Приоритеты воспитания

Человек существо социальное и не может полноценно развиваться и жить без взаимодействия с другими людьми, а это вопросы воспитания, обучения и общения. Можно сказать, что это самые важные вопросы для любого человека, и от них зависит качество всей жизни. Вопросы взаимодействия между людьми это вопросы отношений, которые всегда строятся на основе морали и нравственности, а это вопросы справедливости, то есть вопросы добра и зла, учащие тому, что такое хорошо, а что такое плохо.
 
Нравственные приоритеты напрямую зависят от того, как человек определяет для себя иерархию в обществе, и насколько ясно видит свою роль и роль других в жизни общества. Поведение любого человека является следствием его личного восприятия мира и взаимодействия с окружающими людьми. Восприятие мира зависит от сформированного мировоззрения. Мировоззрение представляет собой  целостную систему ценностей, единую картину мира, то есть систему взаимодействия принципов, взглядов и убеждений.
 
(*Мировоззрение – это система взглядов, воззрений на природу и общество; *нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Сл. Ожегова)).
 
Каждый человек индивидуум, способный самостоятельно мыслить. Каждый обладает правом на принятие решений и обязан нести ответственность за свои действия. Трудность в том, что все дети с рождения уже готовы принимать решения, а вот отвечать за свои действия ещё не готовы. Мечта любого малыша (незрелой личности) это делать все, что хочется, при этом, не нести никакой ответственности за соделанное. Поэтому задача родителей состоит не только в том, чтобы обеспечить ребенку все необходимое для роста и развития, но и в том, чтобы научить детей отвечать за своё поведение. Так и задача педагога состоит не только в том, чтобы научить ребенка школьной программе, но и в том, чтобы научить нести ответственность за принятые решения.
 
В идеале родители и учителя должны совместно воспитывать в детях правильные принципы поведения, учить жить честно по совести, быть справедливыми и относиться к другим так, как хотели бы, чтобы относились к ним. Но в жизни так бывает очень редко и ничего с этим поделать нельзя. Родители учат одному, учителя другому, общество третьему, а друзья и товарищи способны, как поддержать, так и предать.
 
Как ребенку не запутаться в разности суждений и мнений о жизни? К счастью, есть единые для всего человечества морально нравственные нормы, определяющие добро и зло. И прежде всего, нужно опираться на них, тем более для всех народов мира эти ценности едины: это мир, дружба, верность, справедливость, почитание старших, помощь немощным и так далее. Вечные ценности учат человечности в каждой стране и в каждом народе. В христианстве это заповеди Иисуса Христа, которые актуальны во все времена и не противоречат основам государственности.
 
Проблема учителей и родителей в разобщенности в нежелании тех или других взаимодействовать слаженно для пользы ребенка. К сожалению, решить эту проблему невозможно, поскольку, во все времена были, есть и будут люди, не желающие взаимодействовать и предпочитающие одну единственную точку зрения – свою собственную. Эгоизм, невежество и равнодушие это извечные болезни человеческого общества, которые распространяются, как на родителей, так и на учителей. Не удивительно, что и дети впоследствии заболевают этими же пороками общества.
 
В мировом масштабе проблему зла решить невозможно, но на местах многое может зависеть даже от одного человека, особенно, если этот человек учитель. В современном обществе нет недостатка в научных знаниях, но есть огромный недостаток личных примеров достойного поведения. Одно дело рассказывать о ком-то, но совсем другое видеть настоящие правильные и справедливые поступки современников. Профессия учитель просто обязывает к таким поступкам, а поступки требует самоотдачи, зрелых решений и твердого характера. Тогда и родители, видя в учителях не только наёмных служащих, а людей высоконравственных, заинтересованных в правильном развитии всех учеников, будут больше доверять и помогать учителям в воспитании и становлении личности их собственных детей.
 
Перспектива взаимодействия родителей и учителей в формировании личности учеников, в добросовестном исполнении каждого своих прямых обязанностей. Только необходимо помнить, что дети это не взрослые, и нельзя взаимодействовать с ними на равных. Родители и учителя должны всегда быть теми, кого дети обязаны почитать и слушаться, не в зависимости от их личного согласия или несогласия со старшими. Младшие должны почитать старших. Так учит Божья заповедь, и также учит законодательство Российской Федерации, где указаны права и обязанности родителей заботиться о своих детях, а детям остается должным образом подчиняться родителям.
 
Когда в обществе растут настроения, рушащие вековые традиции уважения к старшим, тогда начинает рушиться институт семьи, падает авторитет родителей и, как следствие, обесценивается авторитет учителей. Тогда катастрофы в обществе не миновать. Чтобы этого не случилась, нужно начинать с себя, и уже сегодня на своем месте родителя или учителя не позволять вседозволенности и прочим безнравственным вещам проникать и укореняться в неокрепших душах наших детей и учеников.


Рецензии