Хабаровск

-Это… Про меня?
-Ну, там же все написано!
-Вижу, вижу… Леша, Харбин… Общежитие…

   Перелистывая страницы слегка дрожащими руками, он несколько виновато посмотрел на Максима.
-Тут все по-русски… Сложно. Некоторые места… Не понимаю. Прости.
-Да ты чего! Все в порядке! Перестань! Это всего лишь подарок.
-Я просто… Хочу сказать, что знаю не все слова, но… Ты тоже мой друг. И я очень этому рад! Спасибо!

   Последний раз они виделись в Харбине полгода назад. С тех пор изменилось многое: Леша окончил университет, переехал в Тяньцзинь, устроился в крупную компанию переводчиком и, самое главное, навестил Хабаровск с рабочим визитом! Видеть скромного китайского паренька в костюме, конечно, было необычно, однако ему до ужаса шел официальный стиль. Более того, бывший студент будто бы сам наслаждался образом «работяги»: стоило его телефону завибрировать, он тут же вставал и, приговаривая: «Директор, наверное» деловито отвечал на звонок. Сегодня состоялся последний день переговоров в России, а потому, начальство, довольное способностями «молодого», решило дать ему возможность увидеться с друзьями. Собрались вчетвером в небольшом китайском ресторане на улице Шеронова: виновник торжества, Максим, Сюй До и Ши Фа (оба студенты архитектурного факультета местного политеха). Полтора года назад они часто проводили время вместе, а потому, все испытывали необычайную радость, вызванную возможностью «вспомнить былые деньки».

-Ну, хватит вам! Еще поцелуйтесь! – Пошутил Сюй До.
-Да ладно тебе, - засмеялся Ши Фа, - вот уедем, и про нас рассказ напишут.
-Слушай, - не обращая внимание на двух приятелей, обратился к Максиму Леша, - а почему ты не подписал ничего?
-Да как-то в голову не пришло…
-Так нельзя! Нужен автограф! Сейчас достану ручку…
-Фирменную? – Спросил Сюй До.
-Конечно! Вот, держи! Пиши: «Алексею от будущего Великого писателя и студента Шанхайского университета»…
-Как студента? – Удивился Ши Фа. – Тебя уже одобрили?
-Ну, да… Буквально три дня назад ответ пришел.
-И ты рассказал Леше, а нам нет?
-Только не обижайтесь! Просто все так сложилось…
-Бог тебе судья! – Проговорил Сюй До с сильным китайским акцентом.

   Максим познакомился с Ши Фа и Сюй До два года назад. В то время они не понимали по-русски ни слова, однако бюрократический процесс, имеющий столь сильное влияние на систему образования в России, диктовал жесткие условия «ускоренного» курса изучения языка Пушкина. Пересеклись случайно: ребята оформляли справку о состоянии здоровья для общежития, а юный переводчик пришел на прививку от клещевого энцефалита. Выходит из кабинета, думает домой возвращаться, а тут в регистратуре «гости из Поднебесной» буквально на пальцах с работниками объясняются. Подходит к парням, спрашивает, чем помочь, а они рты от удивления пооткрывали: вот уж не ожидали на человека с китайским наткнуться! В общем, полтора часа их по врачам водил. Так и подружились.

-А где ты живешь в Тяньцзине? – Обратился Ши Фа к Леше.
-На Сюэфулу, возле ночного рынка. С коллегой квартиру снимаем.
-Там, наверное, шумно…
-Днем – да, но мы же на работе постоянно. Поэтому как вернемся, уже более менее. Тишина и спокойствие!

-Я часто там гулял, раньше. Возле поворота на Чжэнилу есть небольшой ларек: мужчина продает мороженое… Самодельное! Очень вкусное, очень! Я его с детства ем. В первый раз мама туда привела. Здесь такого нет…
Между друзьями повисла неловкая пауза. Лишь несколько гуляк, собравшихся за соседним столиком, прерывали внезапно образовавшуюся тишину.
-Тяньцзинь – очень хороший город, - продолжил Ши Фа, - много уже где побывал?
-Да я там недавно, - отмахнулся Леша, - еще и работаю постоянно. Времени нет совсем.

-Ох, если будет свободная минута – обязательно прогуляйся по дворам в центре. Туда мало кто заходит – в основном все от одного памятника до другого бегают, но дворы в Тяньцзине… Это что-то! Дома в европейском стиле! И все сохранилось в отличнейшем состоянии! Помню, в детстве, часто останавливался и смотрел на колонны… Я из-за этого и решил стать архитектором. Лучше города в Китае нет…
-Да конечно! – Перебил его Сюй До, – А Сиань?
-А что Сиань? Там от классического стиля ничего не осталось. Все застроили небоскребами!
-Ну конечно! А городская стена? Пожалуйста – и центр города, и исторический облик сохранили!
-Здесь, скорее, исключение…

-Ага! Просто у Вас в Тяньцзине ничего кроме морепродуктов нет, вот и завидуете нашему хого! Мы, в Сиане, в мясе разбираемся…
-А наши гоубули? Поверь мне, вкуснее – ничего не найдешь…

   Они спорили безостановочно в течение пятнадцати минут. Изредка Леша вступал в дискуссию, пытаясь донести до приятелей, что в Харибне тоже неплохо, однако его мало слушали: уж очень задели Ши Фа возражения Сюй До! За время, проведенное с представителями Поднебесной, Максим успел свыкнуться с их привычкой «выяснять» чья провинция лучше. Пожалуй, подобные разговоры являлись неотъемлемой национальной чертой, из которой любой иностранец мог почерпнуть массу удивительных открытий: во время подобных «выяснений отношений» вскрывалось множество удивительнейших фактов, о которых другим путем узнать, пожалуй, и невозможно было! Наконец, приятели прервались и, выпив по стакану сока, «решили» немного помолчать: каждый думал о своем родном городе…

-Знаешь, - начал Ши Фа, - я ужасно скучаю по Тяньцзиню. В этом году завалил сессию: пришлось оставаться здесь, готовиться к пересдаче. И все это в разгар восточного нового года! Представляете! Десять месяцев не видел этих замечательных двориков, не ел мороженого с Сюэфулу… Мама была расстроена ужасно, сказала, что семья недовольна. Конечно, пропустить такой важный праздник!
-Знаешь, - поддержал разговор Сюй До, - я хоть на каникулы домой возвращался, но тоже безумно скучаю. Здесь, в Хабаровске, здорово, конечно, но все совсем не то! Вот ем в ресторане китайском любом: что здесь, что у нас, напротив университета, а в голове одна мысль… Дома-то лучше! Намного… Вернуться бы в Сиань, хоть на денек…
-Да, в Китае хорошо… - Протянул Леша.
После этих слов Ши Фа заметно оживился: потянулся за пачкой сока, налил каждому полный стакан и, привстав, громко произнес:
-За Китай!

   Парни одобрительно опустошили стаканы. Посмотрев на часы, Сюй До с заметной грустью в голосе, признался, что им вдвоем необходимо спешить, ведь общежитие скоро должно закрыться. Понимающе кивнув, Леша позвал официантку и оплатил «вечерние посиделки» старых приятелей. «Был рад повидаться с вами после рабочего дня!» - важно прибавил он, что вызвало общий смех. Уж очень серьезен оказался бывший студент! Максим помог друзьям заказать такси. Машина приехала быстро. Попрощавшись с Лешей, Сюй До залез на заднее сиденье, но Ши Фа почему-то не спешил прыгать в салон.
-Слушай, - обратился он к товарищу, - у меня к тебе дело…
-Какое?
-Вот, возьми. – Он протянул небольшую матрешку. – Я передам маме твой адрес, она заедет заберет. Просто… Каждый раз, возвращаясь домой, привожу ей сувенир… А в этом году в Тяньцзинь прилететь не получилось…
-Все хорошо. – Ответил Леша, убирая игрушку в портфель. – Не переживай. Сделаю.
-Спасибо!

   Такси умчалось вниз по дороге. Писатель и переводчик остались наедине.
-Тебе заказать? – Спросил Максим.
-Я думал, еще прогуляемся. В гостинице-то комендантского часа нет.
Они спустились к Амурскому бульвару, где, несмотря на позднее время, прогуливались небольшие группки людей: вот влюбленная пара под фонарем, неустанно болтает о силе юношеских чувств, вот молодые люди возвращаются с набережной, где, судя по всему, наплевав на все запреты, купались, а вот полноватые мужчины «за сорок» бегут в спортивной одежде, надеясь сбросить несколько лишних килограмм к поездке на море.
-Ты давно пишешь рассказы? – Спросил Леша.
-Да, лет с двенадцати…
-Это здорово! Но почему я только сейчас об этом узнаю?
-Два года ничего в голову не лезло, - ответил Максим, - ни одной строки… Был занят другими делами.
-А сейчас?

-Ну, с февраля снова начал… Вдохновение появилось что ли. Да и за университет не так волнуюсь: все-таки одобрили поступление, а раньше… Готовиться нужно было.
Дойдя до набережной, они присели на скамейку. Дул приятный июльский ветер. Вид на Амур открывался невероятный.
-Знаешь, - продолжил Леша, - я помню, как ты отговаривал меня приезжать в Хабаровск. Говорил, что здесь плохо, «некуда сходить», ничего не развивается…
-Это давно было…
-Давно, да, - улыбнулся китайский товарищ, - но высказывался ты искренне… Сейчас уже так не думаешь, верно? Перед магистратурой в Шанхае.
-Нет, конечно, по-другому…
-Все вы так, русские: ругаете места родные лишь от того, что признаться боитесь, насколько они вам дороги.

-Ты когда философом стать успел?
-Это не философия. Ты давно мне показывал стихотворение… Есенина, кажется: «Большое видится на расстоянии»… Это правда. Я тоже так думаю. Потому-то мне и виднее. Хорошо, что ты в Шанхай едешь учиться. Так, может быть, и забросил бы писать…
Неожиданно телефон в кармане Леши завибрировал. На минуту отвлекшись, он снова повернулся к Максиму и продолжил:
-Помнишь Сун Ли?
-Твою девушку? Конечно!
-Я собираюсь сделать ей предложение. Через месяц. Когда приеду в Харбин, к родителям.
-Классно, Леша! Правда, очень здорово!
-Да, я тоже так думаю. Мне будет очень приятно, если ты приедешь на свадьбу…
-Конечно, я постараюсь.
-Вот и хорошо. – Улыбнулся он. – Кстати, как у тебя с девушкой?
-Ну, - засмущался Максим, - не знаю, если честно. Как-то все… По накатанной пошло.
-Ожидаемо.
-Что? Почему?
-Она – китаянка, ты – русский. «Большое видится на расстоянии», верно? Только деталей издали не разглядишь… А твои рассказы… Деталь важная. Она, боюсь, их не поймет… Да и я тоже.
-Но, ты – мой друг…
-И ты мой тоже. Но, знаешь: ты для меня загадка…
-А ты для меня.
-И это прекрасно. – Засмеялся Леша.

   Где-то вдали горел свет в окошке ночного ларька. Заметив его, переводчик крупной китайской компании обратился к русскому писателю:
-Может, по пиву? «Харбина» здесь нет, но, что вы обычно пьете? «Клинское»?
-Уже одиннадцать, - сказал Максим, - так поздно алкоголь продавать нельзя. Закон.
-Почему? – Удивился Леша.
-Еще одна загадка.

   Весело болтая, они купили две бутылки газировки.
Чокнувшись, приятели выпили за то, чтобы их следующие годы были лучше предыдущих.


(Фото из Интернета)


Рецензии
Здравствуйте, Евгений! Так много китайцев в одном рассказе, знаю это бездуховно, ну не люблю я этот народ. Конечно девушка китаянка не поймёт русского парня, и парень китаец, при всех достоинствах никогда не заговорит на одном языке со своей русской девушкой. Они другие и дело не в языке, а в менталитете в том, что это другая раса. Меня подруга сватала за китайца, ну всё при нём и с ним, я буду, как у Бога за пазухой, но я смотрела на него и понимала, что если я дома со своим мужчиной не могу по душам потрындеть на русском, а должна напрягаться чтобы донести до него свою мысль, и перевести себе, что он мне хочет сказать - это уже не дом.

Маргарита Репаловская   19.12.2020 11:48     Заявить о нарушении
Маргарита, полностью с Вами согласен! Возможность поговорить с партнером на родном языке - очень важна. Как ни крути, но даже с самым высоким уровнем знания китайского (или русского) всю полноту чувств не раскроешь. Всегда останутся "недомолвки".

Поздняков Евгений   20.12.2020 16:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.