Притча о добром барине и злых мужиках

Когда началась очередная русская смута, один русский барин узнал, что многие соседские поместья уже разграблены и сожжены крестьянами. Тогда приехал он из города в своё целое ещё поместье и собрал деревенских мужиков к своему барскому дому. И сошлись мужики, бородатые, грязные и злые, послушать, что им поведает городской барин. Вышел он на крыльцо, снял картуз, перекрестился, как водится, на купола церквушки, потом попотчевал гостей хлебным вином и повёл с ними такую нравоучительную беседу:

– Неужели вы забыли всё то добро, которое я вам сделал в былые недавние времена? Вот ты, Иван, помнишь, как у тебя овин сгорел, так я тебе семенное зерно дал и процентов не взял?

– Да помню, барин, как же не помнить?

– А ты, Степан, помнишь, как заболела твоя дочка, и я дал бричку, чтобы её до города довести, да ещё денег дал, чтобы лекарю заплатить и на лекарство?

– Да помню, барин, как же не помнить?

– А ты, Фёдор, помнишь, как наводнением твой дом был разрушен, как я тебе лес дал на постройку нового, бесплатно?

– Да помню, барин, как же не помнить?

И ещё много всего припомнил барин мужикам, а потом и нестрого спросил:

– Так неужели после всего того моего добра вы разграбите и сожжёте мой дом, мою усадьбу? 
 
Почесали мужики репы и задумались. Между тем нет ничего опаснее молчания народа. Но длилось оно недолго, вышел из толпы самый грамотный и продвинутый мужик и сказал:

– Нет, барин, мы добро помним, твоё поместье мы не будем грабить и жечь. Мы пойдём грабить и жечь соседнего помещика. А тебя, барин, придут жечь и грабить мужики оттуда. Правильно я говорю, мужики?

В ответ последовал гул одобрения...

12 – 14 июня 2020 г.   

© Валентин Поляков 2020


Рецензии