Три богатыря
Здравствуйте, 7”Б”! Сегодня мы познакомимся с картиной выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова “Богатыри”. Или как ее еще называют - “Три богатыря”. Вот она, перед вами на экране. Я уверен, что каждый из вас ее видел и что-нибудь о ней да слышал. То есть, она вам должна быть известна. Как известны, скажем, плакаты по оказанию первой медицинской помощи на стенах в кабинете труда.
А примечательно в ней то, что картину эту художник Васнецов рисовал почти 20 лет. Это, конечно же, очень долго! Так что ты, Сидоров, который не в состоянии уже два месяца сдать мне готовое изделие типа “табуретка", можешь считать, что находишься в самом начале своего творческого пути.
Также я выделил бы в истории написания этой картины еще один интересный факт: первые 5 лет художник прорисовывал ее только карандашом и лишь потом взялся за краски. А помните, что я вам говорю на своих уроках, когда вы отмеряете карандашом заготовки? Семь раз отмерь - один отрежь! Вот и Васнецов, по всей видимости, был очень аккуратным человеком, раз не спеша вымерял картину 5 лет.
И последняя деталь, о которой стоит упомянуть, прежде чем перейти к рассказу о картине - ее размеры. Вы только представьте себе - она написана на полотне три метра на четыре с половиной! Чтоб вы представляли: если положить ее здесь на пол, то она займет полкласса. Я бы точно не смог рисовать в одном углу и при этом помнить, что изображено в другом.
Теперь об идее картины, ее аллегориях и зашифрованных посланиях потомкам...
На картине на фоне среднерусской возвышенности изображены три вооруженных былинных богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Вряд ли они встречались вот так вот в реальной жизни. Тем не менее, для усиления суммарной мощи стоящих на оборонительном рубеже витязей художник изобразил их вместе.
В то же время Васнецов недвусмысленно дает понять, что охранять границы Руси можно и нужно не числом, а умением! Поэтому он посчитал достаточным изобразить только троих богатырей. Но - не одного! Если бы на картине был только один народный герой, пусть даже и Илья Муромец, то очевидно, что у художника при этом должны были бы возникнуть проблемы: а чем же заполнить остальное пространство такого огромного полотна?
Это же касается и лошадей, как основной тягловой силы и средства передвижения того времени. Для современных почитателей живописи очевидно, что если три богатыря стоят в дозоре, то волей или неволей они должны ассоциироваться с нашими пограничниками. И тогда логично предположить, что на картине рядом с каждым из них - место для служебной собаки, типа “овчарка”. Однако, художник выбирает для сюжета других и именно этих умных животных. Почему? Потому что кони вместе с наездниками на две трети закрывают собой пространство картины, снимая тем самым вопрос о фактурном заполнении обширного полотна.
Обратите внимание, что мастер не повторяется ни в объектах картины, ни в ее деталях. И это тоже неспроста!
Кони разной породы и разного окраса должны наводить на мысль, что уже в те стародавние времена коневодству на Руси уделяли огромное значение.. Разное оружие в руках богатырей говорит об универсальной боевой подготовке воина того времени. Разная комплекция и стать самих витязей недвусмысленно намекают на то, что героем может стать каждый. И даже ты, Сидоров! Правда для этого тебе сначала нужно попасть в пару-тройку народных сказаний, типа “анекдот”.
Далее, вас не должна вводить в заблуждение выбивающаяся из общего плана коренастых богатырей женственная фигура Алеши Поповича. Этот юноша при встрече мог так дать, что мало не покажется. Угостить стрелой на расстоянии тех, до кого руки не дотягиваются, а потом еще и сыграть на гуслях на их поминках. Не случайно слева от Алеши оставшегося пространства картины больше, чем справа от Добрыни Никитича. Это, как бы сейчас сказали, не ошибка в центровке и выравнивании, это намек мастера на широту русской души. Стрелять - так стрелять, гулять - так гулять. И с персонажем картины, который и пострелять из лука горазд и сыграть на гуслях не дурак - этот тезис с общим замыслом картины очень даже гармонично увязывается.
Далее. Люди, глядя на эту картину, уделяют внимание в основном конной группе богатырей, считая пространство перед- и за ними лишь фоном. Ну вроде того, что надо же чем-то оставшееся место занять, а красок еще - конь не валялся. Это поверхностный взгляд на сюжет картины и непонимание замысла художника. Посмотрите-ка на задний план, 7 “Б”! До самого горизонта - ни одного взрослого дерева! Куда подевались деревья? Ну, Сидоров? Правильно! Древесина в те далекие времена, как и на наших уроках труда - основной строительный и поделочный материал. Из нее возводили оборонительные укрепления, строили крепостные стены, мостили дороги, да мало ли чего еще ….
Художник запечатлел тот временной цикл, когда готовая к применению древесина в этой местности уже вся использована, а новые деревья еще не успели вырасти. Именно поэтому богатыри в своих величественных позах так спокойны и уверенны в себе. За спиной, где-то там - вне рамок картины, стоят мощные деревянные крепости, соединенные между собой проторенными вымощенными кругляком дорогами, на которых через равные промежутки возвышаются сторожевые башни с дозорными. В общем, тылы надежны и есть куда отступать, если что..
Но! И это очень важно! На переднем плане мы видим подрастающие молодые деревья. Несомненно, что это искусственная посадка хвойных и она простирается вперед и очень далеко. Настолько, насколько хватает взора из под руки Ильи Муромца. Уж он-то знает, что пройдет десяток лет, и на этом месте вырастет естественный лесной заслон, куда враг и не сунется. В целом этот художественный прием является очень мощным посылом потомкам о бережном отношении к природе и обязательном замещении молодняком вырубленных лесных угодий.
Отдельная тема - светлые кучевые облака на заднем плане картины, благодаря которым подчеркивается и линия горизонта средне русской возвышенности, и спокойные в своей уверенности силуэты былинных героев. Простая и эффектная техника, часто применяемая, как современниками Васнецова, так и нынешними мастерами и любителями живописи.
Да чего далеко ходить? Даже у Сидорова прослеживается явное подражание знаменитому художнику! Как вы знаете, свои простейшие граффити из трех букв на стенах нашей школьной котельной он старается оставлять на светлых участках.
Времени до конца урока осталось мало. Поэтому возьмите карандаши, откройте свои альбомы и почувствуйте себя художниками Васнецовыми. Мальчики рисуют оружие богатырей, девочки - елочки переднего плана. Надеюсь, что вам не потребуется на это 5 лет.
Да, будете в Москве - обязательно посетите Третьяковку и посмотрите “Трех богатырей” вживую. Как вы теперь знаете - картина огромная! А раз так, то каждый сможет обнаружить в ней что-то своё, скрытое от остальных. Как недавно открыл для себя эту картину и я.
_________________
Свидетельство о публикации №220061300518