Луораветланский язык, или все о чукчах и чукчанках

“В лицо ударило снегом и ветром. Отцепляя по одной, она перевела всех собак в чоттагин.  Потом ощупью нашла распяленную на снегу нерпичью шкуру и принялась выдергивать колышки. Забравшись под теплое оленье одеяло и чувствуя, как тепло возвращается в остывшее тело, засыпая под усилившийся вой ветра и хлопанье моржовых кож по крыше Умкэнэу снова вспомнила слова мужа о любви.”

Юрий Рытхеу

Девушки, если вы хотите, чтобы к вашим ногам кинули белую медвежью шкуру и обняли плечи ярким северным сиянием - значит вам сюда, в тундру. Именно это обещал Кола Бельды, приглашая поспешить на край земли. Автор бы добавил: "Олени бегут эгей гей. Чукчанок к счастью везут гей гей ". Речь в нашей заметке пойдет о чукчах, удивительном народе, живущем в криолитозоне в верховьях реки Вилюй. Образ чукчи у автора вырисовывается следующий: коренастый как местные деревья, в камусовых штанах, оленьих торабасах (прим. сапоги), с ошейником из беличьих хвостов и поясом из нерпичьих шкурок стоит такой на берегу Бухты Провидения и плевать ему на вечную мерзлоту. Хозяин Арктики! Кругом море ледяное - порой опасная, но всегда кормящая мать. Поодаль бодро скачут олешки (авт. оленята), заливисто лают очень красивые якутские лайки, курится дымок над ярангой.  А экзотичная жена-чукчанка в праздничной кухлянке рассказывает краснощеким курносым детишкам Сказки Чачу.
 
"А чукча в чуме, чукча в чуме, а чукча в чуме ждет рассвета" - наяривает чукотский рок все тот же Кола Бельды. Чем же отличается чум от яранги. Эта как сравнить особняк на Рублевке с хрущевкой в Выхино. Чум - шалаш, очень напоминает индейский вигвам. Яранга - полати купольного типа! 50 моржовых шкур защищают от -50 градусов мороза. По многообразию и конструкции чукотских жилищ можно изучать сложнейшие объемные геометрические фигуры. Автор даже бы уточнил - стереометрические. Тетраэдры, октаэдры и гексаэдры в почете. Снаружи яранги стайкой стоят  плюшевые хаски и лайки в ожидания каюра (прим. ездовой). Народ чукоч - очень выносливый и нечувствительный к холоду и голоду.

Нам известно, что чукчи отличные оленеводы. Но только олень оленю рознь. Северный селекционный чукотский олень, товарищи, - животное исключительно полезное и доброе. Он очень продуктивен, обладает спокойным нравом, достигает упитанности быстрыми темпами и очень дружит с детьми. Как, спросите, отличить такого оленя от других. Так вот рога есть и у самок. Автор бы памятник поставил Северному Оленю. Кстати длинный шест для управления оленями достигает в длину 5 метров, как весло у венецианского гондольера, да и сноровка требуется такая же. Чукчи - мастера высочайшего класса по изготовлению саней, вьючных сум, ларей, лыж и байдар. У детей первая подвижная игрушка - это нарты.

Эх, прокатиться бы на чукотских "карибу" и лосях по бескрайней тундре, мимо светлохвойных лесов и даурской лиственницы, да при полярном сиянии. Северное сияние в этих краях ярче, интенсивнее, чем где-нибудь на Таймыре, Кольском полуострове и может быть даже в Исландии. Остановиться у залива Лаврентия, дать сохатым пощипать ягель, полюбоваться на звездное небо. Это довольно поэтично! Особенно при наличии фляжки коньяка. Только не у всех получится. Края - то пограничные.

Если говорить об устном народном творчестве чукчей, наверное,   это заговоры, тотемные сказки вплоть до космогонических преданий. Из животных в сказаниях популярны вороны, полярные совы и белые медведи. Но самое интересное, что ворона может оказаться и дочерью белого кита и женой хозяина моря краба, и даже дочкой грома.  Что ни бабушка чукчанка в капоре из лапок росомах, с бусами да бахромой - то сказительница и песенница.

А сейчас мы ударим в бубен и начнем камлать! Зарезонируем обертонами в варангу (авт. губно-губной инструмент), начнем ворожить и, возможно, отправимся вместе с шаманом в путешествие в иные миры. Чукотские экстрасенсы - также укротители плохой погоды, ответственные за разгон облаков. К ним обращались охотники, надеясь на удачу, будь то промысел снежных баранов, лосей или даже китов. Девушки ждали от них заветных слов: "Детной будь, смеющейся будь". Вот выйдет такой вот Ай-Чурек, топнет ногами, начнет бормотать, задрожит земля, исполнит договор с духами. Посмотрите на небо. Полярная звезда! Все остальные звезды вокруг нее ходят как олени и лошади на привязи. Это y нас Большая Медведица, а у чукоч Дикий олень-бык.

Есть в истории чукчей и военные страницы. Когда шли стойбище на стойбище. Как сами понимаете полк чукчей нельзя было назвать кавалерийским, но крупнотабунным оленьим авангардом можно. Идеал чукотского воина - северный силач, с мускулатурой, который может первым добежать до вершины холма и получить в награду стадо или байдарную артель. Кстати - чукчанки были отличными боевыми подругами воинам-мужьям, неплохо фехтовали копьями, а при приближении врагов предпочитали не сдаваться живыми в плен.

Большие народы как русские и американцы оказали негативное влияние на чукчей. Миссионеры приучили чукчей к спирту, а бумажные иконки святых меняли на беличьи шкурки. Скорее всего дело было так - шли русские по стойбищам и выкрикивали "Табак, табак". А в ответ им "Песец, песец". Да и начальник Чукотки, помните, все кричал: "Даёшь краспесец!" Янки зарились на морских зверей, истребляли морских гигантов, добывая китовый ус, брали моржовьи клыки и тюленьи кожи.  В качестве денег полновесные папуши табаку и плитки- кирпичики чая.

Если бастурма с чаманом из аджики - армянский деликатес, то строганина из рыбы чир - чукотский деликатес. Если про строганину все слышали, то про долбанину можете и не знать. Это когда долбят замороженное сырое мясо и рыбу до состояния кашицы. Из горячего - суп опанэ - рекомендовал бы только смелым и отважным - бульон с внутренними жирными кусками оленя варят в оленьей крови. Еще один деликатес - обжаренные на огне хрящи весенних рогов оленя. Мужчинам стоит обратить внимание на оленьи мозги. Сразу черкну рецепт. Взять триста граммов отварных мозгов оленя, смешать с двумя вареными яйцами гаги, добавить зеленые побеги женьшеня, дикий щавель, подавать к столу в холодном виде.

Немного о лингвострановедении (автор защитил диплом именно по этой специальности). Сами чукочи называют свой язый луораветланским. Он богат синтагмами (прим. словосочетаниями одного смыслового ряда). Мужчины чукчи "ч"- екают, а женщины "ц" - екают. Чай - цай! А еще чукчи "г" екают как украинцы. Нирек, нырок, нырак - вроде бы легко считать, но правда до пяти, а потом начинаются сложнейшие Ыннанмытлынен, Конячгынкэн. Забавно, но если перевести на русский 11 то получится 10 и 1 лишний, 12 - 10 и 2 лишних. Ребенка чукчу можно назвать нежным Алелекэ, Лелекаем, но вот Уйбанчиком, я думаю не стоит. Забавно, но Чукочья река у чукчей называется Рэвум-Рэву!

Ребята, чукчи - самые вежливый народ, они не знают бранных слов. Говорят, и это наверное правда, что самое обидное это сказать «Ты совершенно ни на что не похож! » Не, ну на самом деле обидно!

Завершу рассказ о чукчах песней того же Кола Бельды: "Ранина ранина ханина ранина хей дая дай хей хей ранина", возможно первым советским рeгги. “Ну будете у нас на Колыме - милости просим!” - в зону, так сказать, ограниченной рекреационной деятельности!


Рецензии