Зелёнка

На Суре стала брать стерлядь. Нет, она ловилась и до этого. Но когда вода прогрелась, пошёл  разговор, что клёв стал гораздо лучше. Герка ездил на реку пытался, как он говорил, обрыбиться, но не получалось. Он ловил, конечно, рыбу, но всё это было не то. Густера, язи, сомята, не говоря уж там о ершах и пескарях. А вот стерлядь поймать не мог. И червяков отборных земляных на крючок насаживал, а вот никак и всё тут. И вот друг его один, как-то спросил:
- А ты на што ловишь-то?
- На что. На червя земляного, – ответил Герка. – На что ещё ловить? Овсянник ещё не подошёл. Он в этом году, наверно, к середине июля нормальный будет, чтобы его на крючок насадить можно было.
- Говорят, она на зелёнку хорошо берёт. Я вот сам хочу попробовать.
- Я когда-то пробовал на неё ловить, – сказал Герка. – Только где её для рыбалки наберёшь? Она вся в воде на корягах. И надо же такому маленькому червячишке в какой-то паутине на корягах приютиться. Вода-то вроде теплее стала, а не больно. Поныряешь за ней и околеешь. Нет уж никакой стерлядки не надо.
- Так мужики вон с берега баграми приспособились. Болотники наденут, багор в руки, коряжку небольшую на берег вытаскивают и зелёнку-то собирают.
- А где его багор-то найдёшь? У тебя нет? – спросил Герка.
- У меня нет. Один говорил, кошкой как-то коряги к берегу подтягивает.
- Кошка-то у меня вроде где-то была. От отца или деда ещё осталась, – поведал Герка другу.
- Ну, вот и попробуй.
Герка долго рылся в сарае, но всё же нашёл прочную, острую, кованную кошку, которая от времени местами покрылась ржавчиной.  Затем тайком от жены отрезал прочную бельевую верёвку и привязал к кошке. Потом он начал размышлять, где лучше коряги цеплять. Толи с песка заходить, толи с крутого берега. Решил далеко не ездить. Здесь вот рядом на пляж. Если с этой стороны не получится, то на другую сторону на резинке можно переплыть. Резинкой он называл надувную двухместную резиновую лодку.
Сын Сашка, увидев его сборы, тоже начал проситься с ним. Герка вначале отмахивался, потом сказал:
- Ладно. Скажи матери. Собирайся и поехали.
Они погрузили в багажник «Жигулей» лодку, болотные сапог,  ну, конечно, спрятанную в рюкзак кошку с верёвкой. И вскоре они уже подъезжали к месту на Суре, которое называют пляжем. Машина остановилась на границе, где полоска больших лопухов отделяет песок от земляного берега. А дальше за лопухами до самой воды маленькими барханчиками стелился чистый сурной песок. Герка с Сашкой вышли из машины. Сашка сразу начал бегать по песку.
- Пап, а пап! А почему говорят, что у Суры донышко серебряное, а берега золотые? – вдруг спросил отца Сашка.
- Я, конечно, точно не знаю, где-то какой-то умный человек так в литературе написал, – ответил Герка и немного удивлённо посмотрел на сына.
На пляж уже притащили деревянную будку на полозьях. В воде к деревянным мосткам были привязаны две лодки. На бортах одной из них можно было прочитать: «СПАСАТЕЛЬНАЯ».  Пляж был пуст. Ещё не сезон. На нём не было видно даже спасателей.
Герка с сыном перенесли все привезённые принадлежности ближе к воде. Герка надел болотные сапоги. Сашка, увидев на отце болотники спросил:
- Пап а раньше в воду в чём лазили?
- В чём, тоже в сапогах, только они не резиновые были, а кожаные. И их тогда броднями называли, – ответил сыну Герка. В общем,  это такая обувь, в которой, где вода – вброд можно переходить.
- А это что за железка у тебя к верёвке привязана? – снова спросил Сашка, увидев в руках странный инструмент. – А верёвку у мамки отрезал?
- Это железка кошкой называется, – ответил Герка сыну и добавил. – Ты, смотри, матери не скажи. Раньше ей твой дед из колодца вёдра вытаскивал, если они в него нечаянно упадут. Видишь, какие у неё когти острые? А я ей сейчас коряги из воды буду вылавливать. - А зачем тебе коряги? – допытывался Сашка.
- Сам увидишь. Ладно, я пошёл, – ответил Герка сыну, заходя в воду.
Он начал медленно ходить в воде вдоль берега стараясь нащупать ногой коряги. Иногда он останавливался и бросал кошку в воду и тянул её по дну к себе стараясь зацепить корягу. Но как он не старался, ничего у него не получалось.
- Видно тут уже дно почистили, – сделал вслух вывод Герка. – Придётся нам с тобой, дружок, на ту сторону на лодке переправляться.
Они быстро накачали лодку, надули резиновые подушки, сели и поплыли. Герка работал вёслами, стараясь, чтобы быстрое течение реки, далеко не снесло лёгкую резиновую лодку. Сашка сидел в лодке и командовал:
- Права руля! Полный вперёд!
На том берегу они нашли не большую тихую заводинку и причалили к берегу. Герка, выходя на берег и вытаскивая за собой лодку, пошутил:
- Суши вёсла и лодку тоже!
Потом он взял своё когтистое орудие и начал его забрасывать. Здесь коряг было много, но они были все такие здоровые и Герка не мог, конечно, их подтянуть к берегу.
- Да-а, тут коряжницу надо? – рассуждал он вслух. – Багром, конечно, лучше, ловчее. Можно нащупать не большую, зацепить и подтащить. Если не поддаётся, отцепил багор и ищи другую корягу. А тут, если этот зверь зацепится, его, наверно, и не отцепишь.
 
Герка, в общем, как в воду глядел. Кошка у него зацепилась. И как он её только не дергал, куда не заходил и по течению, и против течения, он не мог её отцепить.  Тогда он сел в лодку, взял в руки верёвку, и отплыв от берега, попытался освободить кошку. Вначале это ему не удалось, но со второй попытки всё же получилось. Подплывая к берегу, он подумал:
- А что если с лодки попробовать. Конечно, корягу вытащить невозможно, а вот кусты из воды подтащить к лодке, вполне. И, действительно получилось. На кустах нашёл несколько штук нужной ему наживки-зелёнки. Это воодушевило его. И он продолжал делать всё таким же образом. Зацепит. Подтащит. Соберёт зелёнку в банку и отпустит куст опять в воду. Вначале он даже не понял, что произошло. Куст, который он зацепил кошкой, вдруг соскользнул с неё и быстро ушёл в воду. А кошка, сорвавшись с куста, с силой вонзилась в надутый борт лодки. Воздух мгновенно со свистом вышел из передней секции. И Герка нырнул в воду.  Он даже не успел сильно испугаться. Вода тут же оказалась в болотных сапогах. Герка почувствовал, что к ногам его как- будто привязали гири, и он пошёл ко дну. Оттолкнувшись от дна, он вынырнул и успел крикнуть:
- Санёк, помоги! Найди палку и протяни!
Сашка, бросив занятие с лягушками у воды, кинулся искать палку. Герка тем временем глотнув воздуха, снова погрузился в воду. У него мелькнула мысль:
- Нет, он мне не помощник. Надо как-то самому.
Он вновь оттолкнулся от дна и сделал несколько взмахов руками. Течение сносило Герку, а болотные сапоги, наполненные водой, и намокшая одежда тянули вниз ко дну. И он вдруг он понял, что нужно опускаться до дна, а потом отталкиваться от него в сторону берега.
- Всплывать на поверхность, глотать воздух и делать несколько гребков руками и всё повторять, пока есть силы. Господи, дай силы и помоги, – неистово билась, единственная в Геркиной голове мысль.
 Сколько раз делал он так, он, конечно не помнит. Выныривая, он видел, как растерянно бегает по берегу сын, и это придавало ему силы. Медленно, но Герка стал приближаться к берегу.
Потом, тяжело дыша, он на четвереньках выполз на берег. Сын молча, как мог, помогал ему. Герка перевернулся и лег спиной на тёплый клочочек песка под нависшей над ним кручей. Теперь этот песок, казался ему дороже, чем золотой, а застывшие над ним в голубом небе облака казались ему ангелами спасителями.
Вначале Герка снял один болотный сапог и вылил из него воду, затем второй. Вскоре дошла очередь и до одежды.
- Пап, а где твоя охотничья фуражка? – заботливо спросил сын отца.
- Фуражку, сынок, сом, наверно, уже где ни будь под корягой примеряет, – немного грустно ответил Герка, улыбаясь. Ему было стыдно перед сыном за такую глупую промашку, которая с ним произошла. – А где у нас с тобой лодка?
- Лодка у нас туда вниз по течению поплыла, – махнув рукой, сказал Сашка.               
- Давай, быстрее пошли. Наверное, где-то уж к берегу её прибило, – надевая на себя мокрую одежду сказал Герка.
Вскоре они подобрали лодку, затем надутые резиновые подушки.
- Хорошо две секции, а то тоже бы к рыбам на дно ушла – выпуская воздух из задней секции, сказал Герка сыну. – Мать уж точно нас за это не похвалила бы. Хотя нам с тобой и так на орехи достанется.
- Пап, а кошка тоже утонула? – спросил Сашка.
- Да все кошки плавать не умеют. А ты вот, давай учись. Это дело нужное, – сделал вывод для сына Герка.
- А как мы теперь на ту сторону переплывём? – вновь спросил Сашка отца.
- Ждать будем. Кто-нибудь на лодке поплывёт, попросим, и нас переправят. Или вон спасатели придут на дежурство, у них там две лодки – начал перечислять варианты отец сыну. В жизни всегда можно выход найти. Самое главное, сопли не надо распускать. Мы же с тобой не на острове в океане, а рядом со своим посёлком.
- Есть и пить только хочется, – сказал Сашка.
- А ты терпи. В жизни, знаешь, сколько терпеть придётся? – вновь начал поучать Герка сына.
Вскоре у будки на другом берегу появился мужчина. Он деловито подошёл к лодкам, заглянув в одну из них. Затем залез в неё, и сев на скамью начал банкой вычерпывать воду.
Герка окликнул его:
- Вячеслав, здорово! Выручай нас. Переправь на ту сторону!
- Здорово! А как вас туда занесло? – в свою очередь спросил Вячеслав.
- Вот переправишь, всё расскажу, – крикнул в ответ Герка.
Немного погодя Герка с сыном сидели на корме лодки и Герка рассказывал Славке, что с ним приключилось. Тот, выслушав, сказал:
- Да-а, легко ты отделался, надо сказать, да ещё в моё дежурство.
Приехав домой Герку с Сашкой встретила жена.
- Куда вы у меня запропастились? – спросила она сына.
- За зелёнкой ездили, – ответил Сашка.
- За какой ещё зелёнкой? За травой что ли? – спросила мать сына.
- Эх, ты, мамочка, не знаешь! Это червячок такой зелёный в корягах живёт, – ответил Сашка матери. – А ещё папа кошку утопил.
- Чью кошку? – не поняла мать.
- Чью, нашу, вместе твоей верёвкой, – пояснил Сашка. 
- Так я Мурку только что накормила, – удивилась мать.
- Так та железная, папа говорит, дедушка ей вёдра из колодца вылавливал, – вновь пояснил Сашка.
Герка тем временем молча выгружал порванную лодку из машины. Жена, увидев на Герке мокрую одежду, поняла. Что с Геркой вновь что-то приключилось, и она сказала:
- Чему сына учишь? Нет бы, чему ни будь полезному, толковому.
- Жизни учу, вот чему учу, – огрызнулся Герка.            


Рецензии