Буян и Красава. ч. 2

До середины мая видела малышей каждый день, они заметно прибавляли в весе. Дети ели так же, как и взрослые: каждую порцию сухого корма обязательно запивали водичкой. Постепенно распробовали перловку, предварительно замоченную. Лебедята ненасытны: поев крупы, переключаются на водоросли, потом выходят с огромными зобами на берег и снова поглощают зёрнышки, лёжа на мокром песке или в болотной грязи – ноги не держат. Поспали, отдохнули – и снова в воду за пропитанием. Работа у них такая, без работы – никак…

Первыми угощались мама и дети, Буян же стоял в стороне и дружелюбно наблюдал за семейством, сам же подчищал остатки. Всегда держала в запасе жменю-другую зёрен для своего любимца. Как только начинало темнеть, семья мчалась домой. Красава устраивалась с детьми на островке под деревом, а Буян окунался, затем описывал большой круг над островом. Дозор! И ко мне заглядывал, выйти на берег порывался… Нет, дорогой, не смогу объяснить тебе, что сумка пуста, – лучше мне уйти!

На одной из приватных встреч Буян напрягся, вытянул шею, прислушался, резко прервал общение и быстрым «шагом» отправился домой. До своих не дотянул – расправил крылья, взял курс на дальний остров и там вспугнул четвёрку лебедей. Какая чуткость! Без неё не выжить ни птице, ни зверю. Исполнив свой долг в качестве пограничника, глава семьи гордо плыл домой. Четвёрка тем временем развернулась и пролетела низко над гнездом. Долго ещё петлял бдительный Буян возле своего дома, не мог успокоиться. Однажды вечером он стоял на страже далеко от гнезда в течение часа. Застыл в одной точке и не шевелился! Я уходила домой, а он всё ещё стоял.

«12 мая. Совместные прогулки вдоль берега требуют много корма, потому что Буян попрошайничает через каждые полчаса. Сегодня мои «закрома» рано опустели, осталась только баночка с салатом из моркови, капусты и свёклы, от которого отмахнулись лебедята. На очередной остановке оба родителя предъявили претензию… Я пятилась, потом решила отвлечь их салатом. Мою «радугу» не удостоили даже взглядом, зато остановились. Красава стала щипать травку, Буян застыл возле неё. Малыши вышли на берег и присоединились к маме, однако свежая зелень не пришлась им по вкусу. Дружная пятёрка занялась важным делом – чисткой пуха с одновременным почёсыванием тела. Работа расслабила их и погрузила в сон. Отдых детей – это святое. Меня оставили в покое».(Из дневника.)

«13 мая. Появились первые утята – шесть комочков. Мамаша – самая вёрткая и жадная утка в округе. Даже в разгар любви селезню не перепадало ни кусочка хлеба, ни зёрнышка, хотя мы заботились только о нём. Он постоянно уступал самке и тем самым усугублял её нехорошее качество. К детям она относилась не лучшим образом.   

Увидев лебедей за обедом, утка бросила детей на произвол судьбы и подскочила к кормушке, но её прогнала Красава. Утка чуть ли не подпрыгивала от жадности, нарезая круги вокруг лебединого семейства. Утята вылезли на берег и забились в высокую траву. Буян не интересовался ни уткой, ни её отпрысками. Отплывая, самец всё-таки не сдержался и вспугнул утят своей длинной шеей, и те посыпались в воду. Мамаша отрезвела, собрала малышей в кучу и повела на берег – доедать остатки. К ним примкнул интеллигентный папа. Крошечные утята соображали хорошо, собирали зёрнышки, как лебедята. К уткам тихо присоединилась лысуха, долго караулившая везунчиков. Хорошо ей клевать острым куриным клювом! Жадная тоже не сдавалась – пыхтела, ей было не до детей».

«16 мая. За всё время нашего знакомства впервые застала Красаву с детьми без Буяна. Темнело. Караван направлялся домой. Заметили меня, уважили – заглянули на чай-кофе. Пока дети ели, Красава топталась рядом. Вдруг она замерла и насторожилась, хотя поблизости никого не было. Буяна услышала? Нет, из-за камышей высунулась мышка и сразу спряталась. Она хотела выбраться из травы, но всякий раз пугалась и пряталась. Неужели её, как утку, потянуло на крупу? Нет, не посмеет она пристроиться к лебедям… Надо же, посмела! Повод оказался банальным: ей нужно было перебраться через грязную проплешину в кустики. И она это сделала: пробежала бесшумным зигзагом между мной и Красавой, которая, верная себе, вытянула шею и беззлобно пошипела на крохотное создание. Мышке, как и всему живому в нашем мире, иногда приходится решать посильные задачи в экстремальных условиях.

Подошёл мой новый знакомый – русско-узбекский татарин, застрявший в Минске из-за вируса. Он подсказал: «Буян отправил семью домой, а сам остался наблюдать за двумя парами лебедей за мостом, он и сейчас стоит там гвоздиком и не шевелится, отвлекает внимание от семьи. Мужик, готов принять огонь на себя!» Да, Буян умеет подолгу застывать на месте.

Нас стало двое, и Красава позволила себе пошипеть и на нас. Правильно, Буян далеко, а тут уже группа образовалась, мало ли что…»


Малыши подросли, и лебеди стали совершать дальние прогулки. Первой рулила мама, дети – за ней, папа замыкал цепочку.

Буян перестал принимать угощение. Персонально ему подбрасывали кусочки батона, но даже то, что плавало рядом, его не соблазняло. Ну и выдержка! Дети росли как на дрожжах, их организмы требовали больше пищи – только так могу объяснить его воздержание. Раньше он не был таким щепетильным.

Жизнью семьи руководила Красава. Она решала, когда и куда плыть. Дети привязаны к матери, она всё для них. Первое время малыши не отходили от неё ни на шаг, теперь же, повзрослев, маленькая пятёрка оставляла маму доедать крупу, а сама переключалась на водоросли и потихоньку исчезала за камышами. Как только дети оказывались вне поля зрения, Красава подавала сигнал, и все лебедята, вытянув шейки вперёд, мчались на зов. Мама наклоняла голову, и детки трогательно окружали её своими клювами. Буян держался в стороне и наблюдал.

После отхода семейства ко сну он продолжал нести вахту.
Папа присмирел, а мама, наоборот, стала активной.

«28 мая. Красава выгуливала детей без Буяна. Он или сидел под деревом, или плавал возле дома. Было поздно. Обычно с наступлением сумерек мама вела детей самым коротким путём, но сегодня почему-то свернула в заводь. А там коряга с гнездом лысухи, каким-то образом отделившаяся от суши и застрявшая на мели в пяти метрах от берега. Самка насиживала кладку, лысушик отсутствовал. Красава заметила гнездо и стремглав понеслась к нему. Дети старались не отставать от матери. Лысуха, предчувствуя недоброе, вскочила и угрожающе распушила перья. Красава набросилась на неё, стала бить клювом и крыльями. Похоже, она хотела выпроводить курочку из гнезда. Отважная лысуха всеми силами сопротивлялась налётчице, защищая кладку, и громко призывала на помощь своего дружка. Я тоже вопила с берега, помогала лысухе междометиями и восклицаниями. Красава, не ожидавшая такого напора от лысухи, неожиданно успокоилась и вспомнила о детях. Она устроила малышей возле гнезда, соблюдая полутораметровую дистанцию, рассчитывая на понимание смелой хозяйки. Уставшие лебедята уснули. Лысуха умолкла, Красава задремала.

Гуляла рыба, и на воде возникало множество расходящихся кругов. Время от времени подводные обитатели вынуждали Красаву шарахаться в сторону, дети же следовали за мамой. После лёгкого испуга все вместе возвращались к лысухе и засыпали. Чёрная хозяйка гнезда растворилась в темноте. Вряд ли она спала. Отец будущего семейства не появлялся. Где его носит ночью, спрашивается?! Мне тоже давно пора на покой, вот только лысушку жалко – у неё же стресс! 

– Духи воды, не откажите в любезности: вразумите, пожалуйста, Красаву и помогите ей благополучно вернуться домой!

Вскоре раздалось желанное попискивание – прибыл лысушик, вместе парочка быстро справится с ситуацией, если гостью снова потянет на подвиги. До появления потомства Красава была тише воды, ниже травы. Ответственность преображает!

Заглянула к Буяну. Внизу было черно, хотя по небу плыл упитанный серпик. Прислушивалась до тех пор, пока за криками чаек не различила тихий беспокойный голос Буяна. Лебеди молчаливы, их речь коротка и тиха. Буян волновался, ждал, но не искал.

На обратном пути не удержалась, свернула в заводь к лысухам. Красава ушла. Спасибо, ундины!»

«29 мая. Утром проведала лысух. Это тоже мои друзья. После того как впервые угостила самца пшеном, он начал бегать ко мне по воде. Не плыл, не летел – бежал, оставляя за собой фонтан-дорожку. Такого в моей практике ещё не было. Он меня узнавал издали и хорошо знал, что ему сулила встреча. Самке, сидевшей на кладке, предназначался хлеб. Лысушик сначала кормил свою курочку, и только потом клевал крупу.   

Гнездо пустовало. На мой зов примчались обе лысухи, но не одни: за ними семенили детки – двое, причём разного возраста. Вот так! Увлеклась лебедями и прозевала интересный момент».

Подошло к концу самое хорошее, самое живое время – май. Парк жил полноценной насыщенной жизнью. Выводились птенцы, их родители стайками воевали с сороками и воронами. Я тоже наткнулась на ворону, следившую за гнездом моих лысух из высокой болотной травы. Какой шум поднялся! Сородичи собрались на представление, а спектакль не состоялся. «Прима» все стебли пересчитала, еле ноги унесла.

Кого только я не видела этой весной! Цапля пожаловала из «Города птиц», успела снять её, внуку выслала фото. Ярик уточнил: «Это серая цапля». Милый мой всезнайка!

В вечернее время на глаза попадались бобры и ежи, последних баловала: на ночь оставляла яблочко под деревом, а утром его не находила. Не знаю, кому оно доставалось. Одна умная кошка приходила в парк поохотиться на мышей, их здесь полно. Вяхирь с веточкой в клюве чуть не задел меня крылом. Прошлогоднее гнездо, в котором уже сидела самка вяхиря, исчезло после порывов сильного ветра. Чомги устроились в заводи, скоро появятся малыши. Заметно прибавилось чернети. 

Последняя встреча с лебедями состоялась в первых числах июня на канале, а это довольно далеко от дома под деревом. Лебедята окрепли, и теперь родители знакомили их с окрестностями. За ними не угнаться! Красава водила детей вдоль берега, а Буян наслаждался одиночеством. Он превратился в гордого независимого красавца и вернул свой объём. К семье не только не стремился, но и всячески избегал сближения. Что тут скажешь, это птицы, а не люди, они живут по своим законам, в которые трудно проникать. Пусть живут – нам на радость и себе в удовольствие!

В заводи появилась новая пара лебедей. Значит, Буян находился далеко. На контакт со мной они не пошли. Не смогла определить, ночуют ли мои друзья на острове. В вечернее время темно, а рано утром заставала там рыбака в высоких резиновых сапогах. Опрашивала встречных – никто их не видел. Возможно, милое семейство нашло себе лучшее место. Что будет дальше? Моя дружба с обитателями заводи заканчивается расставанием, и ничего изменить нельзя.

Лысушки, у меня же есть лысушки! За ними не нужно бегать по всему району. И чомга сидит на кладке, милые ёжики бегают!

Знакомая женщина, которой я показала гнездо ремеза, поддержала моё мнение об уникальности нашей заводи, парка в целом и добавила: «Как я вам завидую! Лучшее время года пролетает мгновенно. Вы свободны, а мне нужно работать». Я тоже себе завидую. Случается, слёзы сами текут от счастья, умиления, блаженства. Благодарю Тебя, великая Мать Природа!


Рецензии
Хорошо, когда есть такие люди, что благодарят.

Серёга Дмитриев   15.03.2022 00:30     Заявить о нарушении
Благодарность не остаётся без внимания - Природа щедра!
Спасибо, Сергей! С наилучшими пожеланиями,

Валентина Телепенина   15.03.2022 11:28   Заявить о нарушении