БУРЕ

Заснеженная деревня  медленно уходила в сумерки. Бибикамал  ;би нет- нет да посмотрит в заледенелое оконце, в котором своим дыханием  очистила  место для того,  чтобы видеть, что происходит за окном. В хорошо натопленном доме чувствовалась какая-то напряженность. Это чувствовалось во всем. Ужин был давно готов, но никто не садился за стол. Невестка Хадича до сих пор не заходит в дом. Сама себе находит какую- нибудь работу во дворе. Скот накормлен, в теплом хлеву  мерно жуют свою жвачку  и овцы, и корова с теленком, и вернувшаяся без хозяина вся в мыле лошадка Звездочка. Ее еще прошлой весной Сунгатулла  хотел  обменять на более молодую лошадь. Даже присмотрел в соседней деревне, но как-то все не мог решиться.  Он словно прикипел  к своей любимице. Ведь везде вместе. А вот сейчас она пришла без него. Словно чувствуя  свою вину она не поднимала  своих красивых глаз на хозяйку и все время тяжело вздыхала, да и овес, который насыпала ей в кормушку хозяйка, ела неохотно.
    Хадича не находила себе места:  то за ворота  выйдет, то за чем-то в хлев зайдет, то лопату возьмет, то ведро. В конце концов зашла в дом, засунула  ноги в валенки с высокими голенищами, взяла в руки фонарь и , ничего не говоря,  вышла из дома.  В этом доме не заведено было много говорить. В голове не было ни одной хорошей мысли. Ведь говорила же: “ Не ходи один”. Волки уж больно разгулялись в последнее время. Терпенья нет. Воют по ночам, да так, что сидя в доме вздрагиваешь. Да и скотина в хлеву жмется  друг к другу, забывая о еде.  “Нет, все сделал по-своему” , --думая так,  она быстрым легким шагом направилась  на окраину  деревни. Лес рукой подать. Она знала в каком направлении  собирался ехать Сунгатулла. Да и санный след не мог ее обмануть. Она постояла еще минут пять, всматриваясь в полоску леса. Но так ничего и не увидев, она, опустив взгляд, еще минут пять постояла, погрузившись в свои мысли. 
    Поправив шаль на голове свободной рукой,  Хадича решительно направилась сторону леса. Но не успела она сделать и десяти шагов, как из леса показался человек. Она долго вглядывалась в него, но сказать с уверенностью, что это ее любимый муж, она как-то не решалась. Шел он как-то странно и ростом как-будто стал ниже. Ночь сгущалась с каждой минутой. Женщине стало как-то не по себе, и она повернулась в сторону деревни . Добежав до первого хозяйства, где жила многодетная семья Нурислама, она забарабанила в дверь . Ей бы сразу нужно было за помощью обратиться к ним, они бы не отказали. Первым на стук выскочил самый младший из сыновей Ибрагим, узнав в встревоженной   женщине мать своего друга Бадри, он звонко закричал  отцу: “ ;ти( папа), иди скорее , тут у Хадичи апа что-то случилось”. В дверях показался  наспех одевающий полушубок хозяин дома. Хадича торопливо объяснила в чем дело. Вслед за Нурисламом  вышли и два его брата с ружьми. Все поспешили на околицу. Фигура человека, вышедшего из леса медленно приближалась к деревне. Заслышав  тревожную суету,  из соседних домов  стали собираться односельчане,  без особых расспросов подошли  к уже собравшимся. Мужчины с ружьмя пошли навстречу приближающейся  фигуре. Когда мужчины  встретились с этой темной несуразной  фигурой  и обступили ее, послышался  удивленный восторженный гул. Оставшиеся ждать забеспокоились: что же там такое происходит. Народ собирался уже  со всей деревни.  Шли с ружьями, фонарями , а некоторые на всякий случай  прихватили палки. Мало ли что...  Каждый выдавал свою версию происходящему . Но никто не ожидал увидеть такое.
    Мужчины, переговариваясь ,  восторженно покрикивая, медленно приближались к деревне. Среди голосов Хадича  едва разобрала  голос мужа.  Он был какой-то странный, приглушенный.  Шедшие впереди  мужчины, жестикулируя, кричали толпе:
    --Разойдись, быстрее  разойдись, подальше отойдите...Эй, поторопись...

   Собравшиеся сельчане, залезая глубоко в сугробы, выстроившись по обе стороны  санной дороги,  подняв над головой фонари, оставив широкий коридор для идущих, встречали подходящих к околице мужчин. Всем было интересно, что же происходит. Когда же эта процессия  подошла к деревне и пошла сквозь строй односельчан, все ахнули.
    Батыр многих сабантуев, высокий, широкоплечий богатырь Сунгатулла шел в центре . Правая рука его была глубоко в пасти огромного матерого волка. Его давно заприметили  местные охотники. Это был вожак волчьей стаи, разбойничавшей в округе. Сунгатулла волоком тащил его за язык.
   -- Буре, буре,-- понеслось в толпе.—О, какой огромный, тяжеленный,-- восклицали собравшиеся. Вездесущие мальчишки восторженно улюлюкали.
 
     Сунгатулла шел наклонившись к земле. Даже такому силачу, батыру многих сабантуев как Сунгатулла было тяжеловато тащить такого великана.
    Хадича, обрадованная тем , что увидела мужа живым и здоровым, бросилась к дому. Широко распахнув дверь в горницу, крикнула домочадцам: “ Атагыз кайта! Тиз булыгыз!” ( Отец  возвращается! Быстрее!). Никому не нужно было говорить, что надо делать. Так же быстро выбежала обратно. Нужно затопить баню. Благо она была еще теплая. В висках стучало: “ Аллага шокер, исэн”( Слава богу, жив”).
   
Человеческий век короток. Книга жизни сразу пишется набело. Нельзя по судьбе человека  ходить в грязных калошах. И когда только мы это поймем???
      После того случая  волки надолго пропали из здешних мест. Только одинокая волчица, надеясь не известно на что, кругами ходила вблизи деревни. А в лунную ночь ее тоскливый вой заставлял сжиматься сердца. В народе говорят , что волки очень умные, сильные, благородные , верные  друг другу животные. Видимо, поэтому, если кому-то и давали такое прозвище, то они,  скорее всего, отождествляли его с этом жителем лесов. С этого дня Сунгатуллу и всех его домочадцев так и звали  уважительно “ бурелэр”. Прошло ни одно поколение . Эта семья гордо несла свое предназначение. Ни одно мероприятие, ни одно сколько нибудь значимое событие не обходилось  без членов этого семейства. Один из прапраправнуков Сунгатуллы к юбилейной  дате матери подготовил в подарок скульптурку, на которой был волк- вожак с верной волчицей  в окружении молодых волков и волчат. Когда раскрыли подарочный пакет, и собравшиеся  за уставленным разными яствами столом  увидели  сам подарок, раздались аплодисменты.               


Рецензии