Сталкер Никольский

Что за имена, что за названия – обалдеть! Но вот так карты легли, что Владимира Никольского, студента Казанского художественного училища его педагог, художник-декоратор Рашит Сафиуллин пригласил в качестве помощника на Мосфильм, где шла работа над новым фильмом «Сталкер». Он выбрал Никольского, как наиболее талантливого и шустрого студента из всего курса.
В те давние времена великий режиссёр Андрей Тарковский творил, что называется, не всегда в соответствии с линией партии. Поэтому палок в колёса и всевозможных худ. советов хватало. В эту борьбу за место под тусклым солнцем соцреализма парень из Казанской периферийной богемы попал, как говорится, как кур в ощип.
После пыльной и тусклой в те времена Казани он конечно впечатлился от увиденного. Да что там говорить, когда по коридорам и закоулкам павильонов ходят, курят, треплются настоящие легенды кино и театра. А тут студент, казанский, хоть и стройный, и с мозгами, но, как говорится, всё равно не тот колер. А те, тоже молодые, шустрые, сразу секут ребят с периферии и предлагают в перерывах и перекурах буквально за рубель двадцать сняться на вечную память. А что, возможно и сам останешься в истории.
Да,  довелось ему побродить по шумным павильонам Мосфильма. А там дым коромыслом! Где пожар из пиротехники тушат, где снег расстилают для зимних съёмок, а где вообще какие-то разборки снимают, идёт стрельба и, кажется, пули свистят со всех сторон. Только успевай уворачиваться.
В это время кроме «Сталкера» шли съёмки ещё трёх известных картин «Трактир на Пятницкой», «Ночь над Чили», «Право последней подписи».
А главная его удача выпала, когда волею судьбы довелось пожить некоторое время в доме самого Андрея Тарковского. В те давние годы, в отличие от нынешнего гламура и тусовки, ещё не все москвичи были испорчены цивилизацией. В том числе и Тарковский. Мужик он оказался простой, и когда у Владимира возникли проблемы с жильём, без лишних слов предложил толковому парню перекантоваться у него в квартире на Мосфильмовской улице.
Никольский, на правах сироты казанской, был принят в семью режиссёра как родной. Что, в общем, и не удивительно. Его весёлый, общительный характер, ирония и юмор сразу располагали к себе.
Вот эпизод из жизни великих. Андрей Тарковский как-то пригласил к себе в гости режиссёра Сергея Герасимова с супругой. Понятное дело, лауреат всевозможных премий, званий и так далее. И в суете не успели купить сыру французского под названием «Рокфор», до которого лауреат был большой охотник. Вот Володе и поручили эту ответственную миссию, отправив в гастроном. Никольский понятия не имел, что это за продукт, но виду не подал и рванул по указанному адресу. Когда вынесли заказ, учуяв специфический запах и увидев плесень, поморщившись, спросил:
- А что, тухлее не было?
Продавщица, приняв замечание за шутку знатока, сказала:
- Это из последней партии, сколько будете брать?
Две бабки, типичные москвички, стоявшие за Владимиром, оценив дефицит, тут же вступили в диалог и защебетали:
- Если не будете брать, мы возьмём!
На что был получен короткий ответ:
- Беру всё!!!
Позже за столом, лауреат, распробовав деликатес, признался, что даже во Франции такого вкусного едать не приходилось, и Никольский среди великих был признан, как непревзойденный знаток французской кухни.
В быту Андрей Тарковский был непритязателен, и когда жена Андрея Лариса отсутствовала, Владимиру не раз приходилось, жарить яичницу и варить картошку. Приходилось и сына Тарковского по утрам отводить в школу. В общем, всё было как у всех. Это, несмотря на то, что Тарковский был уже не раз и не два засвечен на Канском, Венецианском и других международных фестивалях со своими фильмами. Ему некогда было звездить, он работал на совесть, на износ. Это было делом и смыслом его жизни.
Никольский получил нагляднейший урок по киноискусству. Увидел, как творит великий режиссёр. Как относится к своему делу. Получил кучу информации. Как дождь делать, как снег, как дым в глаза пускать. Оказалось что всё это запросто, без проблем. И можно совершенно на ровном месте замутить такое, что и самому чёрту не приснится!
Вот приблизительно тогда и начал по-настоящему творить талантливый, и пока малоизвестный художник Владимир Никольский.
Желание поучаствовать в работе над картиной и посещение Мосфильма помогли  добавить в его арсенал новую фантасмагорическую палитру красок и идей, которые в дальнейшем не раз шокировали публику. Почти как в фильме Никольский чисто интуитивно смог проникнуть в ту самую «Зону» где «могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные». Он для себя решил главную задачу. Для чего нужен здесь и сейчас, и сам стал Проводником в зону, называемую «Искусство».
Если смотреть на ретроспективу работ В.В. Никольского, то однозначно возникает мысль о том, что в жизни главное, это не оставаться равнодушным.

Друзья не зря прозвали художника Певцом российского раздолбайства. Никто не мог воспроизвести так  душевно, с таким пониманием развал и разруху в российской глубинке, как Никольский, с его фотографической и исторической памятью. Он не писал с натуры, а как сам говорил, писал из башки. Если присмотреться к его работам, то там такие аллегории, фантазии, энергетика, что крыть нечем!
Взять хотя бы картины «Христос воскрес!», «Ворота в рай…», «Дорога в детство»,  «Воспоминание».
 
Вот такой мощный заряд может извлечь творческий человек, которому Бог дал шанс соприкоснуться с настоящим Мастером и его искусством.
Его натюрморты, пейзажи и другие сюжеты, как и прежде полны загадок и фантазий и невольно заставляют остановиться и задуматься.

 



Рецензии