В гости к Вермееру в Делфт
Ян Вермеер считается сегодня самым выдающимся голландским живописцем, однако при жизни был гораздо менее почитаем. Французский аристократ Балтазар де Монкони в 1663 году писал в своем дневнике: "Я был представлен художнику Вермееру в Делфте, но тот не имел в своем доме ни одной собственной картины. Мы, однако, обнаружили одну у пекаря, который купил эту работу за сотню ливров. Я же думаю, что и шесть пистолей было бы слишком высокой ценой". В наше время к большинству его произведений все чаще добавляют эпитет "бесценный".
Небольшой голландский городок Делфт расположен между Роттердамом и Гаагой.Это родина известного нидерландского художника Яна Вермеера.Он знаком нам по известной картине"Девушка с жемчужной серёжкой."(1665г)На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 34 картины Вермеера, ещё 5 — дискуссионно. В современных российских собраниях картины Вермеера отсутствуют.
До конца 19 века имя Вермеера было относительно мало известно, сей факт специалисты связывают с небольшим количеством произведений художника.
Вермееру, о жизни которого, как любят повторять эксперты, "известно очень мало", посвящены многотомные труды исследований, а его работы окутывает множество выдуманных легенд и реальных фактов, в которые верится с трудом, тем более сейчас, спустя почти 400 лет со дня рождения художника (31 октября 1632 года). На родине художника находится, между тем, всего 7 его работ, увидеть которые можно в Амстердаме и Гааге. Здесь находятся самое раннее из его произведений – датированная 1653-56 годами "Диана со спутницами (нимфами)", и самое известное – "Девушка с жемчужной сережкой".
Известно, что он был вторым ребенком и единственным сыном Рейнера Янца (Reynier Jansz), владельца гостиницы в Делфте, занимавшегося торговлей картинами. С 1632 года он носит имя Вермеер, под которым и был крещен его сын Ян 31 октября 1632 года.
У кого учился Вермеер, тоже до конца не известно. Документы, датированные 1640 годом, подтверждают, что отец Вермеера поддерживал деловые отношения с такими художниками, как Бальтазар ван дер Аст и Питер Стенвейк. И многие полагают, что они могли преподать первые уроки живописи юному Яну. Еще один подтвержденный факт – 29 декабря 1653 года (в возрасте 21 года) Вермеер был принят в Гильдию Святого Луки (цех, с XV века объединявший художников, скульпторов и печатников).
Условием приема в гильдию было шестилетнее обучение у одного из живописцев, рекомендованных членами гильдии. Существует две альтернативных теории, по одной из которых учителем юного Вермеера был Леонарт Брамер, по другой – ученик Рембрандта Карел Фабрициус. Причем сторонников второй теории среди искусствоведов на порядок больше.
Ян Вермеер женился 20 апреля 1653 г. на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Его кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.
В 1660 году Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей.
Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.
Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею.
В XVII веке любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте
Сохранилось несколько памятных мест, связанных с художником.Это прежде всего Дом гильдии художников,в которую входил и Ян Вермеер.
Здесь в Делфте художник с семьёй жил в доме своей тёщи Марии Тинс.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера.
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 войны с Францией замерла торговля живописью.В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 года, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.
В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. Его похоронили в фамильном склепе в Ауде Керк в Делфте., место под который было выкуплено тещей художника Марией Тиннс в 1661 г.
Его жена из-за долгов вынуждена была отказаться от наследства и передала его кредиторам. Средств на установление мемориальной плиты к тому времени не было.Ему было 43 года.
Название города происходит от слова нидерл. Delf — искусственно вырытый ров, канал.
Как почти в любом нидерландском городе, в Делфте прорыты сотни каналов, при этом судоходными являются только Схи, а для малых судов также каналы в историческом центре и канал, соединяющий Делфт и Масслёйс.
В целом, Делфт производит впечатление умиротворенного голландского городка, самодостаточного и завершенного. Здесь нет места столичной суете, но при этом открываются живописные виды. Здесь нет ночных дискотек и вечеринок до утра, но есть любопытнейшие музеи и памятники архитектуры. Именно поэтому в Делфт съезжаются только настоящие ценители искусства, поэтому прогуляться по городку в любое время года можно без толп туристов в спокойной уютной обстановке.
Свидетельство о публикации №220061401109