Вермеер. Вид Делфта

  ЯН ВЕРМЕЕР.Вид Делфта. 1660-1661Gezicht op Delft.Холст, масло. 96,5 ; 115,7 см Маурицхёйс, Гаага
 
      Вид Делфта» — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера, на которой изображен родной для Вермеера город Делфт. Является одной из самых больших по размеру картин художника и одним из двух его пейзажей.
 
         Картина очень четко делится по горизонтали на четыре части: набережная, вода, здания, небо. При этом для каждой части Вермеер использовал особенную технику. Например, для передачи блеска воды он воспользовался техникой пуантилизма, а для изображения камня смешивались неровные гранулы красок.
      
   Вермеер показал город с юго-востока от канала реки Схи. Время действия — утро, солнце на востоке, часы на Схидамских воротах показывают 7 часов. На картине изображено около 15 человек.Слева на берегу художник изобразил мать с ребенком, даму в обществе двух элегантно одетых бюргеров, и в центре картины еще две женские фигуры. Река Схи, протекающая у города, разветвляется на картине на Старый и Новый канал.

            Пруст писал о полотне Вермеера Вид Делфта, которое он видел в музее Гааги 18 октября 1902 г., своему другу художественному критику Ж.-Л. Водуае: «С тех пор, как я увидел в Гааге „Вид Делфта“, я понял, что я видел самую прекрасную картину в мире» (письмо от 2 мая 1921 г.)]. В романе «Пленница» герой «В поисках утраченного времени» Бергот умирает на выставке, любуясь жёлтой стеной на этой картине.
       По отношению к пейзажам Вермеера принято говорить о пленэре. И здесь тоже художник остается, верен традициям старонидерландской живописи, в начале XV века делавшей попытки изображения воздушной перспективы и солнечного света. Однако сколь далеки эти попытки от того, что с таким блеском удается Вермееру!

     Полагают, что живописец писал картину «Вид города Делфта» при помощи камеры-обскуры, стараясь передать игру света на воде и предметах. Особенно это заметно в изображении водной поверхности у рыбачьих баркасов в центре и правой части картины.
 
       В панораме Делфта солнечный свет предстает во всем своем природном разнообразии: в лучах, пробивающихся сквозь облака, в отражениях на воде, в бликующей поверхности мокрых от дождя зданий. В этом сиянии город не теряет своей реалистичности и остается обителью тех мыслей и чувств, которые выражал своим искусством Ян Вермеер.

     Сравнивая эту картину с рисунками и гравюрами других авторов, можно сделать вывод, что Вермеер для более гармоничной композиции изменил реальный вид Делфта, в частности, здания на самом деле были выше и уже. Слева направо изображены: пивоварня «Попугай», Кетельские ворота, Схидамские ворота, башня Новой Церкви, Роттердамские ворота.

    К настоящему времени не сохранилось ни одного здания, изображённого Вермеером, даже обе церкви впоследствии были перестроены, шпиль Новой Церкви после пожара в 1872 году был заменён. Осталась неизменной только форма гавани.


Рецензии