О стыде и совести. Коротко

Фото автора

Стыд, в отличие от совести, может быть и ложным, ибо он принуждает нас к соответствию нормам, сложившимся в том или ином сообществе. И следование этим неписанным правилам не обязательно устремляют человека к достижению добрых целей. Напротив, желание обрести то, что представляется ценным, среди тех на кого равняемся; стремление быть похожим на них, нередко, ставит нас в недостойное положение подражателя, имитатора, потребителя чужих идей и смыслов.
          Советь в отличие от стыда, обеспечивает проявление  воли, устремляющей нас к тому, чтобы наши дела, слова, намерения соответствовали вечным ценностям, обеспечивающим очищение своей жизни от того, что может привлечь в неё зло, то есть от зла, присутствующего в нашем сердце и разуме. Кто воспринимает мир и людей в свете совести, тот открывает главное – что всё сущее имеет под собой прекрасную основу. Именно способность видеть красоту тех, или того, с кем или чем имеем дело, позволяет и нам самим твёрдо стоять на пути собственного преображения,  обеспечивающего вхождение наше в состояние творчества. Высшим итогом его не является создание неких шедевров, а пробуждение в тех, с кем связан воли, обеспечивающей соответствие их жизни требованиям совести.


Рецензии
Скажите, Вячеслав, какие ценности Вы называете вечными (есть ли нормы, являвшиеся главными жизненными ориентирами во все времена)?
Существуют ли ценности сами по себе, без тех, кто их ценит?
Если да, то их вряд ли можно называть ценностями.
Если нет, то они относительны, складываются в том или ином сообществе и меняются вместе с сообществом.
С уважением,

Томас Твин   27.06.2020 16:51     Заявить о нарушении
Томас, здравствуйте. Спасибо за вопрос. На мой взгляд, хороший ответ на него дал и Иммануил Кант.Он говорил" «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Кант Разрабатывая свою этическую теорию, исходил, из предпосылки состоящей в том, что существует такое знание, истина, которое является вечным, неизменным и универсальным.
Для меня, лично, вечную ценность представляет бессмертная душа человека, совесть...

С уважением В.А.

Вячеслав Александров 2   02.07.2020 07:19   Заявить о нарушении
Что ж, со времён И. Канта астрофизики заметно расширили наши представления о звёздном небе, а зачатки морали можно обнаружить даже у животных. Так что "моральный закон во мне", скорее всего, складывался постепенно и долго. Где особи одного вид вступали в какие-то отношения, там он и формировался как регулятор этих отношений.
Что же касается ценности "бессмертной души", то Вы же сами, Вячеслав, оговариваетесь: "Лично для меня". А для других? Шумеры, народы Севера, буддисты, атеисты не считают душу бессмертной и, соответственно, - вечной ценностью.
Иначе говоря, ценность души относительна, зависит от представлений сообщества и не существует "сама по себе". По крайней мере, так мне кажется.
С уважением,

Томас Твин   02.07.2020 12:45   Заявить о нарушении
Томас, слова "лично для меня" не оговорка. Всё, что я пишу, это именно личные переживания по поводу... Стараюсь мнения своего не навязывать никому.
С уважением В.А.

Вячеслав Александров 2   02.07.2020 13:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.