Памяти писателя Александра Беззубцева-Кондакова

Сейчас, когда я продолжаю заниматься журналистикой, связанной не только с краеведением , но и с литературой и кинематографом, и продолжаю свою собственную литературную деятельность, а так же пытаюсь поддерживать "друзей в литературе", чье творчество мне близко так же, как и они поддерживают меня, я все время  вспоминаю значимых петербургских писателей
– писателя и издателя Александра Житинского,  писателя и главного редактора журнала «Нева» Бориса Никольского,  писателя, историка  и публициста Александра Беззубцова-Кондакова, поэта и бессменного в течение двадцати лет,  редактора  детского литературно-художественного журнала «Костер» Нину Жуланову, главного редактора «Костра» до 2000 года Олега Цакунова.   Никого из них нет уже с нами - и как не хватает их мудрой профессиональной поддержки! Как тяжело, унизительно, обидно общение со многими современными издателями и редакторами, которые не могут и не хотят даже прочесть рукопись, не в состоянии дать профессиональную оценку, которые превратили творческие конкурсы в маскарад лицемерия, а конструктивное общение между творческими людьми подменили круговой порукой.

Светлая память доблестным героям литературного фронта, поскольку литература - это всегда поле битвы светлых и темных сил!

Очень долгое время я собиралась написать о замечательном талантливом молодом ( теперь уже вечно молодом!) писателе и публицисте Александре Беззубцеве-Кондакове и никак не могла заставить себя это сделать, потому что говорить о нем, как о безвременно ушедшем, было бы окончательно признать это - Александр трагически рано ушел из жизни, а я даже долгое время и не подозревала об этом. В последние годы он ( тот случай когда это совершенно заслуженно!) значительно поднялся по карьерной лестнице, и когда перестали приходить от него приглашения на презентации его новых книг и литературные встречи, предложения обсудить литературные темы или экранизации, я просто решила для себя, что он высоко поднялся, не до нас ему теперь, и ведь действительно поднялся он высоко и выше уже и не бывает.
Я помню первую встречу с Александром в Союзе писателей России - тогда председатель петербургского отделения Иван Иванович Сабило представил его мне как необыкновенно одаренного подростка, вундеркинда, автора исторического романа и я записала небольшое интервью с серьезным юношей, казавшимся взрослее своих лет. Потом, когда к Александру пришел и заслуженный успех и большое признание, он выглядел почти так же, как и при нашем знакомстве - то есть теперь уже моложе своих лет.
Помню удивительную мне в современном успешном молодом человеке вежливость и уважительность к труду и литературной деятельности других людей.
Как радостно и приятно мне было найти ссылки в его статье о фильме "Господин Оформитель" на мою статью - все что мы с ним обсуждали в рамках этой темы, все имело ссылки на мою публикацию! и это в наш век, когда сплошь и рядом заимствуют любую чужую интеллектуальную собственность не поморщившись и не испытав никаких угрызений совести.
Его собственная статья об этом фильме невероятно интересна и глубока, как глубоко и серьезно все его творчество, о чем бы он ни писал! В литературоведческом, философском, историческом анализе произведения он был невероятно разносторонним исследователем, открывателем и мастером языка красивого и доступного к понимаю, что редкость для научного исследования.
При огромной своей занятости, он всегда находил время ответить на вопросы - какой прекрасный пример людям, не считающих нужным читать и отвечать тем, от кого невозможно поиметь какой-либо выгоды. Или просто не считающих нужным тем самым "простым смертным" отвечать по безмерному своему высокомерию и самомнению.
Его дружеское участие к людям, чью творческую деятельность он ценил, было тоже какое-то неуловимо деликатное, позволяющее собеседнику ощутить себя достойным человеком, а свое творчество нужным и важным для отечественной культуры.
Наверное, я останавливаюсь на этих размышлениях так долго, потому что всю свою профессионально-творческую жизнь сталкиваюсь с оскорбительным и унижающим творческую личность отношением людей, имеющих хоть каплю власти над судьбой литератора, журналиста и художника.
Имени  гениального мастера отечественной публицистики  и прозы Александра Беззубцева-Кондакова нет даже в пресловутой Википедии, в то время как множество бездарных графоманов числятся там большими русскими писателями.
И когда размышляю со скорбью о его короткой и яркой судьбе, невольно вспоминаю знаменитые строки " Какой светильник разума угас, какое сердце биться перестало!"

Книга, которая сейчас лежит передо мной, когда я пишу эту статью,  была мне подарена автором во время записи телевизионной передачи, посвященной экранизации:   Александр  Беззубцев-Кондаков  «Литература как «шестое чувство».  Санкт-Петербург, 2011, издательство «Сезам-Принт».  Особенно мне нравятся там статьи  «Смерть Пигмалиона» и «Когда крокодилы были левиафанами».  Эти  и другие статьи  можно прочитать и в интернете на литературных сайтах.


Рецензии