

Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства — с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званые» смогут стать «избранными».

*** О свободе и божественном предопределении ***

Первые люди до грехопадения обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом.

После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.

Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле («Не моя воля, но Твоя да будет» Лк. 22:42). Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как Свою собственную.

Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство.

Предопределение (лат. praedeterminatio) — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе.

Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди — существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.

*** Творение ***

Божественная воля (предопределение, промысел, благодать) — это один из главных, ключевых пунктов, вокруг которых обращается философская мысль Августина, в том числе и по вопросам, связанным с Божественным творением мира. Из наделения мира бытием актом Божественной воли самоочевидным, по мнению Августина, образом следует участие Бога в судьбе своего творения посредством Промысла.

«Вся августиновская метафизика творения сосредоточена в этих строках, но здесь она обретает полноту осознания себя самой и способность наконец увидеть себя во всей своей чистоте: То, что существует некое сущее, первейшее из всех и обладающее полнотой совершенства сущего, и которое мы называем Богом, доказано, равно как доказано и то, что по изобилию Своего совершенства Он наделяет бытием все существующее, так что Его надлежит признать не только первым из сущих, но и первоначалом всех сущих. Но Он сообщает бытие другим сущим не по природной необходимости, а по решению Своей воли. Следовательно, Бог есть Господь Своих созданий, подобно тому как мы – господа над тем, что зависит от нашей воли. Более того, это господство Бога над сотворенными Им вещами абсолютно, потому что, произведя их без помощи внешнего деятеля и даже помимо предсуществующей материи, Он является всецелым Творцом совокупности бытия. Но так как вещи произведены деятельной волей, каждая из них упорядочена этим деятелем в виду определенной цели. Ибо если благо или цель являются собственным объектом воли, необходимо, чтобы производимое волей было упорядочено в виду определенной цели. Всякая вещь достигает своей последней цели через свое действие, но это действие должно направляться Тем, Кто наделил вещи самой способностью к действию. Стало быть, нужно, чтобы в Себе самом совершенный Бог, могущество коего наделяет бытием все существующее, управлял всеми сущими, Сам же не управлялся никем; и нет ничего, что могло бы уклониться от Его правления, ибо нет ничего, что не принимало бы существования от Него. Стало быть, подобно тому, как Он совершенен как сущее и причина, Он точно так же совершенен в своем правлении». Этьен Жильсон. Дух средневековой философии

*** О вечности, времени и памяти ***

Время — мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.

Анализ (о)сознания времени — давний крест дескриптивной психологии и теории познания. Первым, кто глубоко ощутил огромные трудности, которые заключены здесь и кто бился над ними, доходя почти до отчаяния, был Августин. Главы 14-28 книги XI «Исповеди» даже сейчас должны быть основательно проштудированы каждым, кто занимается проблемой времени.
— Эдмунд Гуссерль

Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее.

Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда.

При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира — вместе с тем и начало времени.

Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения.

Вечность — она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность — мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

***!Теодицея (Богооправдание) ***

Августин доказывал, что все сотворённое Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте — всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определённую меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша».

Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счёте оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.

Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.

*** Истина и достоверное знание ***

Августин говорил о скептиках: «им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно». Критикуя скептицизм, он выдвинул против него следующее возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (то есть более похоже на истину), чем другое?

Достоверное знание — это знание человека о своём собственном бытии и сознании.

  Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю.. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю.. Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живёшь, знаешь, что познаёшь.


*** Познание ***

Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознаёт, всегда желает и помнит:

  Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.
Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания.

Ступени познания истины:

внутреннее чувство — чувственное восприятие.
ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.
разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.
Разум — это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное.

В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.

*** Об обществе и истории ***
 
Средневековая рака с мощами св. Августина в Чьельдоро, Павия
Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

Справедливое государство — христианское государство.

Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Необходимо соблюдать международные договоры.

Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по законным причинам, например, по необходимости отражения нападения врагов.

В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.

В историческом процессе Августин (18-я книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):

первая эпоха — от Адама до Великого потопа
вторая — от Ноя до Авраама
третья — от Авраама до Давида
четвёртая — от Давида до вавилонского пленения
пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа
шестая — началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.
седьмая — вечность
Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство — царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие — христианская церковь.

«Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно, переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.

Августин Аврелий доказывал превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила своё существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.

*** Влияние на христианство ***

Августин оказал сильное влияние на догматическую сторону христианского учения. Воздействие его проповедей было на протяжении последующих нескольких веков ощутимо не только в африканской, но и в западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других течений нашла много сторонников. Августин оставил многочисленные сочинения, имевшие существенное влияние на антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин).

Разрабатывал учение о св. Троице, в рамках которой Святой Дух служит связующим началом между Отцом и Сыном, что находится в рамках католического вероучения и противоречит православному богословию. Характерной для этого учения Августина чертой является его «психологическая» аналогия, в рамках которой Святой Дух соответствует Божественной любви, воле и пр., Бог-Сын — мышлению, Бог-Отец — памяти и т. д.

Августин исследовал отношение человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры.

Оказал влияние на Раймунда Луллия и других православных и католических богословов, подчёркивавших важность разума как источника веры. Согласно Августину, библейские тексты не должны пониматься буквально, если это входит в противоречие с тем, что известно науке. Он объясняет, что в намерения Святого Духа не входило размещать в Священном Писании научные знания, поскольку это не относится к вопросам спасения. Более того, Августин не рассматривает первородный грех в качестве причины структурных изменений во Вселенной и появления смерти в мире людей и животных. Он даже предполагает, что организм Адама и Евы был создан смертным ещё до грехопадения (но если бы они не согрешили, то обрели бы духовные тела и вечную жизнь ещё до Второго пришествия Христа). Основал несколько монастырей, некоторые из них впоследствии были разрушены.

В честь Августина в поздней литературе названо течение — августинизм, поскольку часть исследователей считали Августина родоначальником христианской философии истории, по их мнению, христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и западном латинском богословии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского; августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера.

Учение Августина о предопределении стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — индепендентов.


* Собрания сочинений:

Августин. Избранные сочинения. В 4 ч. — М., 1786.
Ч. 1. О Граде Божьем. Кн. 1-5. — 509 с.
Ч. 2. О Граде Божьем. Кн. 6-12. — 375 с.
Ч. 3. О Граде Божьем. Кн. 13-18. — 496 с.
Ч. 4. О Граде Божьем. Кн. 19-22. Святые и душеспасительные размышления. Книга единобеседований души с Богом. Ручная книжка. Карманная псалтирь.
Августин. Творения. / Пер. Киевской духовной академии (1879—1908, в 11 ч.).
переиздание этого перевода в 4 т.: Сост. С. И. Еремеева. — СПб.: Алетейя — Киев: Уцимм-пресс, 1998.
Т. 1. Об истинной религии. — 752 с. (включает сочинения: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «О количестве души», «Об учителе», «Монологи», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Исповедь»)
Т. 2. Теологические трактаты. — 768 с. (включает сочинения: «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», «О согласии евангелистов», «О книге Бытия»)
Т. 3. О граде Божием. Кн. 1-13. — 600 с.
Т. 4. О граде Божием. Кн. 14-22. — 592 с.

АВГУСТИН
(354—430)
Аврелий Августин, причисленный к лику святых, родился в городе Тагаста
(Северная Африка, Алжир) в семье небогатого римского чиновника. Мать, которую он
горячо любил, была христианкой.
Получив хорошее образование в риторской школе в Карфагене, Аврелий увлекся
философией и… плотскими радостями. Однако вскоре у него интеллектуальные интересы
стали преобладать. С 375 года он преподавал риторику в Карфагене, а через 8 лет — в
Италии, в Медиолане (Милане). Здесь познакомился с епископом Амвросием, изучая
Новый Завет, проникся христианским мировоззрением.
В 387 году принял крещение. Вернувшись в Африку, стал священником, а с 396 года
— епископом в Гиппоне. Жил скромно, предпочитая духовные блага, а не материальные.
Написал 93 трактата (232 книги) и около 500 писем и проповедей. Наиболее известна его
«Исповедь». Бог как исходный и конечный пункт человеческих суждений и действий
непрестанно находится в центре внимания его философских произведений, хотя этим
далеко не исчерпывается их содержание. Например, он полагал, что вера во многом
определяется незнанием («Будем же верить, если не можем уразуметь»), так же как
понятие чуда («Чудо противно не природе, а тому, как известна нам природа»). В своем
духовном развитии он отразил важнейший этап эволюции человечества: переход от эпохи
разума и приоритета материальных ценностей к эпохе веры и ориентации на высшие
идеалы.
Наиболее сильное влияние оказал на него диалог Цицерона «Гортензий» (не
дошедший до нас). Позже Августин стал приверженцем учения Платона и его более
позднего последователя Плотина. Следующим шагом стало увлечение манихейской
ересью. Испытал он и разрушительный скептицизм, усомнившись в том, что на свете
вообще есть высшие истины. После всех «интеллектуальных искушений» и поисков
истины пришел к христианству; его произведения вошли в золотой фонд патристики.
Одна из особенностей Августина как мыслителя — умение пристально вглядываться
в самого себя, обдумывать движения души. Это позволяло ему не просто умствовать
холодным рассудком, но мыслить со всей страстью, напряжением духовных сил, с
подлинным вдохновением.
В основе религиозной философии Августина — стремление постичь высшие истины,
первооснову Мироздания, а также самого себя. В «Монологах» он ведет разговор с
Разумом. На вопрос, что он желает знать, Августин отвечает:
— Я желаю знать Бога и душу.
— А более ничего? — спрашивает Разум.
— Решительно ничего.
Казалось бы, знание Бога — управителя и творца Вселенной объемлет все сущее,
включая человека. Однако Августин обособляет внутренний мир человека — микрокосм.
Это объясняется тем, что в учении Августина Бог наделил человека свободой воли.
Внутренний мир человека непостижимо сложен, подобно Мирозданию. Августин писал:
«Есть нечто в человеке, чего не знает и сам дух человеческий, живущий в нем».
Августина можно считать одним из гениев самопознания. Это великое искусство
помогло ему лучше понимать и других людей, и суть философии, и некоторые черты
окружающего мира. Он сделал следующий шаг от античного завета «познай самого себя».
Это значит — устремляйся к высшему, преодолевай свою низменную природу ради
высших благ — триединства истины, добра и красоты, скрепленных любовью.
Его учение не было последовательным и непротиворечивым. Ведь все живое
развивается и существует именно так — в борениях, противоречиях, непостижимой для
простой логической схемы сложности. Недаром сам Августин считал: «Высший Бог…
лучше познается незнанием». В то же время он был далек от восхваления невежества. Его
принцип — «верую, чтобы понимать». Однако он отдавал отчет в ограниченности разума
человека и в необходимости — за пределами знаний, рассудка, логики — полагаться
порой на чувства, интуицию, вдохновение.
Свои первые крупные сочинения («Против академиков», «О блаженной жизни», «О
порядке») он написал, еще не приняв крещение, в результате свободных философских
дискуссий с друзьями. Академиками он называет скептиков, которые благодаря
логическим ухищрениям, софистике, отрицают саму возможность постижения истины,
доказывают бесполезность поисков ее. Опровергая такие выводы, Августин блестяще
использует оружие противников — логику. Он рассуждал так: «Утверждение, будто
познать истину невозможно, в корне противоречиво. Если оно справедливо, то тем самым
опровергается невозможность познания истины, ибо утверждение скептиков будет
абсолютной истиной».
Августин не был склонен бездумно повторять какие-либо авторитетные
высказывания, пусть даже освященные именами библейских пророков. «Вера в
авторитет, — писал он, — весьма сокращает дело и не требует большого труда», она
необходима «для пользы простейших… более тупоумных или занятых житейскими
заботами», «если они слишком ленивы, или привязаны к иным занятиям, или уже
неспособны к науке, пусть они верят».
По его мнению, у человека есть настоятельная потребность в понимании бытия.
«Душа питается не чем иным, как разумением вещей и знанием» Впрочем, все это он
написал в своих ранних сочинениях. Но ведь человек, тем более мудрый и честный,
никогда не отрекается от самого себя, собственных убеждений и всерьез продуманных
идей. Хотя конечно же он способен пойти дальше в интеллектуальных исканиях и
открытиях.
Свой путь самопознания Аврелий Августин представил в «Исповеди», а
религиозную философию — в трактатах «О Троице», «Монологи», «О граде Божьем». Его
рассуждения свободно переходили от одного предмета к другому. В частности, он
превосходно разработал проблему времени. Августин писал: «Правильно не называть
времена — прошедшее, будущее, настоящее, а говорить так: „настоящее прошедшего“,
„настоящее настоящего“ и „настоящее будущего“. Некие три времени эти я не увижу
нигде в другом месте, кроме как в душе».
Проблемой теодицеи Августин также успешно занимался — чтобы снять всякую
ответственность Творца за зло, присутствующее в мире. По мнению Августина, Бог
олицетворяет совершенство, добро и порядок; Его идеи великолепны, однако,
воплощенные в материальные формы, могут иметь некоторые изъяны. В отличие от Бога
люди, наделенные свободой воли, нередко являются носителями зла, за которое
ответственны именно они сами.
Являясь свидетелем крушения Римской империи, он отвергал обвинения против
христиан за подрыв ее религиозных основ и возлагал вину на духовную деградацию ее
граждан, их погоню за низменными удовольствиями. «Когда человек живет по человеку, а
не по Богу, он подобен дьяволу», — утверждал Августин. Вот почему заслуженная кара
постигает нечестивцев.
Августин предполагал постоянное противостояние «двух градов» — небесного и
земного, возвышенного и низменного, светлого и темного, божественного и сатанинского.
Люди, имея свободу выбора, устремляются к Богу или к дьяволу. Но все это свершается в
мире, осененном Божьей благодатью.
Получается логическая нелепость: добро и зло, противоположные по своей природе,
объединяются в добре. Августин признавал нарушение правил логических
умозаключений в таком тезисе, но утверждал, что в реальной жизни подобные
противоречия естественны; законы формальной логики не абсолютны и порой
опровергаются жизнью. (В науке XX века утвердился аналогичный принцип
«дополнительности», предполагающий возможность совмещать в одном явлении два
взаимоисключающих начала, например в микромире фотон имеет свойства и волны, и
частицы.)
Признавая приоритет воли и веры перед знанием и рассудком, он стремился
преодолеть их кажущуюся несовместимость — «Разумей, чтобы мог верить; верь, чтобы
разуметь». Однако подлинное познание невозможно без озарения, ибо только тогда
открывается нечто возвышенное, превышающее силы человеческого разума,
приобщающее к божественным истинам.
Мировоззрение Августина, достигшего зрелого возраста, было пронизано идеей
Бога. Философии отводилась подсобная роль — Церковь Христова признавалась
олицетворением града небесного, тогда как государство — земного. Праведники,
стремящиеся жить по Богу, противопоставлялись грешникам, живущим «по человеку», а
значит, ввергаемым в сатанизм.
Нетрудно заметить, что в некоторых его воззрениях зло активно противостоит
добру, а во Вселенной, сотворенной всеблагим, всемогущим, всеведущим Богом, имеются
земные владения дьявола. Такое разделение, по мнению В. Виндельбанда и некоторых
других философов, свидетельствует о том, что Августин не вполне отрешился от своей
юношеской наклонности к манихейству.
Дело, пожалуй, не в такой странной для зрелого и самобытного мыслителя
ученической привязанности к некой концепции. Несравненно существенней честность,
искренность духовных исканий Августина. Он не мог отступиться от истины только
потому, что она не укладывается в прокрустово ложе умозрительной схемы.
Когда мы рассматриваем интеллектуальные достижения великого мыслителя,
следует учитывать весь его духовный опыт, все творения, а не только самые поздние или
непротиворечивые. Нередко именно противоречия подчеркивают творческий характер
исканий, а ранние сочинения наиболее ярко отражают романтику поисков.
Итак, Августин — сильная цельная личность. Его творчество существует в том
самом «вечном настоящем», о котором, сам он писал. Оно соединяет все проявления
жизни, и Августина, и нас с вами, и тех, кто появится на земле после нашего ухода.



P.S.: Сборник. Проводники http://proza.ru/2017/12/03/2473


Рецензии
Интересная статья!
Понравилось то, что Августин был действительно мыслителем и писателем,
в отличии от многих других "святых Отцов", которые были просто проповедниками
религии!

Виктор Гаврилов Степ   05.04.2024 04:32     Заявить о нарушении