Завтра в школу с родителями!

                Завтра в школу с родителями!
Сальников Сергей Сергеевич

«Эй, Сотников, ты чего там увидел в окне, тебе не интересно, что мы здесь обсуждаем? Там на улице занимательней?» - училка по литературе в притихшем классе смотрит в сторону паренька, что подпёр рукой щеку и нехотя повернулся к ней от окна, за которым ярко светило солнце.
«Встань, когда с тобой разговаривают»
Он поднялся и спокойно посмотрел на педагога.
«И чего молчишь?»
«А что вы хотите от меня услышать?»
«Я хочу услышать, что Лев Николаевич Толстой выразил в своём бессмертном романе «Анна Каренина»
«Откуда я знаю, что он хотел выразить, а моё мнение вам вряд ли понравится и будет правильным» - проговорил он тихо и медленно.
«Ну, расскажи, будь добр, своё мнение об этом произведении»
«Да так себе мнение, скучно и длинно про женщину не слишком высоких моральных качеств, а написано это чтиво в угоду феминисток и расчёте на славу и прочее в обществе, что было больно завиральными идеями» - он чуть улыбнулся – «Как, впрочем, и всё творчество Толстого»
У педагога округлились глаза, и она покраснела.
«Вот видите, Алла Борисовна, я же говорил, что вам не понравится. Можно я сяду, я ведь дисциплину не нарушаю и никому не мешаю восхищаться этой бесстрашной женщиной, что попрала законы косного общества, живущего лицемерием и обманом» - он опять чуть улыбнулся – «Теперь будет правильно, на трояк потянет?»
«На трояк потянет, а что ты по выпуску будешь делать с трояком? Ты ведь в институт собрался? И как ты туда с трояком по литературе и русскому языку?»
«Так очень просто, я в технический иду, литература не профилирующий предмет, на трояк напишу сочинение на одну страничку на вступительных и потянет. Там главное математика, физика, химия»
«Какой, однако ты прагматик!»
Сотников вдруг оживился: «А мне можно вопрос задать?»
«Попробуй»
«А вам точно нравится творчество Толстого? Ну, к примеру «Война и мир» - через мимолётную паузу он продолжил – «Вот как вы относитесь к вранью в этом романе и восхвалению Запада?»
«А где ты там про это вычитал?»
«Начнем со второго. Вот этот Безухов возвращается из заграницы, весь такой наивный, чистый, неиспорченный и светлый, не мужчина, а «облако в штанах», как сказал Маяковский, там за границей всё ведь так славненько и пристойненько, а его, такого, прямо святого почти, да мордой в грязь, в эту распроклятую Россию. Бедолага. Как и пережил-то это потрясение».
В классе побежал легкий смешок.
«К слову, у Достоевского применен тоже приём в «Идиоте», князь Мышкин, такой же воспитанный в благосте Запада и тоже бедолагу угораздило попасть в Россию. А по поводу вранья, да хоть страшная сказка про мороз и снега, что французскую армию погубила»
«А разве этого не было?»
«А разве последнее сражение, после которого от французской армии остались одни воспоминания, не произошло двадцать девятого ноября на реке Березина? Морозы страшные, а эту небольшую речку не сковали»
«И где ты всё это вычитываешь?»
«В книгах, в библиотеке»
«А говоришь, что литературу не любишь?»
«Я факты люблю, а не люблю чужие идеи, построенные на песке и в угоду собственным предпочтениям. И ещё очень не люблю домыслы по поводу того, что хотел выразить автор, откуда мы знаем, что он хотел выразить? Вот здесь же, в «Карениной» есть глупейшее изречение Толстого, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная – несчастлива по-своему. Ну, ведь глупость. Судя по всему, сам Толстой был не слишком счастлив в браке, а свою болячку перенёс на всё человечество. Если уж и есть что-то достойное описания, так это счастливые семьи и то, как они к этому пришли»
«Тебя сильно волнует проблема семьи, уж не жениться ли ты собрался» - Алла Борисовна победоносно обводит класс взглядом, по которому опять побежало хихиканье.
«В своё время женюсь, и дети будут и семья будет счастлива, поскольку это главное в жизни человека» - тихо и расстановкой произнёс Сотников и как-то набычившись уже зло посмотрел на учительницу – «Вообще это не повод для плоских шуток, да и не обязан я отвечать на нетактичные вопросы»
«Ну, извини меня, не знала, что ты такой чувствительный. Не из дворян часом? А мы вот тут простые все, пролетарии так сказать, если чем обидели, прощеньица просим»
«Да чего уж там, тем более если учесть происхождение. Мне можно сесть?»
«Садись, садись, а завтра пусть кто-нибудь из родителей в школу зайдёт, очень мне хочется с ними побеседовать»
Серёга опускается на своё место, подпирает голову рукой и чуть поворачивает её в сторону окна, где ярко свети солнце, чирикают птички и слышен гул города.
Громкий звонок оповещает об окончании урока, Сотников пытается встать из-за парты и ….. просыпается, выключает будильник, тихо, чтобы не разбудить жену выходит на кухню, за окном шумит просыпаясь огромный город.
Улыбается и произносит в уже седеющие усы: «Да, как жаль, что когда-то я верил в то, что мне втюхивали на этих глупых уроках и не мог сказать то, что сегодня говорил во сне. Как, однако, жаль!»

13.06.2020 г.

Сайт Сергея Сальникова: https://sss1949.wixsite.com/salnikov

Адреса бумажных книг Сергея Сальникова:

«Янтарный ад» Канада, ISBN 978-1-304-70229-6

«Кровь на волне», Канада, ISBN 978-1-304-12647-4
  «Преисподняя для Бисмарка», Канада  «Моряк в селе», Канада: 
Моя работа в "Литературной Газете" :


Рецензии
Здравствуйте, Сергей Сергеевич!
С фразой Толстого о счастливых и несчастливых семьях я согласна и понимаю её так.
Во всех счастливых семьях можно увидеть максимальное слияние интересов, вкусов, потребностей между супругами, и тогда поводов для конфликтов меньше. А в несчастных семьях разногласия по многим вопросам, и в итоге - "не сошлись характерами". Но судя по "седеющим усам" героя рассказа, и как он "тихо, чтобы не разбудить жену, выходит на кухню", судя по этому в его семье всё в порядке. Рассказ понравился!
С уважением,

Галина Кузина   24.11.2021 17:40     Заявить о нарушении
Спасибо!
Когда-то давно, в молодые годы, прочитал всего Толстого, за исключением писем и его публицистики, воспринимал всё за истину, потом пришёл к выводу, что не всё прекрасно в его "королевстве".
У меня есть несколько заметок по этому повод в Инете, что-то есть и на этом сайте, хотя, учитывая, что на "Прозе" мне пришлось трижды начинать с нуля, здесь много пробелов.
С уважением
Сергей Сальников

Сергий Сальникоф   24.11.2021 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.