Рюриково городище на Волхове

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Также Городище. Также Бурив? Также Новоград. Также Новоградское Городище.
     Город Приильменья, который археологи ныне размещают на правом берегу Волхова при выходе реки из озера Ильмень, это теперь рядом с Великим Новгородом.
     Считается, что здесь стоял княжий шатёр Рюрика, а до него и Гостомысла, где принимались судьбоносные решения в истории Руси. Во времена Гостомысла это место называлось Новоградом и по легенде Гостомысл имел тут небольшую крепость.
     Таким образом, если соединить легендарный Новоград с Городищем, то начало Рюрикова Городища следует вести с 800-го года, когда Гостомысл пришёл на Ильмень, где главную роль играли ильмены, а костью ильмен были словени.
     Однако до города ильмено-словенской культуры здесь располагались поселения и более древние, неолитические, относящиеся к 2-му тысячелетию до Рождества Христова, а следом за ними сюда пришли люди железного века, которые просуществовали тут до 3-го столетия по Рождеству Христову.
     Потом тут были представители смешанных культур, в основном финно-угорского, с элементами северных культур, а начиная с 6-го века сюда приходят первые славяне.
     К 8-му веку славяне обустроили на месте Городища небольшой торговый городок, основным культурным признаком которого была славянского типа лепная керамика. По всей видимости, городок имел и своё название, может быть что-то производное от своего последнего Властелина, вождя ильменских словен Буривого.
     Гостомысл и назвал место своего княжения Новоградом, поскольку тут уже был город, нужно было его только модернизировать новыми зодческими новациями в вопросе его укреплённости.
     В русской историографии Гостомысл считается мифологическим персонажем, имя которого в ранних списках не упоминается, а только в поздних. Но в западной летописи он считается реальным королём и звался Гестимулус.
     Так или иначе, но Гостомысл, придя на владение в Новоград, стал притеснять, насевших там варягов, которые явились и остались там во времена безвластия после потери власти князем Буривым. Постепенно Гостомысл вытеснил варяг за море, на дальние границы своих владений, поскольку наёмные разбойники ему неспонадоблены были в то время, поставил он на границе с ними град Выбор в честь своего сына, и стала тишина по всей Земле Ильменской.
     Город становится популярным торгово-ремесленным и военно-административным центром Приильменья.
     Около 860-го года Гостомысл умирает от старости и на своё место он призывает Рёрика, своего племянника, сына своей средней сестры Умилы.
     В 862-м году Рёрик, называемый по славянски Рюрик, вступает на Княжение над ильменскими словенами в их культовом центре Новограде, ныне, по всей видимости, называемом Рюриковом Городищем  и известным впоследствии как резиденция Новгородских князей. С Новоградом в будущем будут связаны имена многих деятелей Древней Руси.
     С Рюриком пришли два его брата, Синеус, который сел на Белозере, и Струвор, севший в Зборице. Через два года Синеус умер, через малое время умер Струвор. Надо полагать, что Рюрик совершил переворот, убив братьев, после чего завоевал их княжения. Так Рюрик стал единодержавен над всею Рускою землёю, над коей державствовал семнадцать лет.
     Раздавал Рюрик тогда воеводам своим города русские: Полоцк, Ростов, Белоозеро. Варяги были в этих городах находниками, не коренными, а коренное население в Новгороде звалось словенами, в Полоцке это были кривичи, в Ростове жили меряне, в Белоозере сидела весь, в Муроме жили мурома.
     Но не все приняли Рюриково главенство над собою. Старые Новоградцы стали пророчествовать, что, мол, не надо им быть под единым игом державного обладателя. Что, мол, по родам своим они всегда были самовластны. Рюрик же не только упразднит самовластие наше, но и рабами сделает всех.
     Рюрик тогда казнил самого храброго новоградца, глаголавшего вольные речи, именем Вадим, также следом за ним казнил Рюрик и других многих вольных новоградцев.
     Так Новоградское самовластие народов Словено-Русии и державность единоверной власти стали краеугольным камнем, всех их сплотивших для совместного жития на единой земле.
     Что касаемо самого города, то древний Новоград, как крепость, заложен был ещё в конце 8-го века, во времена правления Гостомысла. Город защищал земляной восьмимеровой ширины и пятиметровой вышины вал со рвом, поверх вала шла деревянная заборная стена. В центре города стояла крепость, защищённая своими валом и рвом, со стоящими поверху деревянными конструкциями. Центральная часть поселения была укреплена своими рвом и валом с деревянными конструкциями внутри, наполненными песком.
     Город до Рюрика занимал площадь в 1,5 гектара. С приходом Рюрика площадь городка и посадами достигала 6-ти гектар.
     Впоследствии с таких же укреплений начинался и Великий Новгород, только там все укрепления, крепость и Детинец с Кромами, ставили с использованием срубов.
     Академическая история утверждает, что Рюриковское Городище, Новоград являются древнейшим городом русских летописей.
     Ильменские Князья выбрали выгодное в военном отношении место для своего стояния. Это было возвышенное плато посреди низменной поймы, которая время от время заливалась водами. С холма Новоградского Городища можно было наблюдать за проходами купеческих судов в Ильмень-озеро и обратно.
     К тому же основная масса жителей Новограда были люди древней славянской веры, а их капища находились везде по округе, главный же их храм Перуна стоял на противоположном берегу Волхова.
     Были тут и варяги скандинавско-балтского происхождения, которые несли не только военную службу, но занимались также изготовлением и ремонтом оружия, одежды.
     Вся зодческая система Городища была ориентирована на защиту кораблей, имевших под мысом пристани и стоянки. Архитектоника Новограда хорошо копирует западнославянские укреплённые пункты на Эльбе, где долгое время пребывал Рюрик, а также полукольцевые укрепления викингов, которые хорошо знали пришедшие с Рюриком его братья, разбойничавшие с викингами.
     Но есть версия, которая объясняет культурные ассоциации в зодчестве и ремесле между восточными и западными культурами славян 9-го века, которая предполагает движение славян сначала на восток, к своим корням, а затем на запад в Новоделию славянскую.
     Те словены, кои хотели сохранить собственное самовластие, вернулись на Истр и там расселились как чехи, словенцы, сербы и другие. По пути в западные области славянского мира, свободолюбивые новоградцы на месте городка Кия основали Киев и оставили там княжить Оскольда с титулом скальдов дир, который по версии Шекспира имел Ютландский король Лир. Оскольд был из бояр дружинных Новоградских с Прильменья и был Оскольд единомыслен с Рюриком. Было это в 870 году, ранее или после.
     Таким образом зодчества и ремёсла ильмен в преобразованном виде наложились на их западную версию. Отсюда и культурные ассоциации двух уровней.
     Это касаемо было и кулинарии, и укреплений, и литья бронзы, косторезного ремесла и других.
     Рюрик не сидел на одном месте в Новоградском Городище. Он перемещал свой Княжий Шатёр по берегам Ильменя и по берегам его рек, где были крупные поселения, связанные едиными торговыми путями. Часто он пребывал и в Старой Ладоге.
     Важнейшими видами деятельности населения было ремесло бронзолитейное, косторезное, животноводство, земледелие.
     Начиная с конца 10-го века Новоградское Городище начинает терять своё военно-политическое преимущество, поскольку по смерти Рюрика в 889-м году, экономическая часть города перемещается на новое место, истории известное как Новгород, впоследствии Великий.
     Это было связано с тем, что с самого своего основания ильменского сообщества, ещё во времена Гостомысла, здесь имело место двоевластие. Помимо вождей, Властелинов и Князей, сильную руку во власти имели местные купцы.
     Поэтому купцы решили создать свою купеческую столицу, перенеся туда свои замки и проводя там все свои торговые операции.
     Основные находки на Новоградском Городище датируются 9-11-м веками, когда здесь находились Новгородские Князья и купцы.
     В начале 11-го века Ярослав Мудрый перенёс свой Княжий Шатёр в Торгу, что дальше по течению Волхова. Рюриково Городищие в этот период снижает свою торговлю, и жизненную интенсивность. Часть городища обезлюдивает.
     В конце 11-го века усилились трения между Новгородскими купцами-посадниками и Княжеской властью, отчего основная резиденция Князя Новгородского возвращается из Новгорода Великого в Городище.
     В 12-м веке, в самом его начале Новгородский Князь Мстислав строит в Городище Благовещенский храм, равный по величию Софийскому в Киеве. К этому же времени появляется на Городище довольно редкая для этих мест кириллическая письменность, принесенная сюда строителями и настоятелями храмов, и запечатлённая на их стенах.
     В 1136-м году происходит Новгородское восстание, результатом которого стало установление власти Новгородских Посадников, которым Князья были подчинены. Резиденция Князя окончательно возвращается в Рюриково Городище.
     В 12-м веке Городище продолжает свою славную историю, поскольку тут получает первое образование Александр Невский, здесь часто останавливаются Великие Князья Руси.
     Городище не обходили стороной и Епископы Новгородские, которые строили тут каменные церкви Николы на Городище, Богородицы Благовещенья, Косьмы и Дамиана, Михаила Архангела, Георгия, Сретения Богородицы.
     В 1477-м году в Городище была ставка Ивана III, когда он осадил Новгород. Здесь был построен мост через Волхов, который зиждился на судах.
     В годы правления Петра Первого Рюриково городище, по всей видимости, всё ещё считается городским поселением, хотя никаких зодческих новаций здесь не заметно уже лет двести.
     По смерти Петра Первого Рюриково городище сохраняет своё значение только как село, город получает прописку в сонме городов призраков Руси и России.
     По одной из легенд, ещё в первые века по Рождеству Христову тут жило племя очень продвинутых обезьян небольшого роста, которые тоже умели строить себе жилища, как и люди. Тут до сих пор находят тут черепа и скелеты обезьяньего племени. В 8-м веке по неизвестной причине они ушли.
++++++++++++++++++++


Рецензии