Как цифровые технологии влияют на обучение?

     В своем эссе я попытаюсь разобраться, как цифровые технологии влияют на обучение в высших учебных заведениях. Изучить такой непростой вопрос, мне поможет фильм режиссера Эндрю Росси «Башня из слоновой кости».
     Но прежде чем перейти к основной теме эссе, я считаю необходимым рассмотреть предысторию образования в США на примере обозначенного документального фильма.
     В начале фильма на экране выплывают следующие строки: «Колледж – попытка сохранить культурную память, перехитрить смерть, попытка побороть время и бренность бытия». Пожалуй, соглашусь с данным мнением. Обычно, когда я вхожу на территорию своего корпуса, меня переполняет великая гордость и вместе с тем необычайное волнение. Я это связываю с тем, что понимаю, какая огромная ответственность ложится на мое плечи. Мое будущее, моя профессия, развитие профессионально важных навыков и умений – всё это зависит от меня самой. Когда ты понимаешь всю значимость этой ситуации, начинаешь ценить то место, где проводишь большую часть своего времени в погоне за новыми знаниями.
     Между тем, в документальном фильме Эндрю Росси проносятся громкие заголовки: «Гонка за дипломами? Колледж слишком дорог? Ситуация выходит из-под контроля?» Более детально нам поможет разобраться в этой проблеме, профессор гуманитарных наук Колумбийского университета, Эндрю Дельбанко, который говорит, что многие американцы задаются вопросом, стоит ли вообще получать высшее образование и как попасть в правильный колледж? 
     Да, действительно, высшее образование продаётся обществу, как универсальный ключ к светлому будущему. А в том же самом Гарварде считают, что лучшее обучение – это получение гуманитарного образования. Это самый знаменитый, престижный и высокий по рейтингу университет находится в американском городе Кембридж, входящего в состав Бостона, штата Массачусетс. По мнению профессоров данного учебного заведения, они дают умение студентам думать, обосновывать и задавать вопросы. В Гарвардском университете имеется вводный курс информатики под названием CS50 – это самый посещаемый курс. С помощью него студенты учатся создавать собственные веб-сайты, постигают азы онлайн-курсов. Дэвид Мейлан, преподаватель курса CS50, говорит: «Важно соотносить себя на финише курса с собой в его начале».
     Как известно, Гарвардский университет – отпрыск Кембриджского университета в Англии. Главная проблема образования на сегодняшний день в США, по мнению многих ректоров, состоит в том, что они создали продукт, который слишком дорог. В связи с этим многим студентам пришлось влезть в баснословную сумму долгов. Плата за обучение в Америке постоянно растет. Американские студенты задаются вопросом, действительно ли они получают качественное образование?
     Кризис современной системы высшего образования на почве неимоверного долга по кредитам на обучение превысил триллион долларов! К слову, нужно подметить, что это выше, чем долги по кредитным картам. Как бы это парадоксально не прозвучало, кредит стал основным источником платы за обучение.
     У меня назревает следующий вопрос: с чем связан такой бешеный скачок в ценах за обучение? Оказывается, американские университеты выступают против модели бесплатного образования, так как она уже давно устарела. Вместе с тем, американские колледжи снабжены огромными привилегиями для комфортной жизни студентов: шикарные общежития, снабженные бассейнами, зонами отдыха, так и манят поступивших в колледж первокурсников. Масло в огонь подливают и сами колледжи, поощряя вечеринки, устраиваемых на территории кампуса вместо учебы, где молодежь гуляет, веселится, употребляя алкоголь и затевая разборки в бассейнах.
     Доказано, что 36% студентов тратят на учебу 5 часов в неделю (это меньше часа в день). Половина ребят признались, что у них не было ни одного курса, где они бы записали больше, чем 20 страниц. Складывается впечатление, что чем больше соблазнов, тем меньше контроля.
     Из фильма Эндрю Росси можно узнать, что студенты будут довольны как потребители, когда курс, на котором они учатся, окажется легким и быстрым.
     В 2013 году другой университет, Купер Юнион, начинает испытывать дефицит финансовых средств. Из истории данного вуза мы можем узнать, что еще в 1859 году,американский промышленник и основатель университета, Питер Купер, желал, чтобы молодые люди получили здесь хорошее образование, которое было бы абсолютно доступным и бесплатным для всех. Однако нынешняя администрация вуза настаивает на том, что образование нельзя рассматривать как право. «Бесплатная модель обучения крайне запутана», – высказывается Джемшед Беруча – президент колледжа Купера с 2011 года. За год он зарабатывает 70.000 $. Финансовые отчёты показывают огромный дефицит, по его словам. Также он невольно высказался и о том, что бывший основатель Питер Купер обсудил бы плату за обучение, если б это было необходимо.
     В документальном фильме «Башня из слоновой кости» раскрываются следующие секреты: бюджет в Гарвардском университете составляет 30 миллиардов долларов, из которых ректор за год получает 90.000 $.  Как это ни печально слышать, но большинство институтов высшего образования стремятся к росту любой цены.
     Из документальных данных известно, что в 1965 году в Америке издали закон о высшем бесплатном образовании для всех. Однако уже в 70-х годах у студентов выбили почву из-под ног, и образование перестало быть бесплатным. Образование стало не общих правом, а личной выгодой.
     Рейган, губернатор Калифорнии, на тот момент говорил: «Государство не должно субсидировать интеллектуальное любопытство. Высшее образование – это пустая трата денег. Личная выгода должна быть оплачена. Слово «бесплатное» часто злоупотребляют. Люди должны сами решать свои проблемы, как учиться».
     По научной статистике американский выпускник обременен кредитом размером в среднем на 25.000 $. По словам Питера Тила, соучредителя стипендии «PAYPAL THIEL», образование в каком-то смысле становится коварной недвижимостью.
     Половина кредитов либо отсрочка, либо уже просрочена – в этом случае уже начисляется процент. Долг и проценты будут преследовать студента до самой смерти. Специалисты утверждают, что по достижении долга размером в 50.000 $, стоит задуматься о ценности вашего образования.
     Из фильма узнаю, что с выпуска 2014 года с каждого студента будет взиматься плата за обучение, обучающихся в колледже Купера. Тем не менее, студенты проявили решительность и решили оккупировать офис ректора в течение 65 дней. Их было 40 человек. Они требовали сместить с поста нынешнего президента колледжа Купера и вернуть им бесплатное обучение. Устроив забастовку, молодые люди проводили целые ночи в кабинете ректора. 8 мая 2013 года состоялась первая ночь оккупации. Своё присутствие студенты обозначили красным цветом. Каков же был их результат? Студенты сформировали рабочую группу вместе с выпускниками и попечителями, чтобы понять, как избежать платного обучения. Плата за обучение всё-таки вступила в законную силу. По словам одной студентки, потребуется время, чтобы изменить этот мир.
     Я не хочу упускать из своего внимания город Сан-Франциско – родины растущего движения «Колледж не нужен». Здесь ребята работают над стартапами в сфере образования, где главную роль будут играть не полученные оценки, а навыки будущего специалиста.
     Всем нам известно, что бакалавриат – это золотой стандарт. Как достичь идеала, уменьшив плату!? Новые технологии – вот решение проблемы. 
     Теперь перейдем к изучению непосредственно цифровых технологий в обучении. В 2011 году группа профессоров Стэнфорда переполошила университетский мир, пообещав бесплатные курсы по интернету. 
     Ректор Стэнфордского университета назвал этот период «Цунами». Существует мнение, что MASSIVE OPEN ONLINE COURSES или MOOC (массовые открытые онлайн-курсы) изменят высшее образование в США. Это уничтожит колледжи в их классическом понимании.
     Я узнала, что MOOC обязан своим появлением Дэфни Коллер, преподавателю Стэнфорда. Именно она ратовала за онлайн-курсы и пригласила к сотрудничеству Себастиана Трана. По мнению Трана, это лекция об искусственном интеллекте. Изначально они преподавали этот курс в Стэнфорде, теперь же и по всему миру. У них насчитывается 100 тысяч онлайн подключений. Себастиан Тран, соучредитель «UDACITY» говорит: «Студенты выбирают курсы за их интерактивность».
     Следовательно, вытекает вопрос: есть ли другой способ обучения, когда ученик может сам найти путь решения проблемы? Могут ли технологии расширить доступность высшего образования?
     Я согласна с тем, что невозможно предсказать, что выберут и предпочтут большинство студентов: онлайн-курсы или же личное общение? Я понимаю, что система «UDACITY» переносит внимание от учителя к ученику. И я также понимаю, что чем больше мы учимся, тем больше мы тратим.
     Когда один из университетов Америки заключил партнерское соглашение с «UDACITY», он преследовал лишь одну цель – открыть больше курсов за меньшие деньги. Состоятельные студенты общаются с преподавателями, студенты победнее идут на YouTube.
     Итоги работы «UDACITY» потрясли мир своими результатами:
1) Процент сдачи основ статистики составляет 50,5%;
2) Алгебра 25,4%;
3) Математика 23,8%.
     С некоторой иронией в голосе можно сказать, что преподаватели ожидали увидеть чудо, но в ответ лишь испугались. «UDACITY» не выход. Соглашусь с другими профессорами, что у студентов должны быть дисциплина, мотивация и настойчивость, чего не может дать цифровое обучение. По мнению студентов, обучавшихся на данном курсе, вопросы были бессмысленными и им не давали обратной связи. Таким образом, молодые люди не смогли освоить курс. Университет Сан-Хосе перестал сотрудничать с «UDACITY».
     Вернемся к анализу Гарвардского университета. Построенный информационный курс CS50 не такой уж и презентабельный в полном смысле этого слова из-за того, что многие студенты по-прежнему нуждаются в совете и в помощи по освоению данного курса. Преподаватель курса CS50, Дэвид Мейлан, признается, что нельзя заменить учителя роботом, автоматом или говорящей головой. Ничто не может заменить личное общение.
     Назревает следующий вопрос, как совместить 2 модели:
1) Личное общение;
2) Возможность онлайн-курсов.
     То есть, как же университету создать гибридную модель? Над этим вопросом еще продолжают думать ученые.
     Открытые онлайн-курсы позволяют обучать наименее обеспеченных учеников. Новые технологии дают людям образование, на которое у них не хватило бы средств.
     На мой взгляд, было бы неправильно ограничиваться мнением лишь американских ученых. Я решила прибегнуть к мыслям российского психолога и педагога, Андрея Александровича Вербицкого.
     Я соглашусь с его мнением, по поводу того, что в принципе компьютер не способен превращать значения какой-нибудь информации в смыслы, а информацию в значение. Безусловно, чтобы познать процессы онлайн-курсов, необходимо найти собственно психолого-педагогические механизмы и закономерности, которые будут проходить на данной платформе.
     А пока, на мой взгляд, существует огромный риск, когда цифровые технологии продолжают внедряться в обучение, не проработанные до конца и не изученные с точки зрения психолого-педагогического подхода. Ведь по существу, компьютер не сможет воспитать личность из студента/ученика, как это сделает преподаватель.
     Вот, что по этому поводу думает А. А. Вербицкий:
1. Существует реальный риск в деградации речи, а вместе с ней и мышления, поскольку оно совершается в речи, которая в цифровом обучении редуцируется до нажатия пользователем на буквы клавиатуры компьютера.
2. В цифровом обучении речь вообще не идёт о воспитании.
3. Взаимодействие с машиной не является диалогом по своему внутреннему содержанию.
     Полностью поддерживаю точку зрения А. А. Вербицкого, так как уже говорила выше, что компьютер не заменит личного общения с преподавателем и научит ученика думать лишь поверхностно, а не углубленно.
     Я хочу разобраться в том, что же несет в себе выражение «башня из слоновой кости». Оказывается, это метафора, обозначающая мир творческих порывов и высоких чувств, которые очень далеки от суетного мира с его житейскими заботами и практическими расчетами. Мне тут же вспоминаются здесь студенты колледжа Купера, которые не хотели платить за обучение, оккупировав офис ректора на 65 дней.
     Я прихожу к однозначному мнению о том, что без психолого-педагогического подхода в цифровом обучении научить чему-то учеников будет невозможно и вместе с тем неправильно и далеко не гуманно.


Рецензии