Не ходи ты рядом с нежным взглядом

      
           Другу моему, профессору Хакиму Каюмовичу Шадиеву посвящается

   В преддверии 75-летия задумалась я, наверно, надо вспомнить о своих друзьях, написать о них, ведь «одних уж нет, а те далече».

    Самые лучшие и беззаботные годы – студенческие. Куда мы так  спешили, куда торопили мы свои года?

   В связи с тем, что над нами проводили очередной эксперимент, в данном случае – переход на 11-летнее обучение, который продлился лишь один год, наш выпуск был вынужден поступать в ВУЗы одновременно со следующим, десятилеткой. Конкурс был небывалый. Вот так и получилось, что среди моих однокурсников оказалось так много выдающихся врачей, докторов наук, профессоров. В том числе и один из моих лучших друзей – профессор - дерматолог Хаким Шадиев. Друг мой верный  Рефат Шакир-Алиев написал сам о своем нелегком жизненном пути на страницах этого портала.

  Хаким происходит из очень большой и дружной семьи. Отец его Каюм-ака  умер два года назад, земля ему пухом, не дожив лишь два года до своего 100-летнего юбилея. В семье было семь сыновей, и всех их мы знали, часто бывали в гостеприимном и хлебосольном доме, где нас , однокурсников старшего сына, всегда очень тепло принимали. Младшенький, Рауфчик, которому тогда едва исполнилось семь лет, был нашим всеобщим любимцем, рос на наших глазах.

  Все мы давали друг другу шутливые прозвища, сейчас уже не вспомню, почему Хаким называл меня «мамочкой», я ровно на один месяц старше его, ну, а я его, соответственно ,«сыночком». Сейчас-то мы уже не «мамочка», а « бабушка» и не «сыночек», а уже и прадедушка, но нежные дружеские чувства друг к другу сохранили. Во многом и мыслим одинаково, что, наверное, и неудивительно – одна школа.

  Хаким и его жена Залоат, мы звали ее Зоей, и даже Джонни, стали первыми родителями на курсе. На одной из фотографий я снята с «нашей первой дочкой»  Нодирочкой на руках.

  Учились мы все очень старательно, да по-другому было и невозможно. «Хвосты» у нас не допускались, не сдал экзамен до следующей сессии – отсев. Было нелегко, но и от развлечений и шуток тоже не отказывались. Сессия-то, как известно, лишь два раза в год. Это тогда «гуляла» студенческая песенка:

   - Не ходи ты рядом с нежным взглядом, сами завтра знаем, ждет экзамен, но сердце – не камень.... Не вставай преградой деканату, не надо, не надо....

    Когда на первом курсе нас отправили на хлопок в Букинский район, который находился там, «куда Макар телят своих не гонял», по словам сочиненной тогда нашими мальчиками песенки, нам пришлось туго. Про нас позабыли: ни нормальной пищи, ни дров, ни освещения. Пользуясь полной тьмой, мы нашу самую маленькую студентку Валю М. однажды упаковали в фартук для сбора хлопка и взвесили вместо хлопка на хирмане. Наши  мальчики-однокурсники вынуждены были нас сопровождать ночью, в темноте, в поля. Это там у нас был туалет под низкорослыми кустиками хлопка, а в руках  ребята  держали палки, чтобы отгонять громадных киргизских волкодавов, что и ростом были с сидящую Вальку М.

   Эх, золотое было время, хотя наши сегодняшние болячки все родом оттуда, например,  от нерафинированного технического хлопкового масла, содержавшего дефолианты, которыми полями опыляли. Но мы были молоды и нам казалось, что вся жизнь впереди. Да она и была тогда еще не за спиной.

  Друзья познаются, как известно, в беде. Последующая работа акушер-гинекологом, как  и у других хирургов, часто заканчивалась крахом молодых семей: не все могли такое выдержать.

Когда распалась моя семья, это Хаким пришел поддержать меня морально, посмешить, повеселить, рассказать мне, что все мальчишки на курсе были в меня влюблены. Что, конечно, истине не соответствовало, это я понимала и тогда, но мой моральный дух ему удалось поднять.

Низкий ему поклон, больше я уже не давала себя сломать.

На нижнем фото мой друг в центре. Обратите внимание, что  в кругу девушек, крайняя справа, если кто не догадался, это я.
    


Рецензии
Как в том анекдоте: "А дихлофосом вы их пробовали?". По-моему лучше (и правильнее):"...наши сегодняшние болячки все родом оттуда, например, от дефолиантов, которыми хлопок за неделю до сбора опыляли". С уважением,

Борис Готман   28.06.2020 13:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис.
С уважением
Елена

Елена Ахмедова   28.06.2020 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.