Педагогическая трагикомедия

Людмила проснулась рано, еще шести не было. Первой мыслью было: "Как мне все надоело!" Второй: "Сколько у меня сегодня уроков?" Была среда -  значит, уроков будет шесть. Много! Да и классы все противные: в них - детки местного начальства и богатеньких бизнесменов, так сказать, мажоры "провинциального разлива". Захотелось залезть с головой под одеяло... "Как мне все надоело!" - еще раз подумала Людмила и заставила себя встать.

Людмила Антоновна уже лет двадцать преподавала в гимназии русский язык и литературу. Ее ценили, многие родители хотели отдать своих чад в ее класс. Она любила и русский, и литературу, умела детей увлечь своими предметами, обладала мягкой настойчивостью, старалась быть справедливой, а плохое настроение и житейские невзгоды оставляла за пределами школы. Но последние лет пять становилось все труднее и труднее...И дело не в зарплате (муж хорошо зарабатывал, да и дети выросли - крепко стояли на своих ногах). Дело даже не в ворохе никому не нужных бумажек, заполнение которых съедало массу времени. Дело в каком-то тотальном оглуплении, огрублении и опошлении школьной жизни.

Утренний ритуал за много лет был отработан до автоматизма: душ, кофе, создание автопортрета на собственной физиономии (Людмиле нравилась эта метафора Марии Арбатовой). И вперед...сеять "разумное, доброе, вечное"! А по пути в школу все билась и билась мысль: "Как! Мне! Все! На-до-е -ло!"

Настроение окончательно испортилось, когда Людмила Антоновна увидела у дверей учительской родительницу двойняшек-восьмиклассниц (по совместительству - жену владельца местной телекомпании). По неписаному закону их гимназии, дочери столь "значительного лица" не могли не быть отличницами. А Людмила Антоновна, наблюдая двух "одинаковых с лица" сестер, частенько задавалась вопросом: "Зачем мудрая природа дублирует явно неудачные экземпляры?"

Для чего эта "дама, приятная во всех отношениях," явилась в школу, догадаться было несложно: у девочек наклевывались тройки по русскому и литературе за четверть. Людмила Антоновна, натянув дежурную улыбку и изобразив глубочайшее внимание, слушала пафосную речь представительницы провинциального "высшего света", которая вещала, что ей никогда "не звОнят СО школы" и не пишут ни в электронном журнале, ни в дневниках, а ведь она всегда самолично "ЛОЖИТ их в рюкзачки донюшек". "Н-да, - уныло подумала Людмила Антоновна, - гены пальцем не раздавишь!"

 Погрузившись в свои невеселые думы, она не сразу сообразила, что негодующая мадам настойчиво вопрошает:
  - Вот чего, ч-е-г-о не хватает моим доченькам для пятерок по Вашим предметам?!

И Людмила Антоновна неожиданно для самой себя ответила жестко:
- Ума...Ума им не хватает!

"Дама, приятная во всех отношениях," осеклась на полуслове, а потом, круто развернувшись, направилась в сторону кабинета директора.

Первый урок в 11-м классе прошел хорошо, интересно. Обсуждали рассказ И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско". Завязалась горячая дискуссия: достойна уважения или сожаления судьба главного героя рассказа? Большинство выпускников в духе ценностей сегодняшнего дня сочли господина из Сан-Франциско человеком, поставившим перед собой великую цель и достигшим ее. А то, что жизнь прошла мимо, так это вполне адекватная цена за сколоченный капитал. Но хорошо уже и то, что одиннадцатиклассники задумались над вопросом: оправдывает ли цель ту цену, которую приходится платить за нее?

А третий урок был в 9-м классе, где учился Вадик-мажор (так его звала вся школа). Его папа, надо признать, много сделал для гимназии: интерактивные доски, проекторы, ноутбуки, оборудование для столовой - все было приобретено и смонтировано за его счет. А хотел городской олигарх взамен только одного: чтобы из его отпрыска "сделали человека". Но миссия оказалась невыполнима.

 Вадик по натуре своей был редкостным паршивцем, ежедневно и ежеминутно старавшимся доказать окружающим, что ему можно все то, что другим нельзя. Первые два урока мажор благополучно проспал, демонстративно растянувшись на парте. На третьем уроке – на литературе, отдохнув и набравшись сил, недоросль решил поразвлечься: задевал одноклассников, громко комментировал каждое слово учителя, наконец врубил музыку на всю катушку, издевательски бросив: "А че Вы мне сделаете?" Людмила Антоновна двинулась к юному наглецу, намереваясь вышвырнуть его из кабинета, и получила вонючую струю из газового баллончика прямо в лицо.

Очнулась Людмила Антоновна на больничной койке с ожогом глаз, верхних дыхательных путей и сотрясением мозга (ударилась головой при падении). За дверью палаты на повышенных тонах разговаривали ее муж и взрослые сыновья с отцом Вадика-мажора. В висках стучало: "Как мне все на-до-е-ло!"


Рецензии