Дворцовые кухни Топкапы

Интерьеры Дворцовых кухонь во дворце Топкапы довольно часто можно увидеть в сериале «Великолепный век». Здесь главный повар Шекер-ага готовит разные вкусности для стола султана и его приближенных. Кроме того, помещения становятся местом разборок между всесильным евнухом Сюмбюль-агой и его противниками, так сказать коллегами, Гюль-агой и Керазом-агой...

Дворцовые кухни занимают довольно большую территорию по правую сторону Второго двора. Здание, над которым поднимается сорок высоких кирпичных дымовых труб, увенчано куполами с арочными окнами в барабанах. Это, конечно, не дворец, но со стороны смотрится впечатляюще. Еще бы, здесь круглосуточно трудилось 1200 поваров! Причем, для того, чтобы они нормально существовали, все было продуманно до мелочей.

Здесь имелись помещения для проживания персонала, бани и мечеть. Отдельное помещение отводилось кондитерам, изготовлявшим сладости и прохладительные напитки. До наших дней дошли множество придуманных ими рецептов различных блюд и десертов, подробно описанные в старинных поваренных книгах.


Сюда ежедневно доставлялись тонны отборных продуктов из самых отдаленных уголков империи – из Египта и Персии, Аравии и Туниса. Пряности привозили из далекой Индии и Аравии, янтарное оливковое масло и вино поставляли греческие острова...

Помимо того, что искусные повара готовили еду для султанского стола, кухня обеспечивала довольствием целую армию янычар, охранявших Топкапы. Кстати, это очень хорошо описывается в романе Павла Загребельного «Роксолана» к которому я постоянно возвращаюсь в своих постах.

От себя добавлю — помещение дворцовой кухни очень впечатляет. Невольно задумываешься над тем, какой огромный объем работы в них выполнялся. Сегодня здесь расположены музеи, где представлены ковры, старинная керамика и медная посуда, фарфор, этнографические экспозиции. В одном из помещений воссоздана атмосфера самой кухни. Естественно, без Шекер-аги и его приятеля Сюмбюль-аги. Хотя, была там давно. Не удивлюсь, если теперь эти фигура там появились...

Выставка изделий из серебра демонстрирует около 2000 прекрасных образцов работ турецких ювелиров и чеканщиков XVI-XIX веков. Эти предметы были важной частью султанской сокровищницы, ведь в Османской империи богатство измерялось, прежде всего, количеством серебра. Многие серебряные вещицы украшают дарственные надписи, они были преподнесены султанам к юбилеям и праздникам

В экспозиции музея около 10 700 изделий китайского фарфора. Считается, что эта коллекция – крупнейшая за пределами Китая. Самые ценные предметы инкрустированы золотыми и серебряными нитями, изумрудами и рубинами. Коллекция китайского фарфора простирается от поздней династии Сун (960-1279) и династии Юань (1280–1368) до династии Мин (1368–1644) до династии Цин (1644–1911). К ним относится посуда цвета морской волны, а также синий и белый фарфор.

Древнейшие расписные вазы были изготовлены в XIII веке. Клейма свидетельствуют, что несколько чаш из тончайшего фарфора под желтой глазурью принадлежали к предметам сервировки в обеденных залах дворцов средневековых китайских императоров.

Есть здесь посуда покрытая селадоновой глазурью серовато-зеленого оттенка, напоминающего нефрит. В старые времена считалось, что отравленное питье, налитое в такую посуду, мгновенно теряет ядовитые свойства и не причиняет вреда.

Отдельно представлено 700 изделий японского фарфора Имари XVII-XVIII столетий. Коллекция также включает около 5000 европейских произведений.


Рецензии