Глава 3. Дипломы

Итак, мои родители “поженились”. Впрочем, это слово не подходит, так как свадьбы в привычном понимании этого ритуала не было.
Оба были с временной пропиской и жили одним днём.

“Сторона невесты”-переселенцы. “Ни кола, ни двора”… какая тут свадьба…
Мамина зарплата мелкой служащей содержала троих человек. Баба Кася ни одного дня в своей жизни не работала “за деньги”. В Польше у нее было собственное хозяйство и она вела обеспеченную жизнь. А попав в СССР, уже была пенсионного возраста, поэтому ей не грозили “приводы за тунеядство”. Мамин младший брат учился. Как они сводили концы с концами - одному Богу известно!

“Сторона жениха” - тем паче, по существу были ”гастарбайтерами” и “студентами”.
Более пяти лет эти исконно деревенские жители - крестьяне в горниле городской действительности, как кусок раскаленного металла между наковальней и молотом, обретали иные формы сознания. Природная смекалка дедушки, многочисленные навыки и закаленный дух бывалого солдата без особых проблем вписали его в городскую действительность. А развитая интуиция бабушки, её несгибаемая воля и предпринимательская “жилка” сделали их тандем “непотопляемым” в бурных водах городских рыночных отношений.

Отец и сестры успешно заканчивали Вузы и обретали не только знания - они постепенно становились “городскими”. Театры, библиотеки, концерты, общение с однокурсниками постепенно формировали в них “интеллигентность”, как другое мировоззрение и отношение к жизни. Менялась речь, манеры, восприятие себя… Теперь сказали бы- “повышалась самооценка”. Так и было.

Старшая из сестер-“доярка”-за пять лет учебы превратилась в изящную, тонкого вкуса, красавицу. Сдержанную и благородную. У Лены был большой выбор кавалеров . На последнем курсе института она отдала руку и сердце без памяти влюбившемуся в нее молодому интеллигентному инженеру, который тут же увез ее из родительского дома. Сначала по распределению в Казахстан, потом в Башкирию…
Страна СССР, бесплатно обучив и выдав диплом, диктовала своим “подданным”, где им жить и в какой должности работать.
Союз этой пары, впрочем, никогда не бедствовал. Они были серьезными, целеустремленными людьми, прекрасными специалистами. Вскоре, лет через семь они вошли в советскую “элиту” , заслуженно получив высокие должности.
Он — главного инженера на солидном предприятии, она -ведущего экономиста в Министерстве нефтяной промышленности. К этому прилагались огромные по тем временам зарплаты и, соответственно статусу - трехкомнатная “сталинка” в центре столицы нефтяной республики. У них родилось две дочери- мои двоюродные сестры, которые вошли в состав шестерых внуков бабы Ксеньи, компанией отдыхавших на каникулах под ее присмотром.

Младшая из сестер-”свинарка”-с большим трудом отучилась на терапевта. Сейчас так в Вузах не преподают … и спрос со студентов не такой ... А в те годы уровень преподавания и требований к знаниям был очень высоким. Нина, “проплакав” на экзаменационных сессиях все пять лет, получила -таки свой “красный диплом”.
Помогали ей кто чем мог. Баба с дедом ходили на цыпочках, а мой отец штудировал с ней всю учебную программу. Позже на горизонте замаячила фигура одинокого принца “голубых кровей”. Интеллигент в “седьмом поколении”, изящный и воспитанный юноша. Он тоже учился в медицинском и парочка быстро нашла общий язык. После дипломов они поженились и ему, как лейтенанту медицинской службы-военврачу, дали в городе хорошую квартиру. Со временем Нина дослужилась до должности Главного терапевта города, а ее муж стал известным специалистом в области стоматологии и протезирования. Он имел частную практику и обширную клиентуру. В том же городе у них родились дочь и сын -будущие члены нашей летней “группировки”.

Обратно в деревенский дом с заколоченными окнами вернулись только дед и бабушка. Следом приехала на подворье сестра Ксеньи-Настя и они дружно стали “готовить продовольственную базу” для приема подрастающих внуков.

Таким образом, традиционного празднования свадеб не было ни у сестер, ни у отца. У деда и бабушки в то время не нашлось сбережений и они ничего не смогли своим детям дать, кроме родительского благословения…
Мой отец буквально “в чем стоял” пришел жить к теще и стал создавать “свое королевство”.
Много работал, пытаясь содержать семью в достатке, и тянул учебу на заочном. Мама никогда не “командовала” мужем, но однажды ему серьезно сказала: “Петро, так больше не может продолжаться. Тебе надо перевестись на очное отделение, сдать все “хвосты” и наконец заняться дипломом”. Отец подчинился. Семья создала ему все условия и в течение года он стал инженером нефтяной и газовой промышленности. Мне к тому времени исполнилось два года.

Отец сразу же получил распределение в республику Туркмения, в город Ашхабад, а оттуда на разработку нефтяного месторождения Небит-Дага, в пустыне Кара Кум…
…“Широка страна моя родная…”-неслось из всех радио-трансляторов!

Нефтяные инженеры нужнее всего были там, где бурились скважины и начинались нефтяные разработки. Недостаточно сказать, что таких специалистов было мало. Они были “сосчитаны на пальцах”, поэтому свежеиспеченного инженера с фронтовым прошлым “выклянчил” себе Туркменистан. Министерство обещало молодому специалисту “золотые горы”, выписывая его из центра “западной цивилизации” в средневековую и феодальную, по своему укладу жизни, “провинцию” Средней Азии. Отец согласился, при условии материального обеспечения всех членов семейства, включая тещу, и не был обманут.
Восток- дело тонкое…
Младший брат мамы к тому времени возмужал, отслужил армию, благополучно женился и переехал в квартиру к супруге.
Можете себе представить, что творилось в голове у двух “паненок”, когда их любимый муж и зять показал “вызов” на работу ?! Они едва освоились с языком, новым городским укладом и бытом, как предстояло срочно выезжать и неведомо куда.
Однако у главы семейства было столько жизненных сил и энтузиазма, что они не стали размышлять о своей участи, всецело доверив ему свои судьбы.

Так повелось с первого дня - отец решал все “внешние проблемы” семьи, а женщины отвечали только за детей и домашнее хозяйство. Причем “старшей” по хозяйству была пани Кася и у мамы было достаточно много свободного времени, которое она всегда уделяла мужу. Не было у нее ни подруг, ни “своих” каких-то интересов…
Отец был как всегда “уверен в себе”- его приглашали на должность руководителя объекта и ему не терпелось испытать себя в “полевых условиях”.
Через неделю мы пустились в путь по железной дороге, затем пересекли два моря: Азовское, за ним Каспийское, и уже почти в невменяемом состоянии ступили на землю, хранящую память правления древних персидских царей из династии Ахеменидов…


Рецензии
Аж зачитался! Как будто неторопливо плыл по реке на комфортном пароходе, озираясь по сторонам неизвестного ландшафта. Такое переплетение характеров как извилистое русло речушки под названием Судьба. Вот это я называю автобиография! Не то что обычно понимается под этим. Целое произведение, претендующее на самостоятельное значение! Продолжайте, Ганя! Интересно, что там за следующим поворотом 🙂

Богин Игорь   14.06.2020 13:00     Заявить о нарушении
Спасибо Игорь. Вы очень точны в метафорах. Именно так я сама чувствую. Пишу, как плыву по течению...
Невозможно предсказать, что будет в следующей главе...
Память, как кинолента зафиксировала прошедшие события, а сегодняшнее подсознание само "крутит кино", в том порядке, какое "само" хочет, акцентируя внимание на том, что "ему" значимо.

Ганя Менская   15.06.2020 09:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.