Ч. 7 В экспедицию собраться не просто подпоясаться
В январе 1803 года Иван Фёдорович Крузенштерн попрощался с женой и отправился из Ревеля в Петербург, чтобы готовиться к плаванию. Ему уже сообщили о покупке судов. В столице он получил неожиданную «пилюлю».
На кораблях, которые по указанию министерства назвали «Надежда» и «Нева», решили отправить в Японию посольство во главе с посланником, действительным статским советником Николаем Петровичем Резановым.
Для Крузенштерна это означало, что плавание затянется ещё на год.
Резанова сопровождала большая свита из знатных бездельников. Когда Иван Фёдорович увидел эту ораву бесполезных и мешающих экспедиции людей, которые заняли много места на корабле, он пожаловался графу Павлу Александровичу Строганову, зная, что Строганов - друг Александра I, и скажет тому об этом.
Действительно, император проверить жалобу Крузенштерна отправил министра коммерции Румянцева и товарища министра военных морских дел Чичагова. Те убедились в справедливости претензии Крузенштерна, доложили императору, и тот приказал убрать всех лишних.
Иван Фёдорович обратился с просьбой к Николаю Петровичу Румянцеву, чтобы кого-нибудь из этой публики заменили на опытного астронома.
Граф прислал ему астронома и математика швейцарца Иохана Хорнера из Зеебергской обсерватории. Астроном оказался не только отличным специалистом, но и весьма компанейским человеком. Крузенштерн был благодарен за такую кандидатуру.
Врачом на шлюп Крузенштерн выбрал своего приятеля доктора медицины Эспенберга. В состав экспедиции от Петербургской академии наук включили натуралиста и этнографа Георга Генриха фон Лангсдорфа (он же Григорий Иванович) и натуралиста Тилезиуса фон-Тиленау.
Немецкий драматург и романист, газетный агент на русской службе в Остзейском крае Август фон Коцебу обратился с просьбой в Александру I, чтобы его сыновьям от первого брака, Отто и Морицу, которые обучались в Первом шляхетном кадетском корпусе, разрешили принять участие в экспедиции.
Так у начальника экспедиции, самого немца, образовалась целая компания из немцев. Своим помощником, старшим офицером, Крузенштерн назначил лейтенанта Макара Ивановича Ратманова.
5 июня в Кронштадт прибыли оба корабля. Когда я разбирался с материалами о плавании Крузенштерна, то у меня возник вопрос: кто привёл корабли в Россию из Лондона, не сами же они пришли?
Вот ведь противная привычка докапываться до руды! Все, кто до меня писали об этой экспедиции, момент, как появились корабли в России, обходили. Пришли корабли, и всё!
В мемуарах участников плавания об этом ни слова. В коллекции материалов по истории русского флота в РГА ВМФ тоже ничего нет, не обнаружил я никаких сведений о том и в других фондах.
Придётся мне вернуться немного назад, тем более что никаких особенных событий с 1802 по 1805 годы на флоте не происходило (за исключением постройки десяти кораблей и трёх фрегатов), и рассказать, что побудило правительство так охотно подхватить инициативу капитан-лейтенанта. Связано это было с Российско-Американской компанией.
Российско-Американская компания (РАК) была учреждена указом Павла I в 1799 году по образу и подобию британской Ост-Индской компании в Индии. С самого начала деятельность этой акционерной компании была подконтрольна государству.
Её акционерами стали царское семейство и представители высшей знати. Все ранее действовавшие промысловые артели свели в единое «товарищество на паях». Компания получила на двадцать лет исключительное право на эксплуатацию природных ресурсов русских колоний в Америке. Сроки действия царского указа дважды продлевались.
РАК разрешалось содержать военные корабли и торговые суда, возводить укрепления, военные и коммерческие порты, развивать промышленность и вести самостоятельную торговлю с соседними странами.
Компанию создали ради морских промыслов, добычи пушнины и продажи их внутри страны и за рубежом, в Китае. Товары везли в Китай через Охотск и Кяхту. Из Китая в обмен получали чай, ткани из шёлка, нанку (хлопчатобумажная ткань), фарфоровые изделия и многое другое.
Иногда китайцы без всякого объяснения причин прекращали торговлю. Загадочные люди, что тут скажешь. Вот и хотелось завести торговлю с Японией.
Теоретически каждый подданный империи мог купить себе акции Российско-Американской компании, но на деле это могли себе позволить только высшая знать и самые богатые купцы. Что-то знакомое почудилось мне из нашего недавнего прошлого, ваучеры, что ли? Нет, не помню.
Правителем компании назначили выходца из купеческой семьи Александра Андреевича Баранова, волевого и жёсткого человека, державшего всех в тех далёких краях в кулаке. Он стал главным правителем Русской Америки.
Раз в году акционеры собирались на общее собрание и выбирали сначала четырёх, а потом пять директоров, составлявших главное правление компании. Голосовать могли только те, у кого имелось не менее десяти акций.
Посланник Резанов, зять Григория Ивановича Шелихова, владельца Северо-Восточной компании, на основе которой была создана Российско-Американская компания, был крупным акционером компании.
Экспедицию Крузенштерна организовывали на средства Российско-Американской компании, вот почему Резанов потом чувствовал себя хозяином положения, а не только из-за своего звания посланника.
Содержание одного из кораблей царь распорядился принять на счёт государства. Вот что по этому поводу писал Крузенштерн: «Государь, дабы не причинить коммерции сего убытка, принял один корабль на свое полное содержание с предоставлением притом компании права нагрузить оный товарами настолько, сколько удобность позволять будет.
Сие благоволение монарха достаточно вознаградило предполагаемые Американскою компанией убытки».
Ещё бы, если царская семья была напрямую заинтересована в прибыли компании!
Продолжение http://proza.ru/2020/06/14/984
Свидетельство о публикации №220061300724
Может быть, они для чего-нибудь пригодились.
Игорь Леванов 25.09.2021 19:40 Заявить о нарушении